Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:38, курсовая работа
Интерес к проблемам психологии взрослых возник лишь в 30-е годы двадцатого столетия и связан был главным образом с поисками ответа на вопрос: "обучаем ли взрослый?" Отсутствие генетического подхода в рассмотрении психики взрослых людей тормозило разработку проблем возрастной изменчивости во взрослом состоянии. Длительное время господствовала точка зрения, согласно которой в зрелости мало, что меняется в психической сфере человека.
I. Введениие
II. Видение современных психологов на возрастную психологию в
обобщенном варианте.
1. Юность (от 17 до 20-23 лет).
а) Условия развития.
б) Обучение в ВУЗе.
в) Поиски работы.
г) Армия.
д) Бегство от общества или "ничего неделание".
2. Молодость (от 20-23 до 30 лет).
а) Главные стороны жизни. Любовь и семья.
б) Профессиональная деятельность.
в) Дружба.
г) Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.
3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет).
а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.
б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.
в) Отношения с детьми.
г) Зрелость и психологический возраст.
III. Психотерапевтический подход к возрастной психологии.
Суть терапии поведением - метода комплексного исследования человека.
IV. Видение психологии взрослого человека с позиции автора курсовой
работы с практической точки зрения.
1. Мастер человеческой Души.
2. Цитаты из книги Ориса (Цвелев С.В.).
3. Духовность.
4. Дисгармония личности.
V. Заключение.
VI. Список использованной литературы.
человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и
психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами
интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в
выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются специальные
личностные и функциональные качества (организаторские способности,
инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий,
четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.).
Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, становятся кандидатами
наук. В искусстве, в инженерно-технической деятельности проявляют наивысшие
способности, становятся руководителями, главными специалистами по
соответствующим направлениям.
Таким образом, в молодости
человек приобретает
компетентность.
Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности - центральные
возрастные новообразования этого периода.
в) Дружба.
Установление и развитие дружеских связей является важной стороной жизни в
молодости. Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень.
И.С. Кон: "Большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе
совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах."
Определение дружбы как вида сущностных связей с миром позволяет говорить о
спонтанности, естественности ее появления. Дружба - результат того или иного
значимого для ее субъектов созвучия. Близкого человека можно лишь встретить.
г) Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.
В возрасте порядка 30 большинство людей переживает кризисное состояние. У
людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний
образ жизни.
И.С. Кон: "Никто не может реализовать себя полностью", и самоанализ выявляет
эту нереализованность.
А.В. Толстых: "У человека на границе третьего десятилетия своей жизни
самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид
видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его
личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и
критический пересмотр собственной личности"[7].
"Человека "сковывают"
семья, профессия, привычный
утвердившись во взрослой жизни, он вдруг осознает, что стоит фактически перед
той же задачей - найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в
данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми
ограничениями, которые он увидел только теперь".
Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного
замысла. Если же при этом
еще и переосмысливаются
том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.
Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны
поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют
переход от молодости к зрелости.
Проблема смысла жизни зачастую появляется уже в начале молодости, а иногда
даже в подростковом возрасте. По Кулагиной в подростковом возрасте - при
личностной неразвитости. По доктору А. Червоненко - у ищущей личности. Таким
образом, мы с вами видим прямо противоположные мнения двух специалистов.
Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.
В. Франкл пишет: "Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства
неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое
соединено с ощущением пустоты"[9].
Очень большой процент людей умирают, так и не найдя смысла жизни.
Что же представляет собой
смысл как психологическая
В.Франклу: "Смысл - это то, что имеется ввиду человеком, который задает
вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа".
По А. Червоненко: "Смысл - это попытка ответить на вопрос Кто я? Что я? Зачем
явлен в свет?"
Достижение цели по Франклу имеет в виду достижение мотива. Смысл, таким
образом, - это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это обращение
цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают).
Достижение цели по А. Червоненко - через расширение сознания человека, путем
проникновения в подсознание прийти к сверхсознанию, т.е. обретение
просветления (А.Червоненко - доктор из Санкт-Петербурга, Лидер Международного
оздоровительного движения).
Отсюда вывод по В. Франклу - проблема смысла жизни возникает тогда, когда
цель не соответствует мотиву, ждя ее достижения не приводит к достижению
предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно.
Человек обретает способность быть самим собой, согласен с миром только в
сущностных сторонах жизни. К целостности личности, общему согласию с миром он
приходит при сущностной форме жизни, когда любовь, привязанности, глубокие
непреходящие интересы и т.п. начинают определять ее основное содержание.
Согласие с миром, способность быть самим собой - вот тот мотив, депривация
которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни
возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного
мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласно человека с миром, только
в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жизни
таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.
Эгоистические мотивы, мотивы удовольствий неадекватны согласию с миром.
3. Зрелость.
Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю
границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно
Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.
Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может
реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах
жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в
профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности
поколений.
а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.
В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни - профессиональная
деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение
выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация
себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и
семейных отношениях.
Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и
инертностью.
Понятие продуктивности по Эриксону - творческая, профессиональная
продуктивность, а также вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего
поколения.
Продуктивность по Эриксону связана с заботой "о людях, результатах и идеях, к
которым человек проявляет интерес".
Инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.
Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за
содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного
максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и
многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей
профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют
для человека огромную ценность,
но могут создавать ему и
восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих
возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности
может стать источником консерватизма, регидности, неприятия всего того, что
исходит не от себя самого.
б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.
Часть людей проживает еще один "внеплановый кризис" 40 лет (бывает раньше и
позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если
кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40 лет нередко
вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и
начинают жить своей жизнью,
умирают некоторые близкие
родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни
детей способствует окончательному
осознанию характера
Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не
связывает. В случае возникновения кризиса 40 лет, человеку вновь приходится
перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию".
Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии
и создания новой семьи.
Если в молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные
отношения, включая материнство и отцовство и профессиональную компетентность,
то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование. Оно
интегрирует результаты развития
обоих новообразований
называется продуктивностью.
Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости:
коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции".
Швейцарский психолог Э. Клапаред полагал, что достигая в зрелости своего
расцвета и пика профессиональной продуктивности, человек прекращает свое
развитие, останавливается в повышении своего профессионального мастерства,
творческого потенциала и т.д. Затем наступает спад, постепенное убывание
профессиональной
жизни, остается позади, на уже пройденном отрезке пути. Также считали не
только Э. Клапаред, но и еще ряд исследователей.
Внутри периода зрелости выделим "акмэ" - вершину, когда у многих людей
начинается спад жизненной энергии и активности.
Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и исследователей
с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40 до 50 лет.
Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают с
начинающимся биологическим старением. В противовес вышесказанному работы Б.Г.
Ананьева и его учеников показали, что процесс развития психических функций в
зрелости сложен и неоднозначен. Ученики доктора А. Червоненко своим жизненным
примером доказали, что, если заниматься энергетическим упражнениями, то в
возрасте 40-50 лет можно открыть неограниченные способности и вопреки
исследованиям Э. Клапареда жизненная активность и энергия в возрасте 40-50
лет может многократно увеличиться.
Время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого
оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и
функциональной и физической подготовки - с другой. На время и
продолжительность "акмэ" влияют и индивидуально-личностные особенности
человека. Для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после
которого наступает ее спад, нехарактерен. Это актеры, преподаватели, врачи -
специалисты и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой
зависимости от уровня физической и функциональной зависимости. Но для ряда
профессий возрастной тип продуктивности обусловлен самим характером работы.
Это летчики-испытатели, артисты балета. Они достигают "акмэ" в самом начале
своей зрелости. В таких профессиях как врач-хирург, авиадиспетчер "акмэ"
может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.
Особый интерес представляет проблема "акмэ" для людей творческих профессий -
ученых, писаталей, поэтов, композиторов, художников. У одних всплеск в ранний
период взрослости, а далее творческая продуктивность как бы выключилась, и
больше не писалось удивительных произведений. Другие, как, например, П.И.
Чайковский, - свой расцвет творчества пронес через всю свою жизнь.
Высочайший уровень
творчество очень многих выдающихся ученых, писателей, поэтов, композиторов,
художников и представителей других творческих профессий. Это: Леонардо да
Винчи, М.В. Ломоносов, И. Гете. В.И. Вернадский, А.П. Чехов, Ф.М.
Достоевский, Ч. Диккенс, А.Эйнштейн, М.М. Пришвин и др.
в) Отношения с детьми.
Зрелость - время продуктивности во всех сферах жизни. Одна из самых важных
задач взрослого человека - вырастить своих детей. В психологии
рассматривается три варианта любви:
- безусловная любовь
- обусловленная любовь
- неприятие
В безусловной любви ребенка любят независимо от того красив он или некрасив,
способен или неспособен. Но этой любви недостаточно для личностного роста.
Обусловленная любовь - любовь неистинная. Ребенка любят только тогда, когда
он отвечает требованиям и ожиданиям родителей (когда послушен, не доставляет
хлопот, хорошо учится и т.д.).
Такая любовь порождает в ребенке неуверенность, тревожность, чувство
неполноценности, снижает уровень самооценки.
Неприятие ребенка возникает не только в благополучных семьях. Причины бывают
разными. Например, ждали сына, а родилась дочь. Мама красива, а ее дочь