Развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение развития эмоциональной сферы подростков
Задачи:
Изучить научную литературу по проблеме развития эмоциональной сферы
Выявить особенности развития эмоциональной сферы детей подросткового возраста
Изучить методики и приемы, направленные на развитие эмоциональной сферы подростков
Контингент: подростки

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития эмоциональной сферы……………………………...……………………………………5
1.1Психологический процесс «эмоции»……………………………………...…5
1.2 Возможные пути развития эмоциональной сферы человека ………...….10
Глава II. Психологические особенности эмоциональной сферы подростков……………………………………………………………………………....14
2.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста……....14
2.2 Развитие эмоциональной сферы у подростков ………………………...…21
Глава III. Методики и приемы развития эмоциональной сферы у подростков…27
Заключение……………………………………………………………………….….33
Список литературы……………………………………………………………….…35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Другим существенным моментом в осознании ребенком своих  эмоциональных реакций и состояний является их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную ситуацию. Но взрослый может также и отвергать эмоциональную реакцию ребенка, т.е., признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее адекватной в данной ситуации.

Осознание ребенком своей  индивидуальности предполагает ее выражение.

Таким образом, основным условием осознания и проявления ребенком своей индивидуальности является называние, принятие и поддержка взрослым его эмоциональных проявлений, то есть  реализация человеком собственной индивидуальности. Следовательно, роль взрослого в развитии творческого потенциала ребенка заключается в обеспечении его эмоционального самовыражения.

 

1.2.Возможные пути развития эмоциональной сферы у детей и подростков

Воспитание эмоций и  чувств у человека начинается с самого раннего детства. Важным условием для  формирования положительных эмоций и чувств есть забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки в большинстве случаев вырастает холодным и неотзывчивым. А для того, чтобы возникла эмоциональная чуткость также важна ответственность за другого, например, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Очень важно и необходимо, чтобы ребенок сам о ком-то заботился и за кого-то отвечал. Также важнейшим условием для формирования эмоций является то, чтобы чувства детей не ограничивались только пределами субъективных переживаний, а получали свою реализацию в каких-то конкретных поступках, действиях и деятельности. В противном случае легко можно воспитать сентиментальных людей, способных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение своего чувства в жизнь.

Самые ранние проявления эмоций у детей связанны с органическими  потребностями ребенка. Имеется  в виду проявления удовольствия и  неудовольствия, при удовлетворении или неудовлетворении потребности  в еде, сне и т.д. В связи с  этим рано начинают проявляться и такие чувства как страх и гнев. Сначала они носят бессознательный характер. К примеру, если возьмем на руки новорожденного ребенка и, подняв его вверх а затем быстро опустите вниз, то увидите, что ребенок весь сожмется, хотя он еще никогда не падал. Такой же бессознательный характер носят и первые проявления гнева, которые связаны с неудовольствием, при неудовлетворенности их потребностей. Например, у того же ребенка наблюдались гневные морщинки на лбу, когда его дразнили. Также следует отметить, что у детей также достаточно рано появляются сочувствие и сострадание. Положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение. Сначала у малыша возникает удовольствие в момент получения желаемого результата, а затем играющему ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности, здесь уже удовольствие связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. У детей постарше появляется предвосхищение удовольствия, эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка.

Развитие отрицательных  эмоций обусловлено неустойчивостью  эмоциональной сферы детей и  тесно связно с фрустрацией. Фрустрация – это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Часто повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее проявления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, а у других – агрессивность, завистливость и озлобленность. Поэтому во избежание подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Потому как, настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не предоставляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной перед ним цели и создают условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности – у других. Также большое значение в формировании такого эмоционального состояния, как агрессивность, играет наказание ребенка, особенно мера наказания. Оказывается, что дети, которых дома строго наказывают, проявляют во время игры с куклами большую агрессивность, чем дети, которых наказывают не сильно. Но вместе с тем полное отсутствие наказаний также неблагоприятно влияет на развитие детского характера.

Одновременно с формированием  позитивных и негативных эмоций у  детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного  сознания впервые у ребенка появляются под влиянием похвалы, одобрения а также порицания, когда ребенок слышит со стороны взрослых, что одно – можно, нужно и должно, а другое – нехорошо, и нельзя. Хотя первые представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо» тесно связанны с личными интересами как самого ребенка, так и других людей.

У детей довольно рано проявляются зачатки такого сложного чувства как эстетическое чувство. Одним из его проявлений считается  удовольствие, которое дети испытывают при слушании музыки. Также к концу  первого года детям могут нравиться определенные вещи, это проявляется в отношении игрушек и его личных вещей. Источником развития эстетических чувств являются занятия рисованием, музыкой, пением, посещение театров, кино, концертов.

У детей в школьном возрасте меняются жизненные идеалы. С переходом ребенка в школу, с расширением его интеллектуального кругозора в качестве идеала выступают уже и другие люди (не только родные как у детей дошкольного возраста), например, учителя, конкретные исторические или литературные герои.

Эмоции играют важнейшую роль в жизни человека. На сегодняшний день уже никто не может отрицать связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызывать нарушения в организме. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т.д. В результате одних переживаний человек краснеет, при других - бледнеет. А наше сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем души, органом чувств.

 

 

Вывод по I главе: Таким образом, исследовав научную литературу, мы пришли к выводу, что в настоящее время общепризнанным является то, что эмоция представляет собой результат оценки людьми своего окружения. Положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение, а развитие отрицательных эмоций обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связно с фрустрацией.

От сюда следует, что основным условием осознания и проявления ребенком своей индивидуальности является называние, принятие и поддержка взрослым его эмоциональных проявлений, то есть  реализация человеком собственной индивидуальности. Следовательно, роль взрослого в развитии творческого потенциала ребенка заключается в обеспечении его эмоционального самовыражения. Эмоции играют важнейшую роль в жизни человека. На сегодняшний день уже никто не может отрицать связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма.

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава II Психологические особенности эмоциональной сферы подростков.

2.1 Психолого-педагогические  особенности подросткового возраста.

По мнению взрослых, самыми «трудновоспитуемыми» оказываются  учащиеся 8-9 классов. Этот период приходится примерно на 14-15 лет. Трудность обусловливается промежуточным положением детей этого возраста. С одной стороны, они выпускники 9-летней школы, с другой – в старшем школьном звене они самые младшие. Главная их забота – найти свое место в среде старшеклассников, доказать, что они уже взрослые, независимые и могут принимать ответственные решения. Но формы такого самоутверждения – наивны (дерзкое слово учителю, закурить и т.д.) Девочки в этом возрасте осмотрительнее мальчиков, влюбляются чаще в тех, кто старше. 9 класс – переходное время, время выбора, время решений. Перед ними три пути продолжения образования: 10 класс, училище, колледж. Различная ориентация вызывает раскол в среде школьников. В переходный период появляются мотивы, отсутствующие у подростков. Это самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным, «многознающим» человеком) и связанный с ним интерес к учению. Подростки к моменту окончания неполной (средней) школы не всегда в состоянии выбрать профессию и соответственно дальнейший путь обучения. Многие их них тревожны, эмоционально напряжены, боятся сделать какой-либо выбор и поэтому желают продлить обучение в школе до 11 класса. Другие же, недовольные своими настоящими успехами в школе, стремятся скорее ее окончить, но что потом будет, им тоже неясно и внушает опасение. Устремленность в будущее только тогда оказывает благотворное влияние  на формирование личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Подросток должен стремиться в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что в будущем жить будет еще интереснее.

В этот период происходят существенные изменения, характеризующие  переход самосознания на качественно  новый уровень. Это проявляется  в повышении значимости собственных  ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. При этом меняется «знак» отношения к себе: в отличие от прежнего, двухполюсного (хороший – плохой), оно идет как бы в обратном направлении, проявляясь во все большей избирательности самооценок, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.

В процессе познания своего «Я» дети начинают переживать наличие  у себя отрицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Вместе с тем при переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность по отношению к «Я» человека и проходит на спокойном эмоциональном фоне.

 У девятиклассников  притупляется острота восприятия  сверстников. Но здесь происходит  лишь смена объекта, на который  она нацелена. В качестве такого  объекта начинают выступать ближайшие  взрослые. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми выступает как важнейшее новообразование этого переходного периода. Важность общения со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает знания, необходимые юношам и девушкам  в будущей самостоятельной жизни.

Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и, соответственно женской взрослости. Особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие формы поведения.

Главное психологическое  приобретение этого периода –  это открытие своего внутреннего  мира. Обретая способность погружаться  в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Оказывается внутренне «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие – самая распространенная форма самокритики ребенка в этот период. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» - со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, главная цель которого – понимание и самораскрытие. Доверие к близкому взрослому основывается на отношении к взрослому как к идеалу. Тему доверительного общения с отцом по содержанию связаны, прежде всего, с перспективами личности детей, с их планами и устремлениями на будущее. Кроме проблем, связанных с жизненными планами на будущее, в круг тем общения с матерью входят темы, связанные с учебной деятельностью и особенностями жизни в семье.

В этом возрасте дружба становится избирательной. Среднее количество друзей своего пола у мальчиков несколько  уменьшается по сравнению с предыдущим возрастным периодом, а количество приятелей, наоборот, растет. При этом у девушек друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола больше, чем у юношей. Среди друзей своего пола и у девушек, и у юношей преобладают сверстники. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма «психотерапии», позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

Юношеская мечта о  любви выражает, прежде всего, потребность  в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С одной стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Для девятиклассников, как и для других старшеклассников, собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнение сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще всего мнимыми «победами» и т.д. Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в  соседнем классе все спокойно.

Под характером мы понимаем стиль поведения человека в процессе общения с людьми. Если у подростков начинается осознание личностных свойств  и своего стиля поведения в  ходе контакта с людьми, то в юношеском возрасте этот процесс усложняется – старшеклассники начинают сознательно работать над совершенствованием своей манеры общения. По данным подростковых психиатров, у многих подростков наблюдается так называемые «акцентуации характера», при которых заостряются негативные свойства, повышающие степень риска психической патологии и отклоняющего поведения. К группе риска относятся подростки с повышенной возбудимостью, склонные к резким перепадам настроения, повышенной утомляемостью, повышенной чувствительностью, повышенной тревожностью и мнительностью, истеричностью.

Рассмотрим психофизические  особенности акцентуированных личностей. По некоторым специфическим акцентуированным признакам в психиатрии различают  несколько категорий людей: астеники, гипертимы, эмоционально-неустойчивые, эпилептоиды и истероиды.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте