Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:27, реферат
На данный момент взаимоотношения потребителя и производителя выстраиваются таким образом, что потребитель находится в центре интересов производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия. Именно поэтому для производителя важным является изучение потребителя с психологической, экономической, социологической и культурологической точки зрения.
Введение ………………………………………………………………….…....3
1.Эволюция взглядов на поведение потребителей ……………………..5
2. Основные типы потребительского поведения за рубежом …………..7
3. Влияние психологических особенностей личности на потребление...10
4.Иррациональное потребительское поведение………………………….26
Заключение………………………………………………………… ……...32
Список литературы……………………………………………………..33
Неверие в возможность коллективного организованного спасения вызывает желание спастись индивидуально. Суть этой фазы выражается в вопле "Спасайся, кто может!"
Паника
- это индивидуалистическое и эгоцентрическое
поведение, направленное на личное спасение
любой ценой. В процессе паники индивиды
часто действуют однотипно, например,
все бросаются в одни двери, что является
результатом циркулярной реакции, внушения
и заражения, подражания. Один побежал
- все устремились за ним, надеясь, что
впереди бегущий лучше других знает выход.
Поэтому паника - это одновременно и групповое
поведение. Оно имеет целью индивидуальное
спасение, однако в реальности ведет к
тому, что спасающиеся таким образом индивиды
нейтрализуют усилия каждого, буквально
топят друг друга. Так, банковская паника
ведет к тому, что слегка пошатнувшийся
банк тонет, как торпедированный корабль.
4. НАРКОЗАВИСИМОСТЬ
Одной из самых распространенных форм иррационального поведения является наркозависимость, или наркомания.
Наркомания - это болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших - оглушение, наркотический сон. Систематическое употребление наркотиков вызывает потребность в увеличении доз.
В основе механизма наркозависимости лежит привыкание к наркотическому веществу. В результате формируется физиологическая потребность, неудовлетворение которой может вызывать физические страдания. По мере увеличения стажа потребления данного наркотика его эффективность снижается, поэтому для получения привычного кайфа требуются повышенные дозы.
Грань, отделяющая наркотики от прочих продуктов, подвижна и размыта. Есть сильнодействующие наркотики, обладающие ярко выраженными качественными признаками этого вида продуктов: они вызывают сильную эйфорию или галлюцинации, быстро порождают эффект наркозависимости. Есть множество наркотиков, которые обладают этими же качествами, но не в столь ярко выраженных формах: не столь сильно воздействие на психику, не так быстро вызывают привыкание.
Наркотик - это результат социального конструирования: общество в разных случаях по-разному решает, где проходит грань, отделяющая наркотики от прочих продуктов. Поэтому один и тот же продукт в разных странах и в разное время может классифицироваться как наркотик или таковым не признаваться. В такой пограничной ситуации обычно находятся алкогольные напитки и табак. В большинстве стран их классифицируют как наркосодержащие продукты и ограничивают их потребление по возрастному признаку, часто запрещают продажу алкоголя в определенных местах, в определенные часы или дни недели.
Человек, попавший в наркотическую зависимость, ведет себя как иррациональный потребитель: он может прекрасно осознавать, что этот продукт вреден для здоровья и опасен для жизни, но удержаться от его употребления бывает свыше человеческих сил.
Ричард Элиот из Оксфордского университета более пяти лет изучал феномен, который он назвал "шопинг-наркоманией". По его оценке, только в Великобритании с ее населением в полсотни миллионов человек один миллион шопинг-наркоманов. По его мнению, шопинг-наркоманы - это по-настоящему больные люди, которые несчастливы в жизни и полны страхов. Для них хождение по магазинам - это уход от угнетающих их проблем. Две трети шопинг-наркоманов Великобритании - женщины. Среди них встречаются люди любого уровня достатка.
Р.Элиот
разделил шопинг-наркоманов на несколько
категорий. Одна из них - небольшая категория
людей, зацикленных на покупке еды
в красивых упаковках и страдающих
обжорством. Другая категория - это "мстительные
покупательницы". В эту группу входят
прежде всего домохозяйки, чьи мужья успешно
продвигаются по служебной лестнице. Комплексуя
от недостатка мужского внимания, эти
женщины пытаются безрассудной тратой
денег напомнить своим супругам о своем
существовании. Одну из групп Р.Элиот обозначил
как "экзистенциальных покупателей":
они упиваются собственным вкусом и самоутверждаются
посредством покупок.
Заключение.
Каждый потребитель обладает набором психологических качеств, которые обуславливают определенный тип потребительского поведения. Знание о них используется при создании эффективной в психологическом плане рекламы.
Особенности основных моделей потребительского поведения выделяют на основе психографических исследований, в которых индивиды классифицируются по психологическим особенностям, ценностным ориентациям и образу жизни.
Важное
значение для изучения
Овладеть умением понимать и управлять поведением потребителя, "узнать
покупателя" не так просто. Потребитель нередко говорит о своих желаниях и
потребностях одно, а, оказавшись в супермаркете, покупает нечто совершенно другое. Покупатель просто не осознает побудительных мотивов такой покупки, может передумать в последнюю минуту. В своей работе я попыталась изложить основные принципы теории потребительского поведения.
В результате ,можно сделать следующие выводы.
Социально-психологические свойства потребительских предпочтений отражают их субъектную сущность, единую по отношению к объектам потребительского рынка.
Постоянные свойства потребительских предпочтений - их устойчивые характеристики, сходные для большинства индивидов. К ним относятся: комплексность, перманентность, атрибутивность, саморазвитие, уникальность, транзитивность, относительность, латентность, иррациональность отраженность, аффективность.
Социально-психологические свойства потребительских предпочтений связаны с такими факторами, как тендер и возраст индивида и не связаны с доходом, социальным статусом и семейным положением. Их действие начинает активно проявляться только при реализации предпочтений в выборе и покупке.
Таким
образом, в данной работе были
рассмотрены такие важные
Список литературы:
1.Посыпанова О.С. Социальная психология потребления // Учебное пособие, - Калуга, изд-во КГПУ, 2004.
2.Ильин В. И. Поведение потребителей/В. И. Ильин. - Спб, 2001.
3.Алёшина И. В. Поведение потребителей/И. В. Алёшина. - М., 2005.
4.Аристархова М., Крахмалёва А. Маркетинговое исследование потребителей//Маркетинг, 2004. №6.
5.Блэкуэлл Р. Поведение потребителей/ Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Д. Энджел. - "Питер", 2006.
6.Гарри Б. Типы потребителей: введение в психографику/ Б. Гарри. - Спб, 2003
7. Посыпанова О.С. Психологическая феноменология потребления // Ежегодник российского психологического общества. Т.9, вып 7, Психология и экономика. Труды 2-й Всероссийской конференции по экономической психологии (книга 1). - Москва-Калуга, РПО, РГНФ, КНЦ, ИП РАН, КФ МГЭИ, КГПУ: 2002.
8.Мухина М. К. Изучение стиля жизни и сегментирование рынка на основе психографических типов//Маркетинг в России и за рубежом, 2002. №3.
9.Песоцкий Е. Реклама и психология потребителя/ Е. Песоцкий. - Ростов - на - Дону, 2005.
10.Сергеев А. М. Поведение потребителей/ А. М. Сергеев. - М., 2006.
11.Статт Д. Поведение потребителя/ Д. Статт. - М., 2005.
12.Фоксол Г. Психология потребителей в маркетинге/Г. Фоксол, Р. Голдсмит, С. Браун. - Спб, "Питер - Пресс", 2003.
13. Посыпанова О.С. Возрастная периодизация социально-психологических свойств потребительских предпочтений // Ежегодник Российского психологического общества, Том 9, выпуск 8. Сборник трудов Калужского отделения РПО - Калуга: Изд-во КГПУ, 2003.
14.Шуванов В. И. Психология рекламы/ В. И. Шуванов. - М., 2004.
15. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб, 1896.
16.Плахотникова О. Шопинг - новый вид наркомании // Столица. 1998. 3 июня.
17.Социальная психология / Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.А. М., 1975.
18.Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
19.Le Bon, Gustav. Psychologie des Foules. Paris, 1898.
20.Tarde
G. L'opinion et la foule. P., 1901.