Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:38, курсовая работа
Интерес к проблемам психологии взрослых возник лишь в 30-е годы двадцатого столетия и связан был главным образом с поисками ответа на вопрос: "обучаем ли взрослый?" Отсутствие генетического подхода в рассмотрении психики взрослых людей тормозило разработку проблем возрастной изменчивости во взрослом состоянии. Длительное время господствовала точка зрения, согласно которой в зрелости мало, что меняется в психической сфере человека.
I. Введениие
II. Видение современных психологов на возрастную психологию в
обобщенном варианте.
1. Юность (от 17 до 20-23 лет).
а) Условия развития.
б) Обучение в ВУЗе.
в) Поиски работы.
г) Армия.
д) Бегство от общества или "ничего неделание".
2. Молодость (от 20-23 до 30 лет).
а) Главные стороны жизни. Любовь и семья.
б) Профессиональная деятельность.
в) Дружба.
г) Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.
3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет).
а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.
б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.
в) Отношения с детьми.
г) Зрелость и психологический возраст.
III. Психотерапевтический подход к возрастной психологии.
Суть терапии поведением - метода комплексного исследования человека.
IV. Видение психологии взрослого человека с позиции автора курсовой
работы с практической точки зрения.
1. Мастер человеческой Души.
2. Цитаты из книги Ориса (Цвелев С.В.).
3. Духовность.
4. Дисгармония личности.
V. Заключение.
VI. Список использованной литературы.
I. Введение.
II. Видение современных психологов на возрастную психологию в
обобщенном варианте.
1. Юность (от 17 до 20-23 лет).
а) Условия развития.
б) Обучение в ВУЗе.
в) Поиски работы.
г) Армия.
д) Бегство от общества или "ничего неделание".
2. Молодость (от 20-23 до 30 лет).
а) Главные стороны жизни. Любовь и семья.
б) Профессиональная деятельность.
в) Дружба.
г) Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.
3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет).
а) Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность.
б) Кризис 40 лет. Коррективы жизненного замысла.
в) Отношения с детьми.
г) Зрелость и психологический возраст.
III. Психотерапевтический
подход к возрастной
Суть терапии поведением - метода комплексного исследования человека.
IV. Видение психологии
взрослого человека с позиции
автора курсовой
работы с практической точки зрения.
1. Мастер человеческой Души.
2. Цитаты из книги Ориса (Цвелев С.В.).
3. Духовность.
4. Дисгармония личности.
V. Заключение.
VI. Список использованной литературы.
".Когда меня вопрошают, многим ли помог я, я отвечаю: "Одному!" И уже того
довольно, чтоб не мучиться бесцельно прожитым. Одному! Хотя бы одному. Пусть
даже этим одним ты будешь. Ибо, спасаясь, ты спасаешь! (То есть, если на Пути
ты, то дорогу облегчаешь идущим следом.)
Интерес к проблемам психологии взрослых возник лишь в 30-е годы двадцатого столетия и связан был главным образом с поисками ответа на вопрос: "обучаем ли взрослый?"[6]
Отсутствие генетического подхода в рассмотрении психики взрослых людей
тормозило разработку проблем возрастной изменчивости во взрослом состоянии.
Длительное время
мало, что меняется в психической сфере человека. Взрослый человек
рассматривался находящимся в состоянии "психической окаменелости".
"Взрослость человека
равносильна остановке в
детства - отодвинуть как можно дальше минуту, когда наше существо перестанет развиваться, когда оно застывает, принимает определенную форму, подобно куску железа, остуженному кузнецом" [1]. Так говорил швейцарский психолог Э.Клапаред. Позиция Э. Клапареда долгое время господствовала в психологии.
Все, что связано с психологией взрослого человека нечетко, неясно и
противоречиво излагается, потому что психология взрослого - одна из наименее
разработанных возрастных психологий. И не смотря на то, что проводилось очень большое количество исследований в этой области, сам феномен взрослости остается мало изучен.
Г. Эббингауз выделил три периода: прогресс, охватывающий период жизни от рождения до 25 лет, остановку - от 25 до 50 лет, и регресс, начинающийся с 50 лет. В соответствии с кривой памяти Г. Эббингауза [11] человек может
рассчитывать на интеллектуальное развитие только до 25 лет. Если изменения
наблюдались, их относили за счет простого накопления знаний.
Все периодизации абсолютно субъективны. Поэтому приведем еще несколько
примеров возрастных периодизаций жизни человека, чтобы наглядно показать их субъективность и разношерстность вплоть до остроумных или пессимистичных.
Периодизация по Пифагору:
период становления от рождения до 20 лет - весна
молодой человек 20-40 лет - лето
человек в расцвете сил 40-60 лет - осень
старый и угасающий 60-80 лет - зима
В схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по
возрастной физиологии в 1965 году, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней);
грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17- 21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период: 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины); пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75- 90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше).
В данной классификации зрелый возраст, который нас больше всего интересует, представлен двумя периодами, первый из которых охватывает 14 лет жизни у мужчин и 15 - у женщин, а второй - 25 лет у мужчин и 20 - у женщин. В то время как детский, подростковый и юношеский периоды составляют лишь 4-5 лет жизни. Чем дальше отстоит возраст от начала человеческой жизни, тем больше возрастные периоды. То же самое наблюдается и в других классификациях.
В рассматриваемых классификациях отсутствует единое мнение относительно нижних и верхних границ юности в системе возрастов. Одни авторы считают началом юности 11-12 лет, другие - 16-17. Окончанием этого периода называют соответственно 17 и 25 лет. Не существует единого мнения на этот счет не только у антропологов и психологов, но даже среди психологов.
Не совпадают нижние и верхние границы зрелости в классификациях разных
авторов. Д. Биррен выделяет раннюю зрелость (17-25 лет), зрелость как таковую (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет). Д. Бромлей выделяет четыре периода зрелости, называемой им взрослостью: ранняя взрослость (21-25 лет), средняя взрослость (25-40 лет), поздняя (40-55 лет), предпенсионный возраст (55-65 лет). В классификации Д. Векслера также наблюдается увеличение периодов с возрастом: 18-19 лет, 20-24 года, 25-34 года и т.д.
Все авторы отмечают неоднородность зрелости, в которой выделяют раннюю и
позднюю зрелость. По Д. Биррену, ранняя зрелость продолжается от 17 до 25
лет, по Д. Бромлею - от 21 до 25лет, по Д. Векслеру - от 20 до 35 лет, по
В.В. Бунаку - от 25 до 35 лет (мужчины) и 20-30 лет (женщины), по В.В.
Гинзбургу - от 24 до 40 лет. Поздней зрелостью Д. Биррен называет период от
50 до 75 лет, Д. Бромлей - от 40 до 55 лет, Д. Векслер - от 46 до 53 лет.,
В.В. Гинзбург - от 45 до 50 лет. Продолжительность ранней зрелости по Д.
Биррену 8 лет, по Д. Бромлею 5 лет, по Д. Векслеру 15 лет, по В.В. Бунаку 10
лет, по В.В. Гинзбургу 16 лет. То же самое и в поздней зрелости.
Нет единого мнения по поводу нижних и верхних границ выделенных авторами
возрастных периодов и в отношении ранней и поздней зрелости. Один автор
считает началом ранней зрелости 17 лет, другой - 25. Разница составляет 4
года. Заканчивается период ранней зрелости по одной классификации в 25 лет,
по другой - в 40. Разница составляет 15 лет.
Разноречивость в определении возрастных границ, верхних и нижних, объясняется разными принципами построения классификаций возрастных периодов: физиологическим, антропологическим, демографическим, психологическим.
Следует согласиться с тем, что психологические и физиологические показатели развития по времени могут не совпадать, что и находит отражение в возрастных характеристиках. Что же касается большого охвата возрастов в возрастном периоде, то это, скорее всего, можно объяснить тем, что авторы классификаций не располагаю достаточным экспериментальным материалом. Разумеется, человек в возрасте 35 лет отличается от двадцатилетнего, а по классификации Д. Векслера это один возрастной период. Однако, несмотря на разные подходы к построению возрастной периодизации взрослого человека, следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают неоднородность зрелости, фазность в развитии взрослого человека в течение жизни.
Понятие "акмеология" возникло в связи с обсуждением возрастной психологии и необходимостью разработки схемы периодизации жизни человека на широком диапазоне возрастов.
Сторонником такого подхода к построению возрастной периодизации был
Н.А.Рыбников. В статьях "К вопросу о возрастной психологии" и "Проблемы
возрастной психологии" он выразил озабоченность тем, что усилия психологов в этом направлении исследований сосредоточены главным образом на ранних
периодах жизни человека. Отечественная психология в то время располагала
экспериментальными данными в области детской психологии. Для целостной же картины всего жизненного цикла человека не хватало такого звена, как
психология взрослых, потребность в разработке которого была обусловлена
требованиями жизни.
На свет появляется книга американского психолога Э. Торндайка и его
сотрудников "Психология обучения взрослых" [8]. Не смотря на большой
исследовательский материал, авторы книги не смогли сказать, как происходит
развитие от возраста к возрасту. Н.А. Рыбников определил это недостающим
звеном в единой цепи жизненного пути человека и предлагал назвать акмеологией
(от греческого акмэ - "вершина, расцвет"), подчеркивая тем самым главную
особенность периода взрослости человека.
Б.Г. Ананьев с обобщением результатов, выполняемого под его руководством
коллективного исследования по психологии взрослых, состоявшихся на ученом
Совете Петербургского университета, выступил в марте 1972 года. Замысел
исследования, которому Б.Г. Ананьев посвятил последние годы своей жизни,
состоял в изучении возрастных изменений психофизиологических функций,
интеллекта и личности взрослого человека.
Новым этапом в научной деятельности Б.Г. Ананьева явился период разработки
идеи комплексного изучения человека и построение на ее основе возрастной
периодизации развития.
В статьях "Человек как общая проблема современной науки", "О системе
возрастной психологии" в 1957 году и в книгах "Человек как предмет познания"
и "Индивидуальное развитие и константность восприятия", изданных в 1968-1969
годах, была изложена идея данного исследования.
На третьем съезде общества психологов (Киев, 1968г.) и на четвертом съезде
психологов (Тбилиси, 1971г.) Б.Г. Ананьев выступил с докладом "Комплексное
изучение человека и психологическая диагностика".
Первая научно-теоретическая конференция по психологии взрослых,
организованная Академией педагогических наук СССР, Институтом образования
взрослых АПН и Ленинградским университетом, состоялась в 1971 году. На ней
Б.Г.Ананьев выступил с докладом "Теория психического развития и новые данные
о психологии взрослых".
Автор настоящей курсовой работы не случайно выбрала данную тему, т.к. она ей
очень близка и интересна.
Поэтому основной целью курсовой работы является:
- расширить свои познания в области психологии взрослого человека;
-
поделиться своей житейской
характер, приобретенной путем практических проб и прилаживаний, опирающейся
на научную психологию;
-
описать в обобщенном варианте
видение современных
возрастную психологию с точки зрения научной психологии;
-
высказать свое мнение по
II. Видение современных
психологию в обобщенном
Периодизаций возрастного периода довольно много.
Периодизации развития в детстве и отрочестве разработаны наиболее детально и
содержательно - это есть истоки, время становления психических функций,
личностных образований. В зрелости уже не будет качественных изменений в
развитии психологических процессов. Взрослый человек имеет творческое
мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые
формы речи, включая письменную.
Уже говорилось, что существуют периодизации развития взрослого человека. В
них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном
жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Рассмотрим
возрастные рамки по И.Ю. Кулагиной и В.М. Колюцкому [3]:
граница юности и молодости - около 20-23 лет;
молодости и зрелости - 28-30 лет (иногда ее отодвигают до 35 лет);
граница зрелости и старости - примерно 60-70 лет.
1. Юность (от 17 до 20-23 лет).
Юность - всего лишь начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь
впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь
детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и
началась стабилизация личности,
рамки отдельных возрастов
условный характер. Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой
жизни.
а) Условия развития.
Покидая стены школы после 9-го класса, подростки идут в технические колледжи
или работать, некоторые с посещением вечерней школы. Происходит смещение
кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Кризис 15 лет характерен в основном
для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку. Во время кризиса такие
подростки бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое
жизненное кредо. Период юности для них - время проб и ошибок. Они говорят:
"Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже".
Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис
протекает не менее остро, чем в 15 лет. Д.Б. Эльконин отмечал это как
наиболее тяжелый кризисный период наряду с кризисами 3 и 11 лет.
Большинство 17-летних ориентируются на продолжение образования, немногие - на
поиск работы, на который не решились после 9 класса. Высшее образование им
необходимо, чтобы получить профессию, позволяющую "жить достойно", "много
зарабатывать", "обеспечивать себя и семью". Существуют две категории