Психолого – педагогические особенности родительского отношения к единственному ребёнку

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:42, реферат

Краткое описание

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, - это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Решение этой проблемы требует более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.

Оглавление

Введение.
Психолого – педагогические особенности родительского отношения к единственному ребёнку.
Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.82 Кб (Скачать)

     Родители, у которых всего один ребенок, живут в сильном напряжении. Их ребенок одновременно и первый и  последний, он - их единственный шанс проявить родительские способности, поэтому  они стремятся выполнить все  правильно.

     Озабоченность родителей и привязанность к  ребенку возрастают, если этот ребенок  единственный, ведь в этом случае родители и ребенок "настроены" друг на друга. Тесная близость заставляет обе  стороны неустанно заботиться о  том, как доставить друг другу  радость. Часто один ощущает эмоциональный  дискомфорт, когда второй попадает в беду или чем-то расстроен. При таких интенсивных отношениях часто случается, что родители искренне хотят дать своему чаду все самое лучшее, а ребенок чувствует себя обязанным соответствовать ожиданиям родителей.

     Живя  под неослабным родительским вниманием, ребенок относится к ним как  к самым важным людям в мире и наслаждается таким же отношением к себе [4, c. 17].

     Союз  двух родителей и одного ребенка  кажется нерушимым, и, когда развод разбивает такую семью, ребенок  переживает сильное потрясение. Разрушен мир, вращавшийся вокруг него. Теперь рядом с ним стало одним родителем меньше, чтобы разрешать его проблемы. Так как живущая с ним мама теперь больше занята и менее доступна, она откладывает или вообще отказывается выполнять просьбы, которые раньше удовлетворялись автоматически. Единственный ребенок вынужден приспосабливаться к реакциям матери, которые кажутся новыми и малоприятными. Часто у единственного ребенка в семье развод отбирает немало из того, к чему он привык.

     Единственному ребенку может быть больно видеть родителей поодиночке, потому что, находясь с одним из них, он скучает по второму. Ребенок тоскует по старому уютному триединству, которое они некогда составляли вместе. Эта боль становится неизмеримо больше, если разведенные родители не могут избавиться от обид друг на друга. Их продолжающееся противостояние разрывает верное детское сердце и порождает глубокий внутренний конфликт. Такие близкие, такие любимые - чью сторону принять? Величайшую радость разведенные родители могут доставить своему единственному ребенку, примирившись друг с другом, и чем скорее, тем лучше. Помните о том, что единственные дети особенно тяжело переносят развод. Помимо воздействия развода, есть общие особенности, свойственные большинству единственных детей, которые порой могут стать причиной для беспокойства. Это само ощущение единственности, влекущее за собой трудности эмансипации, социализации, принятия общественных норм.

     Большинство единственных детей четко себя осознают (это относится и к первым детям, которые некоторое время тоже были единственными). Их самовыражение  и саморазвитие поощряются, их интересы и возможности принимаются близко к сердцу. Их усилия поощряются, успехи вознаграждаются [5, c. 185-187]. Пользуясь повышенным вниманием и поддержкой родителей, они могут быстро проникнуться преувеличенным чувством собственной значимости, их самооценка, как правило, завышена. В отношениях с людьми единственные дети часто считаются со своим мнением в гораздо большей степени, чем с чужим. В таком случае их приходится учить уважать обоснованные нужды других.

     Подводя итог нельзя сказать, что быть единственным ребенком это хорошо или плохо  – главное родителям воспитать  ребенка «правильно», способствовать его общению с другими детьми и сверстниками. Иногда бывает тяжелей  воспитать одного ребенка, чем двоих  или троих детей. Если родители понимают своего ребенка, он растет не хуже других детей и может быть более развитым, ответственным и внимательным к  родителям

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Итак, единственный ребенок обычно бывает окружен усиленным вниманием взрослых. Особенно трепетно – в силу возраста – относится к малышам старшее поколение. Многие бабушки и дедушки души не чают в единственном внуке. Но гиперопека, как известно, порождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Они могут вырасти несамостоятельными, зависимыми. Те, кого чересчур сильно опекали и контролировали в детстве, во взрослом возрасте бывают не способны на смелые, решительные поступки. Ребенку вообще вредно чувствовать себя центром Вселенной, вокруг которого вращаются планеты-спутники — его семья. А в однодетных семьях это почти неизбежно. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их потребности и прихоти. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Далеко не последняя причина подростковой инфантильности, воспитание единственного ребенка в семьях, когда гиперопека взрослых не дает ему нормально повзрослеть. И он, будучи эгоистом, уверен, что быть взрослым значит иметь массу прав и почти никаких обязанностей. В связи с этим родители должны задуматься о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка, а именно цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. 

ЛИТЕРАТУРА 
 

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2007. – 240 с.
  2. Гордон Т. Р. Е. Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2004. – 450 с.
  3. Куликова Т. А.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2007. - 232 с.
  4. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С.
  5. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М., 2007. – 217 с.
  6. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2007. – 560 с.

Информация о работе Психолого – педагогические особенности родительского отношения к единственному ребёнку