Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с дизартрией

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявление особенностей формирования оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: оптико-пространственные функции у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования оптико-пространственных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования и развития оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования и развития оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие оптико-пространственных представлений……………………….5
Формирование оптико-пространственных представлений в онтогенезе..8
Основные направления коррекционной работы по развитию оптико-пространственных представлений…………………………………………..19
Выводы по первой главе……………………………………………………...…22
ГЛАВА 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТИРИЕЙ
2.1 Организация и содержание обследования………………...……………….25
2.2 Результаты обследования…………………..……………………………….29
Выводы по второй главе…………..…………………………………………….37
Заключение……………..………………………………………………………...38
Список литературы………………………………………………………………4

Файлы: 1 файл

моя курсовая сейчас.docx

— 972.10 Кб (Скачать)

1.3 Предъявление неполного  рисунка

Инструкция: “ Покажи слона ”. “Покажи белочку ”и т. д.

Процедура: Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение. Например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста. Заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д.

Оценка результатов

3- полностью выполнил  задание.

2 – выполнил задание  с единичными ошибками.

1 – выполнил задание  с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения  или не выполнил совсем.

2. Обследование пространственного праксиса

2.1. Рисование.

Инструкция. Возьми карандаш, слушай внимательно и рисуй, что я скажу.

1.   В правом верхнем углу нарисуй квадрат

2.   В нижнем левом углу нарисуй круг

3.   В нижнем правом углу нарисуй треугольник

4.   В верхнем левом углу нарисуй прямоугольник

5.   В середине листа нарисуй фигуру, которую ты хорошо знаешь, но я ее не назвала (овал).

Процедура: Ребенку предлагается взять карандаш и по инструкции нарисовать. Если ребенок не знает и не различает геометрические формы, они заменяются изображениями разных предметов (мяч, лодочка, пирамидка и т.д.).

Оценка результатов

3- полностью выполнил  задание.

2 – выполнил задание  с единичными ошибками.

1 – выполнил задание  с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения  или не выполнил совсем.

2.3. “Посмотри и дорисуй”

Цель: Уточнить умение детей сравнивать, анализировать, устанавливать закономерность. Находить недостающую геометрическую фигуру.

Инструкция: Возьми карандаш, смотри внимательно и дорисуй, чего не хватает.

Процедура: Предложить ребенку рассмотреть и назвать то, что нарисовано в каждом столбике – мяч, елочка, дом.

- Нарисуй в пустой клеточке  недостающий предмет.

Оценка результатов

3- полностью выполнил  задание.

2 – выполнил задание  с единичными ошибками.

1 – выполнил задание  с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения  или не выполнил совсем.

2.4. “Дорисуй”

Цель: уточнить умение детей видеть объем целого предмета, точно передавать вторую половину предмета равноценно первой.

Инструкция: Незнайка нарисовал предметы. Назови их. Он правильно нарисовал? Нет, Незнайка торопился и нарисовал только половинки предметов. Помоги ему и закончи рисунок: дорисуй вторую половину каждого предмета.

Процедура: детям предлагаются наполовину изображённые предметы, согласно инструкции ребёнок должен дорисовать вторую половину.

Оценка результатов

3- полностью выполнил  задание.

2 – выполнил задание  с единичными ошибками.

1 – выполнил задание  с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения  или не выполнил совсем.

3. Конструктивный  праксис

3.1. “Сложи узор” (аналог  пробы кубиков Кооса)

Материал исследования. Даны 18 карточек, 9 из них наполовину белые, наполовину закрашенные, 9 карточек закрашены полностью.

Инструкция: Я буду показывать тебе узоры, а ты постарайся их правильно сложить из карточек.

Процедура: Ребенку по очереди предлагают картинки с узорами, он должен сложить заданный узор за определенное время.

Оценка результатов

3- полностью выполнил  задание.

2 – выполнил задание  с единичными ошибками.

1 – выполнил задание  с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения  или не выполнил совсем

3.2. “Палочковый тест”

А) воспроизведение по образцу.

Инструкция: Сложи из палочек рисунок, который нарисован на картинке.

Процедура: Ребенку предлагается выложить рисунок из палочек по образцу.

Б) моделирование по словесной инструкции

Инструкция: Слушай внимательно, я буду тебе говорить, что делать, а ты выполнять.

Процедура: Во время моделирования ребенок получает инструкции: положи палочку справа от круга и т.д.

Оценка результатов

3- полностью выполнил  задание.

2 – выполнил задание  с единичными ошибками.

1 – выполнил задание  с многочисленными ошибками.

0 – отказался от выполнения  или не выполнил совсем

Таким образом, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, а также особенностей развития оптико-пространственных функций в онтогенезе, методика констатирующего эксперимента включает исследование предметного гнозиса, пространственного и конструктивного праксиса.

2.2 Результаты обследования

В процессе обследования были получены определенные результаты. Рассмотрим результаты по каждому из направлений.

  1. Обследование предметного гнозиса

Для дошкольников с дизартрией характерен уровень сформированности предметного гнозиса выше среднего, средний балл составил 2,3. Результаты обследования представлены в таблице №2.

Таблица №2. Особенности предметного гнозиса у дошкольников с дизартрией, в баллах

Ф.И. ребенка

Задания

Степень сформированности функций

Уровень

1.1

1.2

1.3

Ксюша Н.

2

2

3

2,3

Выше среднего

Настя Д.

1

2

3

2

Выше среднего

Сережа Е.

2

2

3

2,3

Выше среднего

Сережа З.

2

2

2

2

Выше среднего

Настя З.

1

2

3

2

Выше среднего

Уровни сформированности функций

1,6

2

2,8

2.3

 

Примечание:

    1. Предъявление контура
    2. Узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений
    3. Предъявление неполного рисунка

Анализ средних баллов каждого ребенка позволил выделить уровень развития предметного гнозиса:

3 балла – высокий уровень

2 – 2,9 балла – выше  среднего

1 – 1,9 баллов – средний  уровень

0 – 0,9 баллов – низкий  уровень

У всех детей уровень развития предметного гнозиса выше среднего. Дети понимали инструкцию, выполняли задание с единичными ошибками. С помощью логопеда дети могли исправить свои ошибки.

В ходе обследования выявлено, что состояние предметного гнозиса у детей представлено уровнем выше среднего. Графически анализ результатов представлен на диаграмме № 1.

  1. Обследование пространственного праксиса

Дошкольникам с дизартрией характерен средний уровень сформированности пространственного праксиса. Средний балл выполнения заданий составил 1,5. Результаты обследования представлены в таблице №3.

Таблица №3. Особенности пространственного праксиса

Ф.И. ребенка

Задания

Степень сформированности функций

уровень

2.1

2.2

2.3

Ксюша Н.

2

2

1

1,7

Средний уровень

Настя Д.

1

1

2

1,3

Средний уровень

Сережа Е.

2

1

1

1,3

Средний уровень

Сережа З.

1

2

1

1,3

Средний уровень

Настя З.

1

2

2

1,7

Средний уровень

Уровни сформированности функций

1,4

1,6

1,4

1,5

 

Примечание:

    1. «Рисование»
    2. «Посмотри и дорисуй»
    3. «Дорисуй»

Анализ средних баллов позволил определить уровень сформированности пространственного праксиса.

3 балла – высокий уровень

2 – 2,9 балла – выше  среднего

1 – 1,9 баллов – средний  уровень

0 – 0,9 баллов – низкий  уровень

При выполнении задания «Рисование» дети показали средний уровень сформированности знаний о геометрических фигурах, ориентировки на листе бумаги. У одних детей были единичные ошибки, а у других многочисленные ошибки в ориентировке на листе бумаги.

При выполнении задания «Посмотри и дорисуй» дети показали средний уровень сформированности анализа и синтеза, умения находить недостающую геометрическую форму, устанавливать закономерность.

 Настя Д. и Сережа  Е. назвали все фигуры, нарисованные  в столбиках, не сразу поняли  порядок чередования и закономерность  расстанови фигур и с ошибками дорисовали недостающие фигуры. Ксюша Н., Сережа З. и Настя З. допускали при выполнении задания единичные ошибки.

При выполнении задания «Дорисуй» одни дети демонстрировали умение видеть объем целого предмета, но не могли точно передать вторую половину предмета; другие дети не видели объем некоторых предметов и не могли дорисовать вторую половину, но при помощи логопеда дорисовывали.

В ходе обследования выявлено, что состояние пространственного праксиса у детей представлено средним уровнем. Графически анализ результатов представлен на диаграмме № 2.

  1. Конструктивный праксис

Дошкольникам с дизартрией характерен средний уровень и уровень выше среднего сформированности конструктивного праксиса. Средний балл выполнения заданий составил 1,8. Результаты исследования представлены в таблице №4.

Таблица №4. Особенности конструктивного праксиса у дошкольников с дизартрией, в баллах

Ф. И. ребенка

задания

Степень сформированности функций

Уровень

3.1

3.2

Ксюша Н.

2

2

2

Выше среднего

Настя Д.

2

1

1,5

Средний уровень

Сережа Е.

2

1

1,5

Средний уровень

Сережа З.

2

2

2

Выше среднего

Настя З.

2

2

2

Выше среднего

Уровень сформированности функций

2

1,6

1,8

 

Примечание:

    1. «Сложи узор» (аналог пробы кубиков Кооса)
    2. «Палочковый тест»

Анализ средних баллов позволил определить уровень сформированности конструктивного праксиса.

3 балла – высокий уровень

2 – 2,9 балла – выше  среднего

1 – 1,9 баллов – средний  уровень

0 – 0,9 баллов – низкий  уровень

При выполнении задания «Сложи узор» дети допускали единичные ошибки.

При выполнении «Палочкового теста» у Насти Д. и Сережи Е. были трудности при моделировании по словесной инструкции, допускали единичные ошибки при воспроизведении по образцу.

В ходе обследования выявлено, что состояние конструктивного праксиса у детей представлено различными уровнями. Графически анализ результатов представлен на диаграмме № 3.

Таким образом, сравним уровни сформированности исследуемых параметров, количественные данные представлены в таблице №5.

Таблица №5. Успешность выполнения заданий на различные функции оптико-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Ф.И. ребенка

Задания

1

2

3

Ксюша Н.

2,3

1,7

2

Настя Д.

2

1,3

1,5

Сережа Е.

2,3

1,3

1,5

Сережа З.

2

1,3

2

Настя З.

2

1,7

2

Уровень сформированности

2,3

1,5

1,8


Примечания:

  1. Степень сформированности предметного гнозиса 
  2. Степень сформированности пространственного праксиса
  3. Степень сформированности конструктивного праксиса.

Информация о работе Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с дизартрией