Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:03, курсовая работа
Цель исследования: изучение развития эмоциональной сферы подростков
Задачи:
Изучить научную литературу по проблеме развития эмоциональной сферы
Выявить особенности развития эмоциональной сферы детей подросткового возраста
Изучить методики и приемы, направленные на развитие эмоциональной сферы подростков
Контингент: подростки
Введение………………………………………………………………………………3
Глава I. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития эмоциональной сферы……………………………...……………………………………5
1.1Психологический процесс «эмоции»……………………………………...…5
1.2 Возможные пути развития эмоциональной сферы человека ………...….10
Глава II. Психологические особенности эмоциональной сферы подростков……………………………………………………………………………....14
2.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста……....14
2.2 Развитие эмоциональной сферы у подростков ………………………...…21
Глава III. Методики и приемы развития эмоциональной сферы у подростков…27
Заключение……………………………………………………………………….….33
Список литературы……………………………………………………………….…35
Астеники. Астенический тип в переводе с греческого означает физически слабый. Некоторое отставание в физическом развитии не позволяет им наравне со всеми заниматься спортом. Такие люди с трудом адаптируются в сложных ситуациях, а попав в них, стараются быстрее найти выход. Оказавшись в сложной ситуации, такой человек может накричать на собеседника. Это реакция скорее всего защитного характера, так как астеник, не зная, что сказать или сделать, пытается избавиться от собеседника, избежать дальнейшего разговора с ним. В большинстве своем эти подростки спокойны и неконфликтны. Они склонны к уединению. Астеники нерешительны, неуверенны, склонны во всем сомневаться, поэтому они недоверчивы к людям. К обещаниям относятся скептически, а встретившись с обманом, глубоко переживают. Повышенная чувствительность порождает необходимость взвешивать каждый шаг. Тревожная мнительность, легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений. Страх за близкого ему человека сильнее, чем опасения за себя.
Гипертимы. Физиологические особенности: развитая мускулатура, широкие плечи, плотное телосложение. Они склонны к ожирению. Они люди настроения, которое часто меняется. Преобладают фазы повышенного настроения. Если он готовит уроки, то у него лучше получается делать их вместе с родителями. Они плохо воспринимают критику, самокритика ослаблена. Гипертимы обладают творческими способностями. Они инициативны, энергичны, изобретательны. Эти качества дополняются веселым нравом. Такие люди берутся за многое, но зачастую бросают начатое. Не доведя его до конца. Поэтому необходимо приучать его к постоянству, упорству в труде, доведению дела до конца, верности своему слову. Круг его знакомых велик. Следует уделять внимание качественной характеристике его общения. Практика свидетельствует, что когда количество друзей с отрицательной направленностью преобладает над положительными, то творческие способности гипертима могут быть обращены на антиобщественные поступки.
Эмоционально-неустойчивые. Их отличает невыдержанность, нетерпеливость и, как следствие, недостаточная управляемость. Им свойственны крайние формы проявления как отрицательных, так и положительных эмоций. Негативные эмоции могут выражаться в крикливости, драчливости, а позитивные – в бурном смехе по незначительному поводу. Реакция этих людей чаще всего импульсивна. Свои антипатии они не скрывают. Наоборот, дают волю раздражительности, любят ссориться по всяким пустякам. Их требования зачастую необоснованны и завышены. Компромиссов в конфликтах не ищут. Несмотря на агрессивность, они боятся наказания, легко подчиняются силе. Эти люди не любят подчиняться установленным правилам, поэтому, несмотря на большую эмоциональную активность, они в большинстве своем одиноки. Практически 2/3 подростков с эмоционально-неустойчивой акцентуацией выходцы из неблагополучных семей. Но эти люди обладают обостренной потребностью в откровенности. Как правило, из них выходят так называемые правдоискатели.
Эпилептоиды. Главными чертами эпилептоида являются вязкость, малоподвижность, тяжеловесность, инертность. Общее физическое развитие нередко опережает другие типы подростков. Огромная целеустремленность их формирует у них сверхидею, которой они руководствуются довольно продолжительной время. Поводом для возникновения у них аффектного состояния может послужить незначительное ущемление интересов, касающихся сверхидеи, и оно сопровождается безудержной яростью, циничной бранью, жестокими побоями, безразличием к слабому и беспомощному противнику. Для него характерна работоспособность, аккуратность, предпочитает работать в одиночку. Плохо переносит контроль и вмешательство в свои дела. Отмечается робость у этих людей, поэтому за некоторые дела они берутся - боятся «опростоволосится» либо эти дела не отвечают сверхидее.
Истероиды. К главной особенности подростков такого типа можно отнести их стремление казаться значительнее, чем они есть на самом деле. Эти люди повсюду стараются обратить на себя внимание. Однако их достижения поверхностны, привязанности непрочны, а интересы неглубоки. Он избирателен в общении. Для него важно контактировать с тем, кому он нравится. Он склонен к необдуманным поступкам. В случае конфликтной ситуации истероид теряется на мгновение, но затем бросается в атаку. Агрессия выражается в крике, ругани, исключая физическое насилие. Наряду с указанными качествами следует выделить умение быстро вживаться в ситуацию. Ему не нужно мучительно приспосабливаться к неожиданно изменившейся обстановке. Их отличает стремление выделиться.[11]
Указанные характеристики акцентуированных признаков подростков, конечно, не определяют личность в целом, а лишь раскрывают отдельные ее стороны. Это обусловлено тем, что перечисленные признаки существуют у каждого человека в комплексе. Главной же особенностью такого сочетания является доминирование одной из двух типичных черт, но при условии сохранения остальных.
Вероятно, некоторые люди до конца жизни так и не осознают своих акцентуаций. Но есть такие люди, которые понимают причины возникновения у них негативных свойств и избавляются от них навсегда. В неблагоприятных случаях не осознаваемые акцентуации усиливаются настолько, что требуется вмешательство специалистов, чтобы не допустить развития патологического психопатического характера. Это происходит тогда, когда подросток использует акцентуированные свойства характера как приемы, позволяющие решать его проблемы. Например, девочка с истероидной акцентуацией понимает, что ее сильные эмоциональные вспышки со слезами на глазах вызывают у окружающих жалость и сочувствие. Если родители всякий раз при виде слез девочки выполняют все ее желания и капризы, то истерическое поведение развивается, приобретая все более изощренные формы. Если подросток видит, что его возбудимость сильно пугает окружающих, то рано или поздно он начинает пользоваться этим для подчинения себе людей. Когда тревожно-мнительный подросток обсуждает с родителями каждую фразу, каждый жест учителя или кого-либо из значимых сверстников и родители усматривают в них какой-то подтекст или тайный смысл, то у ребенка развивается тревожность, мнительность, скрытность, подозрительность, недоверие к людям.
Посткритическая фаза (на рубеже 9 класса) оказывается сегодня самой трудной для взрослых. Если в предкритическую фазу взрослому бывает достаточно видеть нарушения поведения подростка, понимать, что они естественны, и быть терпимым к ним, то в посткритическую фазу такая тактика оказывается малорезультативной. И уже бессмысленна столь часто наблюдаемая в 8-9 классах непримиримая борьба взрослых с подростками как носителями бесчисленных недостатков и отклонений. Единственная продуктивная тактика по отношению к подросткам этого возраста – активная помощь им, поддержка в выстраивании личности, в обретении себя. Для большинства современных взрослых такая помощь подростку оказывается не реализуемой по целому ряду причин. Во-первых, взрослые чаще всего просто не видят положительные сдвиги, приобретения нового этапа в развитии личности, а если и отмечают какие-то позитивные изменения, то лишь в предельно абстрактном виде. Родители склонны оценивать девятиклассников как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности, характера, поведения. Поражает тотальная агрессивно-обвинительная позиция некоторых родителей по отношению к детям данного возраста: «девочки распущенные, спят, с кем попало», «у Веры на уме одно потребительство». Во-вторых, юным для выработки собственных критериев, ценностей необходимо соотносить их с критериями, ценностями, мировоззренческими установками близких взрослых, вступать с ними в диалог. Но вести такой диалог взрослым сегодня особенно трудно. Те изменения, которые происходят в нашей жизни, внесли сумятицу, неопределенность в сознание многих людей. В этих условиях дети часто приходят к такому представлении (цитируем слова одного из школьников): «Мы понимаем современную жизнь лучше, чем взрослые, мы можем ее объяснить». Взрослые, однако, совершенно не расположены слушать монологи подростков «про жизнь», т.к. не могут расстаться со своей позицией ведущих, воспитывающих, объясняющих, короче – «находящихся над».
2.2 Развитие эмоциональной сферы у подростков
Развитие эмоциональности в подростковом возрасте так же, как и другие психические процессы, подчиняется определенным закономерностям.
Исследования Генри Дюпона показали, что в отроческом возрасте, начинается психологическая стадия развития эмоций, т.е. поиск себя, своего отличия от других людей, приводящий к тому, что детские классификации людей по полу, возрасту, групповой принадлежности и любимым способам проведения досуга сменяются более психологичными, многофакторными классификациями, имеющими сильную эмоциональную окраску: смелость, честность, преданность, доброта, дружелюбие, талантливость, независимость, оригинальность. Нет конца психологическим меркам, которые подростки прикладывают к себе и к другим людям в поисках собственной идентичности и уникальности. Результаты этих стихийных психологических исследований себя и других людей систематизируются в представлениях подростков о ценностях, идеалах, о собственном жизненном стиле, социальных ролях, поведенческих кодах.
Все эти представления подростку еще предстоит "испытать на прочность" - проверить в условиях реальной жизни, скоординировать с ценностями семейными, групповыми, социальными. [11]
О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. п.
В этом возрасте
окончательно формируется
Установлено, что с возрастом дети начинают лучше идентифицировать эмоции, в подростковом возрасте границы «эмоциональных» понятий становятся более четкими: так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. У подростков зафиксировано значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции.
Исследования показали, что подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий более ярко и интенсивно по сравнению не только со взрослыми, но и с детьми. Это касается как и положительных так и отрицательных эмоций. Если подросток счастлив, но сели его что- то расстроило, то он чувствует себя несчастным. Эти состояния безудержной радости и глубокого отчаяния могут быстро сменять друг друга, преобладающее даже на протяжении одного дня настроение подростка редко бывает плохим или хорошим, оно обычно переменное.
По результатам исследования П. Лафренье, подростки чувствовали себя очень счастливыми в шесть раз чаще родителей, а очень несчастными- в три раза чаще. Кроме этого, подростки гораздо чаще, чем взрослые чувствовали себя неловкими и волновались, а также скучали и испытывали апатию.[5]
Такой всплеск в эмоциональной жизни подростков многие авторы прежде всего связывают с балансом двух основных видов нервных процессов- возбуждения и торможения. В подростковом возрасте, по сравнению с младшими школьниками и с взрослостью, общее возбуждение нарастает, а все виды торможения- ослабевают. Таким образом получается, что одни и те же жизненные события вызывают у подростков более яркий эмоциональный отклик и успокоится им гораздо сложнее.
Между тем, эмоции и чувства подростков в большей степени относятся к их внутренней жизни. Внешне же они выражаются в меньшей степени, чем у детей. И даже в самых доверительных беседах подростки зачастую говорят не обо всех своих переживаниях.
Еще одна важная особенность
эмоциональной сферы
Эмоции обычно делят на положительные ( радость, интерес и т.п.) и отрицательные ( страх, гнев, отвращение и т.д.). Все эти эмоциональные переживания полезные, поскольку они помогаю человеку регулировать свое поведение, и наполняют его существование личностным смыслом. Но любые эмоции могут превратиться из полезных во вредные и происходит это тогда когда они становятся слишком интенсивными или неадекватными.
По мнению Е.П. Ильина, подростки более склонны к проявлению радости, чем гнева, страха и печали. Склонность к гневу выражена несколько ярче, чем к страху и печали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 12-13 лет, а выраженность страха в этот период, напротив, уменьшается.[7]
Наряду с положительными и отрицательными эмоциями существует и состояние - скука. Его опасность состоит в том, что у подростков оно положительными эмоциями сменяется с трудом, а отрицательными - очень легко. Если подросток, которому стало скучно, не сумеет быстро найти для себя увлекательное дело, то его скука усугубиться раздражением, злостью или тоской.
Имеются данные (Л.А. Регуш, А.А.Реан), что так называемые «трудные» неблагополучные подростки (склонные к нарушениям дисциплины, противоправным поступкам) ярко отличаются от своих благополучных сверстников в том числе и тем, что особенно часто и интенсивно переживают скуку. То есть не умеют сделать свою жизнь яркой, разнообразной и интересной.[8]
Эмоциональное развитие мальчиков- подростков отличается от девочек. Считается, что девочки более эмоциональны и они интенсивнее, чем мальчики переживают по самым разным поводам, больше любят разговаривать о своих чувствах. Вот только связано это с тем, что в нашем обществе проявления и эмоций и чувств приветствуется у девочек, а у мальчиков - нет.
Однако у них различаются эмоциональные реакции на сложные ситуации. У девочек чаще происходят «сбои» в эмоциональной сфере- резко меняется настроение, появляются слезы и т.п. Мальчики же в большей степени реагируют изменением поведения- например, могут вспылить, нагрубить. Эмоции же как таковые они проявлять чаще всего избегают. Зато ведут себя более шумно, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть на месте, вертят какие-нибудь предметы в руках и т.п. Подобные бурные реакции - попытка переложить ответственность за неудачи с себя на окружающие обстоятельства или просто «сбросить» внутреннее напряжение в криках и ненужных движениях.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы в подростковом возрасте