Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:03, курсовая работа
Цель исследования: изучение развития эмоциональной сферы подростков
Задачи:
Изучить научную литературу по проблеме развития эмоциональной сферы
Выявить особенности развития эмоциональной сферы детей подросткового возраста
Изучить методики и приемы, направленные на развитие эмоциональной сферы подростков
Контингент: подростки
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития эмоциональной сферы……………………………...……………………………………5
1.1Психологический процесс «эмоции»……………………………………...…5
1.2 Возможные пути развития эмоциональной сферы человека ………...….10
Глава II. Психологические особенности эмоциональной сферы подростков……………………………………………………………………………....14
2.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста……....14
2.2 Развитие эмоциональной сферы у подростков ………………………...…21
Глава III. Методики и приемы развития эмоциональной сферы у подростков…27
Заключение……………………………………………………………………….….33
Список литературы……………………………………………………………….…35
По данным Л.А. Регуша, пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек - 13-15 лет. Получается, что 13 лет- возраст пика эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрасте больше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми. Так, учителя отмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-х классов, т.е. в возрасте 13 лет. Многие взрослые отмечают и всплеск своеобразного злорадства у 13-летних подростков: например, они находят смешными неприятности других людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам и т.п.
По мнению В.Г. Казанской, подросткам свойственно застревать на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных. В результате подростки, особенно девочки, иногда буквально «купаются в своих переживаниях» И без особого энтузиазма реагируют на попытки окружающих помочь им, увлечь каким-нибудь конкретным делом. [9]
В число наиболее значимых для подростков областей проблемных переживаний входят отношения с родителями и со сверстниками. Такие жизненные области, как досуг и школа, тоже вызывают у них беспокойство, хотя и в меньшей степени. Кроме этого, как показали исследования (А.И. Подольский, О.А. Идобаева) на первом месте у большинства подростков источником переживаний является жизненная сфера «будущего». Что ожидает их дальше, как сложится последующая жизнь, удастся ли осуществить свои планы и воплотить мечты. Причем больше переживаний, связанных с будущим, отмечается у тех подростков, у которых выше общая тревожность и у тех, кто более интеллектуально развит.
Вывод по II главе: Таким образом, подростковый возраст- переходное время, время выбора, время решений. В переходный период появляются самосовершенствование и связанный с ним интерес к учению.
становится формирование чувства взрослости. Главное психологическое приобретение этого периода – это открытие своего внутреннего мира.
Так же мы выделили и описали
психофизические особенности
Проанализировав работы Л.А. Регуша выявили, что пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек - 13-15 лет.
Мы выяснили, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится также, более способным к их торможению волевым усилием.
Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека с легкостью могут возникнуть повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги.
Глава III Методики и приемы развития эмоциональной сферы у подростков
Эмоции - важнейшая часть душевной жизни человека, и развитию эмоциональной сферы личности необходимо уделять не меньше внимания, чем развитию интеллекта, здоровья, физической силы и других личностных ресурсов. Диагностика выступает как неотъемлемая часть психологического сопровождения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей системы психологического сопровождения.
Для определения эмоционального развития у подростков, выяснения причин возможных отклонений можно использовать следующие методы диагностики:
- наблюдение;
- беседа и анкетирование подростков;
- проективные методики: «Несуществующее животное».
-тестовые методики: Опросник САН, цветовой дневник настроения, Опросник Баса- Дарки, Тест Кеттела;
Следует отметить, что не обязательно применять все диагностические методики к одному подростку. Методы диагностики следует выбирать в соответствии с условиями, возможностями, особенностями самого ребенка.[10]
Для развития эмоциональной
сферы существует множество
Музыка является мощным
фактором гармонизации эмоциональных
проявлений подростков. Правильно подобранная
музыкальная программа и
1. Принцип единства диагностики и музыкально-психологического воздействия. Данный принцип предполагает выполнение двух этапов работы: комплексную диагностику, в результате которой формулируются цели и задачи музыкальных занятий, и изучение динамики изменений личности, происходящих в процессе музыкально-педагогической работы. В результате выполнения этих двух этапов могут вноситься изменения в задачи музыкальных занятий, применяться другие методы и музыка, воздействующая на учащегося.
2. Принцип нормативности развития. Этот принцип основан на понятии психологического возраста, которое было введено Л.С. Выготским. Также здесь применяется понятие индивидуальной нормы, т.е. психические особенности учащегося понимаются в пределах возрастной нормы. В связи с этим подбираются методы диагностики и музыкальные упражнения, соответствующие подростковому возрасту.
3. Принцип коррекции «снизу вверх». Предполагается тренировка и закрепление имеющихся у учащегося способностей. Музыкальные занятия на протяжении всего курса содержат определённый повторяющийся набор упражнений, в которых используется различный музыкальный материал.
4. Принцип системного
развития психологической
Таким образом, для успешного процесса гармонизации эмоциональной сферы при помощи музыки необходим сбор статистических материалов, выведение некоторых закономерностей, самостоятельное построение типологии во время диагностики. Об эффективности применения музыкальной терапии в гармонизации эмоциональной сферы свидетельствуют следующие показатели:
хорошие взаимоотношения между педагогом и учащимися,
постепенное снятие напряжения у ребёнка и желание делиться своими проблемами с педагогом,
когнитивное обучение,
изменение поведения учащегося в процессе музыкальных занятий. Применение музыкальной терапии для гармонизации эмоциональной сферы подростков имеет своей целью не только развить, исправить какие-то психоэмоциональные характеристики учащихся, но и способствует преодолению монотонности учебного процесса, вызывая положительную мотивацию к обучению. Развитие в подростковом возрасте самосознания, повышение самокритичности, рефлексия и появление чувства взрослости приводят к возникновению ряда противоречий:
желанию разобраться
в себе и окружающих и
стремлению к общению и одновременно к одиночеству, а также колебанию самооценки и интересов.
Особая эффективность гармонизации эмоциональной сферы при помощи музыкально-терапевтических занятий связана с тем, что противоречия подросткового возраста проявляются в основном в эмоциональных переживаниях учащихся. Музыкальное воздействие направленное прежде всего на эмоциональную сферу и вместе с тем решает задачи, поставленные перед педагогической работой: развитие творческого мышления и эмоциональной сферы,
коррекция межличностных отношений, коррекция и развитие личности подростка.
В результате гармонизации эмоциональной сферы происходит снятие напряжения, возникающего в течение учебного дня. Применение музыкальной терапии с целью гармонизации эмоциональной сферы особенно актуально в работе с учащимися подросткового возраста, так как именно в этом возрасте закладываются основы их эмоциональной жизни.
Таким образом, музыкальные упражнения стимулируют пополнение лексики, связанной со сферой чувств, развитие навыков отражения и узнавания эмоциональных проявлений, повышение положительного эмоционального фона учащегося. В процессе музыкально-терапевтических занятий, общаясь со сверстниками, ребёнок получает навыки взаимодействия и взаимопонимания. Специально подобранные упражнения создают положительную эмоциональную атмосферу в группе, учат подростка налаживать коммуникативные связи как с преподавателем, так и с учащимися. В этот период начинается активный процесс самопознания. Музыкальные занятия терапевтической направленности содержат упражнения, способствующие развитию личностной сферы учащихся, такие упражнения являются наиболее доступными подросткам. Это связано с тем, что учащиеся положительно реагируют на различные музыкальные игры, помогающие им познать себя, узнать о своём характере, типе эмоционального реагирования на музыкальные произведения. Музыкальные упражнения, применяемые с целью гармонизации эмоциональной сферы, создают ситуацию, располагающую подростка к самоанализу. Специально разработанные музыкальные занятия способствуют гармонизации эмоциональной сферы, и в то же время, решают ряд задач. Так, занятия в группе помогают подростку самоопределиться в социальной сфере. Упражнения, выполняемые на музыкальных занятиях, оказывают положительное воздействие на развитие интеллектуальной и личностной сфер. Возникают проблемы, связанные с удовлетворением подростком девяти основных потребностей: потребности в безопасности, физиологической, потребности в независимости и эмансипации, успехе, привязанности, в проверке своих возможностей, потребности в самореализации, саморазвитии.
Выполнение музыкальных упражнений способствует осознанию подростком своих возможностей, возникновению у него ощущения успешности. Главным условием психического развития, компонентом которого является эмоциональная сфера, современная психология считает общение ребёнка со взрослыми, в этом смысле музыка может способствовать созданию необходимого коммуникативного контакта между подростком и учителем. Для эффективности процесса гармонизации эмоциональной сферы подростков на музыкальных занятиях целесообразно использовать диагностику их эмоциональных проявлений: измерять уровень тревожности, возбудимости и пр. Исходя из этих показателей, выявляется характер их эмоциональной реакции на музыкальные произведения и, соответственно, определяется музыкальная программа. Учитывая эмоциональный настрой музыкального произведения, его схожесть с определёнными психологическими характеристиками, возможно, более точно подобрать музыкальный материал для музыкальных занятий. В ходе изучения был выявлен ряд закономерностей воздействия музыкальных произведений на эмоциональную сферу подростка. Так, за счёт ассоциативных возможностей, инструментальная музыка является более действенной, чем вокальная. Рекомендуется применять музыкальные произведения, к которым у пациента нет какого-либо личного отношения, но к которым на основе опыта может развиться определённое отношение. При подборе музыкальных произведений следует провести индивидуальную беседу, в процессе которой выясняется отношение учащегося к музыке, желание участвовать в прослушивании, музыкальные предпочтения. Существует большое количество различных психологических методик-тестов, помогающих определить характер человека, его способности и наклонности, стиль общения с окружающими. Методы психодиагностики являются надежным способом предупреждения нервного срыва, агрессивных проявлений, они помогают правильно построить музыкальные занятия и процесс музыкальной терапии имеется ряд требований, предъявляемых к учителю, которые обеспечивают эффективность применяемого им музыкально-терапевтического воздействия на эмоциональную сферу подростка. Учитель всегда должен быть носителем и воплощением авторитета, образцом дружелюбия, предупредительности, такта и, одновременно, собранности, деловитости, убеждённости в обоснованности своих профессиональных намерений. Перечисленные требования являются общими для любого преподавателя, применяющего музыкальную терапию как средство гармонизации эмоциональной сферы детей подросткового возраста.
Вывод по III главе: Для развития эмоциональной сферы существует множество методов и приемов, ими являются все увлечения детей данного периода. Следует отметить, что музыкальные упражнения стимулируют пополнение лексики, связанной со сферой чувств, развитие навыков отражения и узнавания эмоциональных проявлений, повышение положительного эмоционального фона учащегося. В процессе музыкально-терапевтических занятий, общаясь со сверстниками, ребёнок получает навыки взаимодействия и взаимопонимания. Мы выяснили, что для успешного процесса гармонизации эмоциональной сферы желательно проводить диагностику. В том числе и сбор статистических материалов, выведение некоторых закономерностей, самостоятельное построение типологии во время диагностики.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте