Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с дизартрией

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявление особенностей формирования оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: оптико-пространственные функции у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования оптико-пространственных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования и развития оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования и развития оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие оптико-пространственных представлений……………………….5
Формирование оптико-пространственных представлений в онтогенезе..8
Основные направления коррекционной работы по развитию оптико-пространственных представлений…………………………………………..19
Выводы по первой главе……………………………………………………...…22
ГЛАВА 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТИРИЕЙ
2.1 Организация и содержание обследования………………...……………….25
2.2 Результаты обследования…………………..……………………………….29
Выводы по второй главе…………..…………………………………………….37
Заключение……………..………………………………………………………...38
Список литературы………………………………………………………………4

Файлы: 1 файл

моя курсовая сейчас.docx

— 972.10 Кб (Скачать)

Сравнение уровней сформированности разных видов оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией показало, что лучше всего дети справились с заданиями на обследование сформированности предметного гнозиса. По данному заданию дети показали результат выше среднего – 2,3 баллов.

Немного ниже результаты по заданиям на обследование сформированности пространственного праксиса и конструктивного праксиса. Дети показали по этим заданиям результат среднего уровня – 1,5 и 1,8 баллов.

Из диаграммы №4 видно, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией предметный гнозис развит на 41%, пространственный праксис развит на 27% и конструктивный праксис развит на 32%.

 

Выводы по второй главе

Проведенное обследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией основные показатели сформированности оптико-пространственных представлений находятся на различном уровне.

При проведении обследования оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией анализ средних баллов позволил определить уровень сформированности конструктивного праксиса.

3 балла – высокий уровень

2 – 2,9 балла – выше  среднего

1 – 1,9 баллов – средний  уровень

0 – 0,9 баллов – низкий  уровень

Для детей старшего дошкольного возраста с дизартрией характерен уровень сформированности предметного гнозиса выше среднего,  средний уровень сформированности пространственного праксиса, средний уровень и уровень выше среднего сформированности конструктивного праксиса.

Сравнение уровней сформированности разных видов оптико-пространственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией показало, что лучше всего дети справились с заданиями на обследование сформированности предметного гнозиса. По данному заданию дети показали результат выше среднего – 2,3 баллов.

Немного ниже результаты по заданиям на обследование сформированности пространственного праксиса и конструктивного праксиса. Дети показали по этим заданиям результат среднего уровня – 1,5 и 1,8 баллов.

У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией предметный гнозис развит на 41%, пространственный праксис развит на 27% и конструктивный праксис развит на 32%.   

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сделать следующие выводы:

Оптико-пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движения), они являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека, к которым относятся непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок трансформации и перемещения мысленного образа. Они включают диапазон представлений от наглядных до так называемых квазипространственных (конструкции, отражающие пространственные отношения).

При изучении особенностей зрительного восприятия детей 5-6 лет с дизартрией выявляются наиболее типичные ошибки: трудности восстановления целого по фрагменту; отсутствие возможности образного «дорисовывания» изображения; сужение объема восприятия; трудности узнавания изображений в условиях «зашумления»; нарушение опознания центральной геометрической фигуры; узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур.

К концу дошкольного возраста у детей с дизартрией формируется такие знания о пространстве, как: форма, величина, протяженность, положение в пространстве и пространственная связь.

Формирование оптико-пространственных представлений у дошкольников с дизартрией является важной проблемой, так как оптико-пространственные представления связаны с развитием речи и являются базисными для развития многих других психических процессов. Наряду с нарушениями речевой системы, в связи с органическим поражением речевых зон, у дошкольников с дизартрией, отмечаются недостатки в двигательной сфере.

Проведенное обследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией основные показатели сформированности оптико-пространственных представлений находятся на различном уровне.

При проведении обследования оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией анализ средних баллов позволил определить уровень сформированности конструктивного праксиса.

Для детей старшего дошкольного возраста с дизартрией характерен уровень сформированности предметного гнозиса выше среднего,  средний уровень сформированности пространственного праксиса, средний уровень и уровень выше среднего сформированности конструктивного праксиса.

Коррекционная работа по развитию оптико-пространственных представлений ведется по следующим основным направлениям:

1. Предметный  гнозис ( предъявление контура, узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений, предъявление неполного рисунка)

2. Пространственный  праксис (рисование, “Посмотри и дорисуй”, “Дорисуй”

3. Конструктивный праксис (“Сложи узор” (аналог пробы кубиков Кооса), “Палочковый тест”). Эти задания позволяют  сгладить или скоррегировать нарушения оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 64 с.
  2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981
  3. Волкова, Л.С. Логопедия./ Л.С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 704 с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов)//комм. И.В. Пешкова. – М.: Лабиринт, 2001. – 368 с.
  5. Гиабалина 3.П. Первый год - самый трудный. М, 1990.  – с. 94.
  6. Зайцева, Л.А. Коррекция зрительного восприятия у детей с дизартрией / Л.А. Зайцева, Т.В. Горудко. // Дэфекталогiя. – 2003. – № 1. – С. 13 - 28.
  7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., «Сов. Россия», 1973. –160 с.
  8. Красовская О.А. О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях в детском возрасте// Проблемы медицинской психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Е.Д. Хомской, Е.Ю. Артемьевой. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. С. 77 – 87.
  9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: «Образование», 1997. – 172 с.
  10. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1964 - 478 с.
  11. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982.  – с. 287.
  12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1969. - 432с.
  13. Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. – 1997. - № 3. - С. 25-37.
  14. Меликян З.А. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития. //Школа здоровья. - 2002. № 1. - С. 28-36.
  15. Мухина В.С. Психология дошкольника. Под редакцией Л.А.Венгера . М.: Просвещение, 1975г.
  16. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: Перевод. - СПб.: Союз, 1997. - 254 с
  17. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. — 256 с.
  18. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология. - №1. - 2000.
  19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.
  20. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.
  21. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М. Изд-во МГУ, 2005. - 190с.
  22. Судиловская, А.В. Проблема формирования пространственных представлений у дошкольников / А.В. Судиловская // Весці БДПУ. – 2008. – № 4. – Серыя 1. - С. 12 - 15.
  23. Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. -М., 1997г.
  24. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.

 

                                    

 

                                           ПРИЛОЖЕНИЯ

Предъявление контура

Узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений

Узнавание  наложенных друг на друга изображений

«Наложенные фигуры» для обследования зрительного восприятия и детской речи (по Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой)

Предъявление неполного рисунка

Найди и дорисуй недостающую фигуру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с дизартрией