Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:43, контрольная работа
Семья – это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени. Совместная жизнь людей постоянно создает ситуации несовпадения интересов, обусловливает необходимость взаимных уступок и компромиссов.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития супружеских отношений
1.1 Типы супружеских отношений и профили брака
1.2 Периодизация семейной жизни
1.3 Ролевая структура семьи
Глава 2. Супружеские конфликты
2.1 Адаптация супругов в семье
2.2 Специфика супружеского конфликта
2.3 Разрешение супружеских конфликтов
Список литературы
Конфликтогены - слова, действия (бездействие), могущие привести к конфликту.
Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам, действиям других, нежели к тому, что говорим или делаем сами. Есть даже такой афоризм: «Женщины не придают никакого значение своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». На самом деле это происходит не только с женщинами, но и с мужчинами тоже. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного, но не всегда реального, посягательства.
Супружеские конфликты не составляют исключение. Накопление обид в супружеских отношениях является огромной проблемой, изменяющей жизнь семьи в худшую сторону. Это отражается в общении, в качествах характера членов семьи, тяготит их, проявляется в депрессивных состояниях, недоверии друг к другу и тревожности. Решение этой проблемы очень важно для психологии семейных отношений.
Для профилактики конфликтов можно следовать правилам:
Постоянно помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту. Высока плата за слово, которое, кА известно, «не воробей, вылетит - не поймаешь».
Проявлять эмпатию к собеседнику, своей второй половине, избавиться от стремления к превосходству.
Известный китайский мыслитель Лао-цзы учил: «Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других».
Всевозможные проявления превосходства - это тупиковый путь, ведущий в противоположную от примирения и понимания друг друга сторону. Ибо человек - источник конфликтогенов - вызывает отрицательную реакцию окружающих, ценящих спокойную обстановку.
Конфликт между супругами подобен сорняку в огороде: конфликтная ситуация - это корень сорняка, а инцидент - та часть, что на поверхности. Ясно, что, обрезав ботву сорняка, но не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, так необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.
Однако в конфликте
часто можно обнаружить не одну,
а несколько конфликтных
Правила формулирования конфликтной ситуации:
Конфликтная ситуация - это то, что надо устранить. Однако это не может быть человек, один из супругов или детей, ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще. Так же это не может быть социально - экономическая ситуация, так как изменить ее в одиночку мы не можем.
Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Выясните, что спровоцировало вас на конфликт, что вызвало у вас раздражение, недовольство.
Формулировка должна подсказывать, что делать.
Задавайте себе вопрос «почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Аналогия с сорняком: не вырывайте только часть корня, оставшаяся все равно воспроизведет сорняк.
Сформулируйте конфликтную
ситуацию своими словами, по возможности
не повторяйте слов из описания конфликта.
К пониманию конфликтной
Формулируйте конфликтную ситуацию четко, конкретно и кратко. Конфликтная ситуация - это диагноз по имени «конфликт». Только правильный диагноз дает надежду на исцеление.
Разрешение конфликта возможно способом переговорного процесса. Он часто используется в семейной психотерапии. При этом необходимо:
чтобы для обоих супругов это взаимодействии было значимым;
чтобы оба супруга осознавали необходимость разрешения данной конфликтной ситуации;
чтобы оба супруга были
готовы к признанию права другого
иметь такую позицию и
Модель «посредника» - это способ, когда супруги обращаются к третьему лицу, но не оно принимает решение, а сами супруги. Психотерапевт или психолог здесь создает условия и организует сам процесс взаимодействия сторон. Многие семейные психотерапевты и психологи придерживаются в практике семейного консультирования модели «посредника».
Работа «посредника»:
Проведение беседы с одним из супругов. Установление контакта, сбор информации не только о конфликте, но и об обоих его участниках, их интересах, позиций, взаимоотношений. В ходе беседы выясняется: а/ круг проблем, подлежащих обсуждению, решению в ходе консультации; б/ определение желаемого результата; в/ достижение договоренности о порядке работы с конфликтной ситуацией, в том числе переживая ее снова.
Беседа со вторым супругом.
Возможны проблемы в установлении контакта,
пассивность или большая
Далее идет анализ результатов
встречи посредником и
При проведении совместной консультации посредник вступает в контакт с обоими Супругами, очерчивая круг выявленных проблем, обсуждает правила поведения супругов и процедуру работы над проблемами. Когда достигается согласие, то переходят к основной части переговоров.
В ходе основной части посредник выводит порционально проблемы, обсуждая их он:
реагирует на любые позитивные шаги, действия супругов;
уделяет равное внимание обоим супругам;
привлекает супругов к моментам единства и согласия.
Заключительный этап достигнут только тогда, когда достигнуто соглашение по ряду вопросов, единое мнение.
Исходя из этой модели мы видим, что процесс разрешения конфликта складывается, как минимум, из трех этапов:
подготовительный - диагностика конфликта;
разработка стратегии разрешения конфликта;
непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта.
Существует пять основных стилей решения конфликта, описанных и используемых в зарубежных программах обучения управлением конфликта. Это стили: конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса. Характеристика данных стилей, тактика их выбора и технология применения описаны американской исследовательницей проблем конфликтологии, доктором философии Д.Г. Скотт в работе «Конфликты, пути их преодоления».
Стиль конкуренции - используется, когда субъект весьма активен и намерен идти к разрешению конфликта, стремясь удовлетворить прежде всего собственные потребности, в ущерб другому, вынуждая того принимать его решение проблемы.
Стиль уклонения - применяется в ситуации, когда субъект неуверен в положительном для него решении конфликта, или когда он не хочет тратить силы на его решение, либо в тех случаях, когда чувствует себя неправым.
Стиль приспособления - характеризуется
тем, что субъект действует
Стиль сотрудничества - реализуя его, субъект активно участвует в разрешении конфликта, отстаивая при этом свои интересы, но стараясь совместно с другим субъектом искать пути достижения обоюдовыгодного результата. Наиболее часто используется в ситуациях, когда оба субъекта обладают равными ресурсами, желанием устранить конфликт, готовы говорить и слушать друг друга, выработать альтернативные варианты решения проблемы.
Стиль компромисса - проявляется в том, что обе стороны конфликта ищут решение проблемы, основанное на взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, когда оба противоборствующих субъекта хотят одного и того же, но уверены, что одновременно это для них не выполнимо. Целесообразно использование этого стиля в том случае, если обе стороны обладают одинаковыми ресурсами и имеют взаимоисключающий интерес; обе стороны может устроить временное решение.
Конечно же, такой широкий спектр способов решения конфликтов не случаен. Мы уже отмечали, что мера напряжения конфликтов может быть различной. Именно она и определяет выбор того или иного способа разрешения. Чем выше степень развития напряжения, тем больше духовных усилий потребуется от нас на поиск выхода из ситуации и тем более «сильным» по своему воздействию должен быть способ разрешения коллизий.
Заключение
Проблема семейных взаимоотношений, иначе говоря, семейная проблематика, в время занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме, особенно учитывая ту колоссальную роль, которая отводится семье в современном обществе. Уровень разработок по какой-либо проблематике в значительной степени зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего - от наличия надежных измерительных инструментов. Это касается и исследований межличностных отношений в семье. Без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по столь деликатной проблеме не могут быть подлинно профессиональными.
Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.
Исследовательская работа и развитие соответствующего методического инструментария, как показывает практика, должны идти параллельно. В первую очередь необходимо разрабатывать те диагностические процедуры, которые обеспечивают изучение наиболее актуальных проблем сейчас, тем более в будущем. То, что современная психология стремиться помочь человеку разобраться в своих взаимоотношениях с семьей, позволяет надеяться, что количество разводов, сирот, неблагополучных семей будет снижаться, а люди смогут чувствовать себя полноценными членами собственной семьи.
Список литературы
1. Бурмеская Г.В., Карабанова О.А, Лидерс А.Г. «Возрастно-психологическое консультирование» М, 1990 г.
2. Гуревич К.М., Борисова
«Психологическая психология»
3. «Диагностика успешности учителя» Морозова Т.В. М., образовательный центр «Педагогический поиск», 1998г.
4. Дьяконов Г.В. «Психология
педагогического общения»
5. Журнал «Возрастная психология» №4, 1978, стр. 6-7.
6. Захарова А.В., В.И. Слободчиков «Младший школьник» М., Педагогика, 1981г.
7. Зимняя И.А. «Педагогическая психология» М, 1999г.
8. Кларина Л.М, «Учимся общаться с ребенком» М., «Просвещение» 1993г.
9. Крутецкий В.А «Основы педагогической психологии» М., Просвещение», 1972 г.
10. Лещинский В.И, Кузнецова С.С «Всегда ли прав учитель?» М, 1990 г.
11. Мельников В.М, Ямпольский
Л.Т «Методы социальной
12. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1981 г.
13. Митина Л.М. «Учитель как личность и профессионал» М, 1994 г.
14. Обозов Н.Н. «Межличностное отношение», Л., 1979г.
Из всех проблем, с которыми
сталкивались люди в ходе истории
человечества, вероятно, наиболее запутанной
является загадка самой человеческой
природы. В каких только направлениях
не велись поиски, какое множество
различных концепций было выдвинуто,
но ясный и точный ответ до сих
пор ускользает от нас.
Существенная трудность состоит в том,
что между нами очень много различий.
Известно, насколько велико многообразие
людей, как многолики и иногда значительны
индивидуальные их качества. Среди более
чем пяти миллиардов людей на нашей планете
не существует двух совершенно одинаковых
людей, двух однотипных индивидуальностей.
Эти громадные различия усложняют, если
не делать вообще невозможным, решение
задачи по установлению того общего, что
объединяет представителей человеческой
расы.
Личностное развитие человека происходит
на протяжении всей жизни. Личность является
одним из тех феноменов, которые редко
истолковываются одинаково двумя разными
авторами. Все определения личности так
или иначе обусловливаются двумя противоположными
взглядами на ее развитие. С точки зрения
одних, каждая личность формируется и
развивается в соответствии с ее врожденными
качествами способностями, а социальное
окружение при этом играет весьма незначительную
роль.
Представители другой точки зрения полностью
отвергают врожденные внутренние черты
и способности личности, считая, что личность
– это некоторый продукт, полностью формируемый
ходе социального опыта. Очевидно, что
это крайние точки зрения процесса формирования
личности. Несмотря на многочисленные
понятийные и другие различия, существующие
между ними почти все психологические
теории личности едины в одном: личностью,
утверждается в них, человек не рождается,
а становится в процессе своей жизни. Это
фактически означает признание того, что
личностные качества и свойства человека
приобретаются не генетическим путем,
а вследствие учения, то есть они формируются
и развиваются.
Формирование личности – это, как правило,
начальный этап становления личностных
свойств человека. Личностный рост обусловлен
множеством внешних и внутренних факторов.
К внешним относятся: принадлежность индивидуума
к определенной культуре, социально-экономическому
классу и уникальной для каждого семейной
среде. С другой стороны, внутренние детерминанты
включают генетические, биологические
и физические факторы.
Предметом исследования является процесс
формирования характера под влиянием
биологических факторов.
Цель работы состоит в анализе влияния
этих факторов на характер. Из темы, цели
и содержания работы следуют ниже-перечисленные
задачи:
• определить влияние на развитие характера
таких биологических факторов как наследственности,
врожденных особенностей, состояния здоровья;