Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Общая характеристика дошкольного возраста
1.2.Особенности развития памяти у дошкольников
1.3. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте
1.4. Переход от непроизвольной к произвольной памяти
2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНГИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
Методики исследования объема слуховой и зрительной памяти.
2.2. Результаты исследования памяти у дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

 

Результаты исследования  слуховое памяти у шестилеток показали, что процесс запоминания у шестилеток также развит хорошо, как и 4-х летних детей.  При сравнении количества воспроизведенных слов после первого предъявления, можно увидеть, что  объем кратковременной слуховой памяти больше у шестилеток, что говорит о наличии возрастной динамики памяти в течение дошкольного детства.

Таблица 3

В ходе исследования зрительной памяти были получены результаты представленные в таблицах 3 и 4.

 

Результаты исследования объема слуховой памяти у дошкольников 4-х лет

Имя

Маша К.

Данила В.

Илья В.

Алина П.

Диана Г

Количество запомненных предметов

4

5

5

4

5

 

 

 

Таблица 4

Результаты исследования объема зрительной памяти у дошкольников 6-ти лет

 

Имя

Арина З.

Антон С.

Никита В

Лидия Ж

Вика Ч

Количество запомненных предметов

6

5

7

7

6

Как мы видим из таблицы 3, большинство детей  имеет нормальный объем памяти для возраста 4года, при этом объем зрительной памяти больше чем объем слуховой памяти (см. таблицу 1).

У шестилеток также объем зрительной памяти выше объема слуховой памяти и также находится в пределах нормы.

Сравнивая показатели объема памяти у дошкольников 4-х лет и шестилеток мы можем сказать, что у шестилеток объем  зрительной памяти выше, чем у дошкольников 4-х лет.

Таким образом, по результатам исследования мы можем сделать следующие выводы:

      У большинства дошкольников, принявших участие в исследовании, объем кратковременной памяти находится в пределах возрастной нормы;

      У старших дошкольников объем кратковременной памяти как слуховой, так и зрительной выше, чем у младших дошкольников;

      Как у старших, так и у младших дошкольников, объем кратковременной зрительной  памяти выше, чем объем  кратковременной слуховой памяти.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в данной работе мы остановились на рассмотрении особенностей генезиса процесса памяти, а именно исследовали особенности памяти у дошкольников.

В первой части работы были рассмотрены теоретические аспекты развития памяти в дошкольном возрасте. Память в дошкольном возрасте является ведущим познавательным процессом,  в зависимости, от которых строятся все остальные процессы.

Первоначально память носит непроизвольный характер. Данный  вид памяти является ведущим в дошкольном возрасте.  Развитие произвольной  памяти происходит в играх и в процессе воспитания. Проявления запоминания связано во многом с интересами ребенка. В дошкольном возрасте дети начинают понимать осмысленно, т.е. они понимают то что запоминают, тем самым наряду с развитием памяти происходит развитие мышления ребенка. Формирование произвольной памяти обуславливает подготовку к ребенка к обучению в школе, где ему придется запоминать необходимый объем информации в не зависимости от его желания и интересов.

При анализе литературы было выявлено, что существуют различия между дошкольниками по объему памяти, это позволило нам выдвинуть гипотезу о том, что память дошкольников постепенно совершенствуется от года к году, но существенные различия могут быть между младшим дошкольным возрастом и старшим дошкольным возрастом, поскольку лишь к концу дошкольного возраста память детей претерпевает значительные изменения, приобретая элементы произвольности, долговременности.

Проверка гипотезы на выборке из 10 детей (5 младшего дошкольного возрасти и 5 старшего дошкольного возраста) с помощью психодиагностических методик показала достоверность нашего предположения.

Таким образом, мы можем говорить о том, что процесс памяти претерпевает изменения не только в течение всей жизни человека, но и в  течении одного возрастного периода.

Диагностика развития памяти обеспечивает своевременное  выявление нарушений в развитии, для того чтобы суметь вовремя скорректировать нормальный ход развития. Нормальное  развитие  познавательных процессов является предпосылкой успешного обучения в школе и адаптации человека в обществе в целом и  память, которая связывает прошлое и настоящее человека является важным компонентом.

Проведенное исследование, не смотря на малую выборку,  имет практическую значимость и его результаты могут представлять интерес для  педагога- психолога, воспитателей и родителей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.

2.      Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М. Забродина. - М.: Прогресс, 1980.

3.      Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. - М.: Просвещение, 1964.

4.      Возрастные и индивидуальные различия памяти. /Под ред. А.А. Смирнова – М: Просвещение, 1967. – с.300

5.      Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816.

6.      Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. - 1008с.

7.      Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е издание. - М.: 1999, - 373с.

8.      Детская психология: Учебное пособие. / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Палько. – Мн: Университетское, 1988.

9.      Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А.Бенедиктова. - Мн.: 1989.

10. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М: Просвещение, 1978. – с.96, 115.

11. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. – М: Просвещение, 1967. – с. 156

12. Истомина З.М. Развитие памяти. – М: Просвещение, 1978. – с. 120

13. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, - М.: 1981

14. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.: Питер, 2000, - 289с.

15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.

16. Лебедева О. О возможностях развития образной памяти. // Ж. Дошкольное воспитание, 1985, №8

17. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр Академия, 1997.

18. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. / Под ред. Л.А. Венгера. – М: Просвещение, 1975. – с. 239

19. Немов Р.С. Психология образования : Кн.2. - М.: Просвещение,1994, - 606с.

20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования - 608с.

21. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.

22. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998.

24. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. — 256 с.

25. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: 1995.

27. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1966.

28. Хрестоматия по общей психологи: Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.  Романова. -  М.: Изд-во МГУ, 1979.

29. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240

 

2

 



Информация о работе Развитие памяти у детей дошкольного возраста