Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:27, курсовая работа
Цель исследования: Выявление особенностей формирования оптико-пространственных функций у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: оптико-пространственные функции у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования оптико-пространственных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования и развития оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования и развития оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие оптико-пространственных представлений……………………….5
Формирование оптико-пространственных представлений в онтогенезе..8
Основные направления коррекционной работы по развитию оптико-пространственных представлений…………………………………………..19
Выводы по первой главе……………………………………………………...…22
ГЛАВА 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТИРИЕЙ
2.1 Организация и содержание обследования………………...……………….25
2.2 Результаты обследования…………………..……………………………….29
Выводы по второй главе…………..…………………………………………….37
Заключение……………..………………………………………………………...38
Список литературы………………………………………………………………4
Выраженных гностических расстройств обычно не наблюдается у детей 5-7 лет с левосторонними поражениями мозга. Имеющиеся трудности, главным образом, обнаруживаются при предъявлении наложенных и перечеркнутых схематических изображений. Для детей типичны оптико-мнестические нарушения в виде забывания названий зрительно предъявляемых предметов и изображений.
У детей 8-10 лет и 11 -13 лет возрастает значение левого полушария в зрительном восприятии, происходит четкое увеличение частоты и степени выраженности оптических нарушений при поражении теменно-затылочных отделов левого полушария. Также усиливается роль задних отделов при поражениях правого полушария.
1.3 Основные направления
коррекционной работы по
Коррекционная работа по развитию оптико-пространственных представлений ведется по следующим основным направлениям:
1. Предметный гнозис
1.1. Предъявление контура
Инструкция: Назови, что нарисовал художник.
Процедура: Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Если ребенок не может назвать изображение, то логопед предлагает показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки, и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.
1.2 Узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений
а) Узнавание перечёркнутых изображений
Инструкция: “Посмотри, художник нарисовал предметы, а потом их зачеркнул. Что он нарисовал сначала?”
Процедура: Ребенку последовательно предъявляются изображения перечеркнутых предметов.
б) Узнавание наложенных друг на друга изображений (проба Поппельрейтера)
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел».
Процедура: Ребенку последовательно предъявляются наложенные изображения.
Если может, ребенок называет то, что он обвел.
1.3 Предъявление неполного рисунка
Инструкция: “ Покажи слона ”. “Покажи белочку ”
и т. д.
Процедура: Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение. Например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста. Заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д.
2. Пространственный праксис
2.1. Рисование.
Инструкция. Возьми карандаш, слушай внимательно и рисуй, что я скажу.
- В правом верхнем углу нарисуй квадрат
- В нижнем левом углу нарисуй круг
- В нижнем правом углу нарисуй треугольник
- В верхнем левом углу нарисуй прямоугольник
- В середине листа нарисуй фигуру, которую ты хорошо знаешь, но я ее не назвала (овал).
Процедура: Ребенку предлагается взять карандаш и по инструкции нарисовать. Если ребенок не знает и не различает геометрические формы, они заменяются изображениями разных предметов (мяч, лодочка, пирамидка и т.д.).
2.2. “Посмотри и дорисуй”
Цель: Уточнить умение детей сравнивать, анализировать, устанавливать закономерность. Находить недостающую геометрическую фигуру.
Инструкция: Возьми карандаш, смотри внимательно и дорисуй, чего не хватает.
Процедура: Предложить ребенку рассмотреть и назвать то, что нарисовано в каждом столбике – мяч, елочка, дом.
- Нарисуй в пустой клеточке недостающий предмет.
2.3. “Дорисуй”
Цель: уточнить умение детей видеть объем целого предмета, точно передавать вторую половину предмета равноценно первой.
Инструкция: Незнайка нарисовал предметы. Назови их. Он правильно нарисовал? Нет, Незнайка торопился и нарисовал только половинки предметов. Помоги ему и закончи рисунок: дорисуй вторую половину каждого предмета.
Процедура: детям предлагаются наполовину изображённые предметы, согласно инструкции ребёнок должен дорисовать вторую половину.
3. Конструктивный праксис
3.1. “Сложи узор” (аналог пробы кубиков Кооса)
Материал исследования. Даны 18 карточек, 9 из них наполовину белые, наполовину закрашенные, 9 карточек закрашены полностью.
Инструкция: Я буду показывать тебе узоры, а ты постарайся их правильно сложить из карточек.
Процедура: Ребенку по очереди предлагают картинки с узорами, он должен сложить заданный узор за определенное время.
3.2. “Палочковый тест”
А) воспроизведение по образцу.
Инструкция: Сложи из палочек рисунок, который нарисован на картинке.
Процедура: Ребенку предлагается выложить рисунок из палочек по образцу.
Б) моделирование по словесной инструкции
Инструкция: Слушай внимательно, я буду тебе говорить, что делать, а ты выполнять.
Процедура: Во время моделирования ребенок получает инструкции: положи палочку справа от круга и т.д.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сделать следующие выводы:
Оптико-пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движения), они являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека, к которым относятся непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок трансформации и перемещения мысленного образа. Они включают диапазон представлений от наглядных до так называемых квазипространственных (конструкции, отражающие пространственные отношения).
Важными предпосылками овладения грамотой являются:
Развитие представлений о пространстве и пространственной ориентировки происходит в тесной связи:
При изучении особенностей зрительного восприятия детей 5-6 лет с дизартрией выявляются наиболее типичные ошибки:
К концу дошкольного возраста у детей с дизартрией формируется такие знания о пространстве, как:
Коррекционная работа по развитию оптико-пространственных представлений ведется по следующим основным направлениям:
1. Предметный гнозис
1.1 Предъявление контура
1.2 Узнавание перечеркнутых и
наложенных друг на друга
1.3 Предъявление неполного рисунка
2. Пространственный праксис
2.1. Рисование.
2.2. “Посмотри и дорисуй”
2.3. “Дорисуй”
3. Конструктивный праксис
3.1. “Сложи узор” (аналог пробы кубиков Кооса)
3.2. “Палочковый тест”
Таким образом, формирование оптико-пространственных представлений у дошкольников с дизартрией является важной проблемой, так как оптико-пространственные представления связаны с развитием речи и являются базисными для развития многих других психических процессов. Наряду с нарушениями речевой системы, в связи с органическим поражением речевых зон, у дошкольников с дизартрией, отмечаются недостатки в двигательной сфере.
ГЛАВА 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1 Организация и содержание обследования
С целью изучения развития оптико-пространственных функций у старших дошкольников с дизартрией было проведено обследование.
Обследование проводилось на базе МБДОУ №171 комбинированного вида «Теремок» г.Оренбурга.
Было обследовано пять детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Таблица №1. Характеристика детей
№ |
Ф.И. ребенка |
Возраст |
Заключение ПМПК |
1 |
Ксюша Н. |
5 |
Дизартрия ср. ст |
2 |
Настя Д. |
5 |
Дизартрия ср. ст |
3 |
Сережа Е. |
5 |
Дизартрия ср. ст |
4 |
Сережа З. |
5 |
Дизартрия ср. ст |
5 |
Настя З. |
5 |
Дизартрия ср. ст |
В основу диагностики были положены исследования: А.Р. Лурия, О.С. Бот, Р.И. Лалаевой, М.М. Кольцовой, Н.И. Озерецкого, Л.Г. Моисеевой.
1. Обследование предметного гнозиса
1.1. Предъявление контура
Инструкция: Назови, что нарисовал художник.
Процедура: Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Если ребенок не может назвать изображение, то логопед предлагает показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки, и предлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.
Оценка результатов
3- полностью выполнил задание.
2 – выполнил задание с единичными ошибками.
1 – выполнил задание с многочисленными ошибками.
0 – отказался от выполнения или не выполнил совсем.
1.2 Узнавание перечеркнутых и наложенных друг на друга изображений
а) Узнавание перечёркнутых изображений
Инструкция: “Посмотри, художник нарисовал предметы, а потом их зачеркнул. Что он нарисовал сначала?”
Процедура: Ребенку последовательно предъявляются изображения перечеркнутых предметов.
б) Узнавание наложенных друг на друга изображений (проба Поппельрейтера)
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел».
Процедура: Ребенку последовательно предъявляются наложенные изображения.
Если может, ребенок называет то, что он обвел.
Оценка результатов
3- полностью выполнил задание.
2 – выполнил задание с единичными ошибками.
1 – выполнил задание с многочисленными ошибками.
0 – отказался от выполнения или не выполнил совсем.
Информация о работе Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с дизартрией