Психология семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Семья – это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени. Совместная жизнь людей постоянно создает ситуации несовпадения интересов, обусловливает необходимость взаимных уступок и компромиссов.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития супружеских отношений
1.1 Типы супружеских отношений и профили брака
1.2 Периодизация семейной жизни
1.3 Ролевая структура семьи
Глава 2. Супружеские конфликты
2.1 Адаптация супругов в семье
2.2 Специфика супружеского конфликта
2.3 Разрешение супружеских конфликтов
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа (2).docx

— 64.50 Кб (Скачать)

В. Сатир выделила следующие  этапы, которые проходит каждый член семейного коллектива по мере роста:

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй кризис: начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий кризис: ребенок  налаживает отношения с внешней  средой, чаще всего это происходит в школе. В семью проникают  элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, а это в свою очередь требует адаптации, как со стороны детей, так и со стороны родителей.

Четвертый кризис: ребенок  вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках  независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря.

Шестой кризис: молодые  люди женятся, и в семью входят невестка или зять.

Седьмой кризис: наступление  климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчин.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками.

Десятый кризис: умирает  один из супругов, а потом и второй.

Все эти этапы сопровождаются кризисом и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовительного  периода и последующего перераспределения  всех сил. Когда же три или четыре кризиса проходят одновременно, то жизнь становится более напряженной, чем обычно. В.Сатир считает, что это наиболее естественные кризисы, которые переживаемые большинством людей.

Возможно выделение определенных этапов развития семьи по соответствующим  им задачам.

Добрачное общение. Приобретение опыта общения с другим полом, выбор партнера, приобретение опыта  эмоционального и делового общения, частичная психологическая и  материальная независимость от генетической семьи.

Брак. Принятие на себя супружеских  социальных ролей.

Этап «медового месяца». Установление психологической и  пространственной дистанции с генетическими  семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации  быта, создание интимности, первичное  согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Решение  о продолжении рода, рождение ребенка, возвращение на работу супруги, начало посещения ребенком детского сада.

Зрелая семья. Создание новой  структуры отношений, возможно пополнение ее новым членом, новой личностью, соответственно изменяются и роли родителей.

Семья людей старшего возраста. Возобновление супружеских отношений, но с новым содержанием семейных функций.

В современной отечественной  психологии известна периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет пять стадий жизненного цикла семьи:

зарождение семьи до рождения ребенка;

рождение и воспитание детей;

окончание выполнения семьей воспитательных функций;

дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной  семьи;

супруги живут одни или  с детьми, имеющими собственные семьи.

Однако приведенные периодизации имеют отличительные особенности, к которым для российской семьи  можно отнести:

отсутствие сепарации  и сегрегации в детско-родительских отношениях;

почти неизбежный феномен  группового давления на нового члена  семьи (отношения к новому члену  семьи по принципу «свой» и «чужой»)

потенциальная возможность  перерастания межличностного конфликта  в межгрупповой (межсемейный).

Таким образом, можно сказать, что в определенные периоды изменения  цикла жизни семьи появляется тенденция к кризисам и конфликтам.

1.3 Ролевая структура семьи

Основными параметрами ролевой  структуры семьи являются характер главенства, определяющего систему  отношений власти и подчинения, т.е. иерархическое строение семьи, и  распределение ролей в соответствии с те ми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла.

Ролевая структура семьи  в значительной степени определяется ведущи ми семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении жизненного цикла семьи, отражая изменение значимости ее функций. На пример, после рождения детей центральное место в семье занимает воспита тельная функция, а ценность родительства становится ведущей. Сравнение приоритетности ценностей у молодоженов и лиц, вступающих в брак, обна ружило значимые различия: у лиц, вступающих в брак, ценности имеют чет кую семейно-бытовую направленность, а у благополучных молодоженов на блюдается сбалансированность ценностей семейных и связанных с профессиональной деятельностью супругов. Семейные ценности регламентируют образ жизни семьи, распределение ролей и установление главенства.

Главенство в семье  определяет ее иерархию и организацию  функци онирования, характер принятия решений, меру участия членов семьи в уп равлении ее жизнедеятельностью, отношения власти — доминирование и подчинение.

Авторитарная система  отношений означает сосредоточение функций управления и принятия решений  в руках одного члена семьи. Демократическая  система отношений — равноправное участие всех членов семьи в управлении и принятии решений. Тенденцией развития современной семьи является переход от авторитарной к демократической системе отношений, то, в первую очередь, обусловлено становлением правового и экономического равноправия мужчин и женщин. Главенство может носить единоличный характер (персональное главенство) и быть совместным. В первом случае все или большинство наиболее значимых для семьи функций оказываются сосредоточены в руках одного человека. Такая форма главенства вряд ли может быть эффективна с точки зрения теории управления, одна ко в кризисные периоды развития семейной системы единоличное главен ство оказывается адекватным и полезным. В стабильные же периоды оптимальной формой руководства является совместное главенство. Оно бывает с разделением функций и без (эгалитарный вариант). Для определения формы главенства в семье приоритетны такие функции, как материальное обеспечение, планирование семейного бюджета, «психотерапевтическая» функция семьи, воспитание детей. Фактическое главенство зависит от рас пределения функций в семье и меры участия ее членов в решении проблем. Однако наряду с фактическим главенством существует и главенство фор мальное, т.е. приписываемое по определенным правилам. В случае расхож дения фактического и формального главенства возникают конфликты, борьба за признание фактического руководства, за установление главенст ва одного из членов семьи. Традиционно формальное главенство приписы вается мужу, в то время как фактическое в равной степени распределяется между мужем и женой. Краткое перечисление вариантов распределения власти в семье показывает всю сложность и многообразие внутрисемейных отношений, связанных с руководством и управлением семьей.

Отношения власти как доминирования  — подчинения имеют и обрат ную сторону — принятие социальной ответственности главы семьи за ее благополучие и функционирование, что предполагает решение задач обеспечения безопасности семьи, определение ее целей и перспектив, коорди нацию действий, направленных на достижение этих целей, создание психо логической атмосферы уверенности и оптимизма в отношении прошлого, настоящего и будущего семьи.

Как отечественные, так и  зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.

Приведем классификацию  основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю. Е.:

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. 
2. Хозяин - хозяйка. 
3. Роль ответственного по уходу за младенцем. 
4. Роль воспитателя. 
5. Роль сексуального партнера. 
6. Роль организатора развлечений. 
7. Организатор семейной субкультуры. 
8. Роль ответственного за поддержание родственных связей. 
9. Роль «психотерапевта».

Говоря о психологических  ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других. 
Существует ряд обстоятельств, делающих проблему ролевой внутрисемейной структуры особенно актуальной для современной семьи. Что такое традиционная и эгалитарная семья, в чем их различия? Это, прежде всего, две различные системы распределения внутрисемейных ролей. Так, традиционная семья - это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли - жена выполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения. 
В эгалитарной семье фактически все роли распределяются 
между мужем и женой преимущественно поровну. Между традиционной и эгалитарной семьей лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей. Таков, например, брак-супружество, где жена хотя и выполняет прежде всего роли матери и хозяйки, но огромное внимание уделяет также выполнению роли друга (психотерапевта) по отношению к мужу. 
Следует отметить, что в последнее время в структуре современной семьи произошли определенные изменения: уменьшились размеры семьи и количество детей в ней, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом.

 

Глава 2. Супружеские  конфликты

 

2.1 Адаптация супругов  в семье

Адаптация в широком смысле слова понимается как приспособление к окружающим условиям. При этом особо выделяют социальную адаптацию  как «интегративный показатель состояния  человека, отражающий его возможности  выполнять определенные биосоциальные  функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и  общения с окружающими; способность  к труду, обучению, к организации  досуга и отдыха; способность к  самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других».

В процессе адаптации выделяется два уровня:

Биологический - способность приспособления организма к устойчивым и изменяющимся условиям физической среды.

Психологический - приспособление человека как личности к существованию в обществе с требованиями данного общества и с собственными потребностями и интересами.

Адаптация к семье включает в себя все перечисленные выше компоненты и начинается как процесс  знакомства с семейной жизнью, постепенного вхождения в нее. Этот период является особенно трудным и включает в  себя перестройку не только в общении  и деятельности, но и личностные изменения молодых супругов, перестройку  потребностно-мотивационной сферы, формирования нового уровня самосознания, новых связей с социальным окружением.

До брака у молодого человека уже сложился целостный  «образ своего Я». После заключения брака супруги оказываются в  ситуации невозможности жить по-прежнему, что увеличивает неустойчивость эмоционального состояния и неудовлетворенность  некоторыми сторонами своего партнера и совместной семейной жизни.

Т.Б. Карцева оценивает  брак как «одно из поворотных событий  в жизни человека», так как  в браке происходят глобальные изменения  «всей ситуации развития личности, смена социальных ролей, которые  человеку приходится играть, изменения  круга лиц, включенных во взаимодействие с ним, спектра решаемых проблем  и образа жизни в целом».

На этапе первых двух лет  совместной жизни молодыми решаются следующие задачи (Е.С. Калмыкова, 1983г.):

формирование структуры  семьи;

распределение функций (ролей) между мужем и женой;

выработка общих семейных ценностей.

Именно в начале супружества  у молодых людей существует идеализация  образа своего будущего партнера по браку (на основе опыта, литературных и кино - героев, социальных стереотипов и  идеалов референтной группы) и семейной жизни, выражающейся: а/ в ожидании удовлетворения своих потребностей в духовном росте, самосовершенствовании; б/ удовлетворении материальных потребностей. Адекватность представления о партнере по браку обеспечивает согласованность между ожидаемым и реальным поведением своего партнера, что важно для реализации целей адаптации в семье. А неадекватность приводит к разрушению данной идеализации, неготовности к принятию реально существующей действительности, порождению обид, ссор, конфликтов, которые затягивают молодых и не всегда предоставляют возможность для развития новой семейной группы.

Обобщение и систематизация работ отечественных ученых А.Н. Волковой, Т.М. Трапезниковой, Е.С. Калмыковой, Н.Ф. Федотовой, связанные с проблемой  брачно-семейной адаптации, позволили  уточнить понятие брачно-семейной адаптации  и выделить ее специфику.

Брачно-семейная адаптация - это постепенный процесс приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни, результатом которого должно быть формирование устойчивого семейного  уклада, распределение бытовых и  психологических ролей, выработка  приемлемого стиля общения друг с другом, выработка приемов разрешения и профилактики конфликтов и разногласий, определение взаимоотношений с  микроокружением по типу открытой или  закрытой группы.

В.А. Сысенко разработал концепцию брачно-семейных отношений, в основе которой особенности характеров супругов и вытекающие отсюда их адаптационные возможности:

высокоадаптированные личности;

среднеадаптированные личности;

низкоадаптированные личности;

дезадаптированные личности.

К общим адаптивным особенностям относятся:

способность к сотрудничеству;

способность к общению;

способность к эмоциональному и рациональному пониманию других людей;

способность к самоконтролю и самопознанию;

умение выбрать адекватный тип поведения в зависимости  от условий и обстоятельств.

Развитие этих способностей, по мнению В.А. Сысенко, в значительной мере определяет успешность брачно-семейной адаптации. При этом он признает в одном и том же явлении позитивные и негативные моменты, прогрессивное и регрессивное.

Адаптация личности в сфере  брачно-семейных отношений (В.А. Сысенко,1993г.) происходит следующим образом:

адаптация физиологическая, в том числе и сексуальная;

адаптация к темпераменту, характеру партнера;

адаптация к семейным ролям, к новым обязанностям, правам, к  разделению труда в брачном союзе;

адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю  жизни брачного партнера;

адаптация к основным ценностям  жизни, «жизненной философии», пониманию  цели и смысла жизни партнера.

Таким образом, брачно-семейную адаптацию необходимо рассматривать, как сложный, многоуровневый целостный  процесс взаимного приспособления супругов друг к другу и к совместной семейной жизни.

2.2 Специфика супружеского  конфликта

Существует множество  современных определений и толкований конфликта:

Информация о работе Психология семейных отношений