Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:27, курсовая работа
Цель исследования: Выявление особенностей формирования оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: оптико-пространственные функции у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования оптико-пространственных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования и развития оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования и развития оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие оптико-пространственных представлений……………………….5
Формирование оптико-пространственных представлений в онтогенезе..8
Основные направления коррекционной работы по развитию оптико-пространственных представлений…………………………………………..19
Выводы по первой главе……………………………………………………...…22
ГЛАВА 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТИРИЕЙ
2.1 Организация и содержание обследования………………...……………….25
2.2 Результаты обследования…………………..……………………………….29
Выводы по второй главе…………..…………………………………………….37
Заключение……………..………………………………………………………...38
Список литературы………………………………………………………………4
Сравнение уровней сформированности разных видов оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией показало, что лучше всего дети справились с заданиями на обследование сформированности предметного гнозиса. По данному заданию дети показали результат выше среднего – 2,3 баллов.
Немного ниже результаты по заданиям на обследование сформированности пространственного праксиса и конструктивного праксиса. Дети показали по этим заданиям результат среднего уровня – 1,5 и 1,8 баллов.
Из диаграммы №4 видно, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией предметный гнозис развит на 41%, пространственный праксис развит на 27% и конструктивный праксис развит на 32%.
Выводы по второй главе
Проведенное обследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией основные показатели сформированности оптико-пространственных представлений находятся на различном уровне.
При проведении обследования оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией анализ средних баллов позволил определить уровень сформированности конструктивного праксиса.
3 балла – высокий уровень
2 – 2,9 балла – выше среднего
1 – 1,9 баллов – средний уровень
0 – 0,9 баллов – низкий уровень
Для детей старшего дошкольного возраста с дизартрией характерен уровень сформированности предметного гнозиса выше среднего, средний уровень сформированности пространственного праксиса, средний уровень и уровень выше среднего сформированности конструктивного праксиса.
Сравнение уровней сформированности разных видов оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией показало, что лучше всего дети справились с заданиями на обследование сформированности предметного гнозиса. По данному заданию дети показали результат выше среднего – 2,3 баллов.
Немного ниже результаты по заданиям на обследование сформированности пространственного праксиса и конструктивного праксиса. Дети показали по этим заданиям результат среднего уровня – 1,5 и 1,8 баллов.
У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией предметный гнозис развит на 41%, пространственный праксис развит на 27% и конструктивный праксис развит на 32%.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сделать следующие выводы:
Оптико-пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движения), они являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека, к которым относятся непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок трансформации и перемещения мысленного образа. Они включают диапазон представлений от наглядных до так называемых квазипространственных (конструкции, отражающие пространственные отношения).
При изучении особенностей зрительного восприятия детей 5-6 лет с дизартрией выявляются наиболее типичные ошибки: трудности восстановления целого по фрагменту; отсутствие возможности образного «дорисовывания» изображения; сужение объема восприятия; трудности узнавания изображений в условиях «зашумления»; нарушение опознания центральной геометрической фигуры; узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур.
К концу дошкольного возраста у детей с дизартрией формируется такие знания о пространстве, как: форма, величина, протяженность, положение в пространстве и пространственная связь.
Формирование оптико-пространственных представлений у дошкольников с дизартрией является важной проблемой, так как оптико-пространственные представления связаны с развитием речи и являются базисными для развития многих других психических процессов. Наряду с нарушениями речевой системы, в связи с органическим поражением речевых зон, у дошкольников с дизартрией, отмечаются недостатки в двигательной сфере.
Проведенное обследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией основные показатели сформированности оптико-пространственных представлений находятся на различном уровне.
При проведении обследования оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией анализ средних баллов позволил определить уровень сформированности конструктивного праксиса.
Для детей старшего дошкольного возраста с дизартрией характерен уровень сформированности предметного гнозиса выше среднего, средний уровень сформированности пространственного праксиса, средний уровень и уровень выше среднего сформированности конструктивного праксиса.
Коррекционная работа по развитию оптико-пространственных представлений ведется по следующим основным направлениям:
1. Предметный гнозис ( предъявление контура, узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений, предъявление неполного рисунка)
2. Пространственный праксис (рисование, “Посмотри и дорисуй”, “Дорисуй”
3. Конструктивный праксис (“Сложи узор” (аналог пробы кубиков Кооса), “Палочковый тест”). Эти задания позволяют сгладить или скоррегировать нарушения оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предъявление контура
Узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений
Узнавание наложенных друг на друга изображений
«Наложенные фигуры» для обследования зрительного восприятия и детской речи (по Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой)
Предъявление неполного рисунка
Найди и дорисуй недостающую фигуру
Информация о работе Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с дизартрией