Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Общая характеристика дошкольного возраста
1.2.Особенности развития памяти у дошкольников
1.3. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте
1.4. Переход от непроизвольной к произвольной памяти
2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНГИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
Методики исследования объема слуховой и зрительной памяти.
2.2. Результаты исследования памяти у дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

а) выбор нескольких равных между собой брусков;

б) выбор длинных и коротких брусков;

в) составление групп из коротких, средних и длинных брусков;

г) воспроизведение логически правильной, но чересчур, короткой последовательности;

д) составление полной исходной упорядоченной серии.

Следующий результат состоял в том, что через шесть месяцев без всяких новых предъявлений запоминаемого материала память у детей спонтанно улучшилась в 75% случаев. Те из детей, кто находился на уровне (а) перешли к построению серии по типу (б). Многие с уровня (б) перешли на (в) или даже (г). С уровня (в) дети переходили на следующий и т.д

При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут её запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы.

Память сохраняет представления, которые в психологии интерпретируют как обобщенное воспоминание. Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представлениям есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления 5, С. 126 . Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.

Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребёнку богатые возможности для развития его памяти. Произвольно запоминать, помнить и припоминать материал в играх могут уже дети 3-4-летнего возраста.

Произвольные формы запоминания и восприятия начинают складываться в возрасте четырех - пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы оказывается выше, чем слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого. 5.

В процессе коллективной игры ребенок, исполняя роль связного, должен был передать в штаб сообщения, состоящие из одинаковой начальной фразы и нескольких надлежащим образом подобранных наименований отдельных предметов (каждый раз, разумеется, других).

Самые маленькие дети, исполняя роль связного, не принимали ее внутреннего содержания. Поэтому сплошь и рядом убегали выполнять поручение, даже не выслушав его до конца.

Другие дети принимали содержание роли. Они были озабочены тем, чтобы передать сообщение, но у них не было стремления запомнить его содержание. Поэтому они выслушивали сообщение, но не прилагали усилий для того, чтобы его запомнить. Передавая же поручение, они не делали никаких попыток активно припомнить забытое. На вопрос, что еще нужно было передать, они обычно просто отвечали: «Ничего, все».

Иначе вели себя старшие дети. Они не только выслушивали поручение, но и пытались запомнить его. Иногда это выражалось в том, что, они шевелили губами и повторяли про себя сообщение по пути к штабу. В ответ на попытки заговорить с ними в этот момент ребенок отрицательно мотал головой и поспешно продолжал свой путь. Передавая поручение, эти дети не просто выпаливали его, но старались вспомнить забытое: «Сейчас скажу еще, сейчас...» Очевидно, что при этом они как-то внутренне напрягались, как-то пытались отыскать в памяти необходимое. Их внутренняя активность была направлена на определенную цель: вспомнить содержание сообщения. . 18, С. 197 

 

 


2.          ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНГИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ

 

2.1. Организация и методы исследования

 

В данной части работы перед нами стоит цель исследовать особенности памяти у дошкольников

Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.

Предметом исследования являются особенности памяти

Гипотеза: мы предполагаем,  что память дошкольников постепенно совершенствуется от года к году, но существенные различия могут быть между младшим дошкольным возрастом и старшим дошкольным возрастом, поскольку лишь к концу дошкольного возраста память детей претерпевает значительные изменения, приобретая элементы произвольности, долговременности.

Задачи эмпирического исследования:

1. подобрать методы и методики направленные на диагностику памяти в дошкольном возрасте.

2. Изучить особенности памяти у дошкольников 4-хлетнего   возраста;

3. Изучить особенности памяти у дошкольников 6-тилетнего   возраста;

3. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.

Методы исследования: тестирование, наблюдение.

Выборку составили воспитанники Государственного дошкольного образовательного учреждения №29 Василеостровского района, города Санкт-Петербурга, 5 детей  4-хлетнего возраста и 5детей –шести лет.

В ходе исследования мы изучали объем памяти зрительной и слуховой.

Исследование производилось индивидуально с каждым ребенком.

 

В ходе исследования применялись следующие методики

Методика исследования объема слуховой памяти.

Изучение слуховой памяти дошкольников по методике «10 слов»

 

Ребенку зачитывают 10 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина,

Воспроизведение – 10 – 7 слов после первого прочтения свидетельствует о высоком уровне слуховой механической памяти, 6 – 4 слов свидетельствует о среднем уровне, 3 – 0 – о низком уровне.

 

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 10 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина,

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

 

Детям давалась следующая инструкция:  «Сейчас я хочу проверить,  как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, ты послушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке»

При последующих предъявлениях давалась следующая инструкция: «Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь повторять их вслед за мной причем, будешь говорить и те слова, которые уже называл в прошлый раз, и новые, какие запомнишь»

В норме хороший результат при первом предъявлении считается воспроизведение 5-6слов, при пятом 8-10.

 

Изучение объема зрительной памяти

Исследование зрительной памяти предполагало, предъявление ребенку картинки с изображением 9 объектов, Давалось ребенку рассмотреть картинки и забирали. Давалась следующая инструкция: «внимательно посмотри на картинку.  Знаешь  ли ты, как называется то, что на ней изображено? Постарайся запомнить картиночки, а потом когда я заберу картинку назвать их»

Картинка предъявлялась один раз, и фиксировалось количество названных правильно картинок.

 

2.2. Результаты исследования памяти у дошкольников

 

В ходе исследования  слуховой памяти у дошкольников 4-хлетнего возраста было выявлено, что один ребенок запомнил после первого предъявления 2 слова,  другие дети по 3 слова.

Таблица 1

Результаты исследования объема слуховой памяти у дошкольников 4-х лет

 

Количество слов

№1

№2

№3

№4

№5

Маша К.

2

4

5

6

7

Данила В.

3

5

6

8

9

Илья В.

3

5

7

8

8

Алина П.

3

4

6

7

9

Диана Г.

3

5

7

7

9


 

Так,  мы видим,  из таблицы 4, что дети в течении исследования смогли запомнить почти все слова, что говорит о нормальном развитии процесса запоминания. Однако, после первого прочтения, показатель запомненных слов достаточно низок.

Для шестилеток, как показало исследование,  более характерно запоминание большего по объему материала после первого предъявления

 

 

 

Таблица 2

Результаты исследования объема слуховой памяти у дошкольников 6-ти лет

 

Количество слов

№1

№2

№3

№4

№5

Арина З.

6

7

7

8

10

Антон С.

5

6

8

9

9

Никита В.

4

5

7

8

8

Лидия Ж.

5

5

6

7

9

Вика Ч.

4

5

6

8

9

Информация о работе Развитие памяти у детей дошкольного возраста