Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 19:27, реферат
На данный момент взаимоотношения потребителя и производителя выстраиваются таким образом, что потребитель находится в центре интересов производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия. Именно поэтому для производителя важным является изучение потребителя с психологической, экономической, социологической и культурологической точки зрения.
Введение ………………………………………………………………….…....3
1.Эволюция взглядов на поведение потребителей ……………………..5
2. Основные типы потребительского поведения за рубежом …………..7
3. Влияние психологических особенностей личности на потребление...10
4.Иррациональное потребительское поведение………………………….26
Заключение………………………………………………………… ……...32
Список литературы……………………………………………………..33
Прагматики скроены иначе. Эти люди отвергают акцент на форме предмета, полностью фокусируясь на содержании. Любые изыски и внешние излишества в товаре означают для них лишь повод заплатить лишние деньги, к чему они абсолютно не готовы. В своем потребительском поведении прагматики напоминают аскетов, о которых речь шла выше. Но аскеты ограничивают потребление по идеологическим соображениям, а прагматики не пытаются лишить себя чего-либо, но не приемлют товарных «оболочек» в виде дизайна, имиджа, истории бренда и прочих виртуальных активов.
Как и аскеза, прагматизм может иметь вынужденный фундамент. Эстетические плюсы обычно выражаются ощутимым дополнением к цене товара, и люди со скромным достатком стремятся избежать переплаты. В других обстоятельствах те же потребители с удовольствием купили бы более красивые вещи, у них нет принципиальных оснований для отказа от эстетики. Этих людей не стоит относить к категории прагматиков, поскольку позитивное изменение уровня доходов может исключить их из сегмента. К сегментам же следует относить «стабильные единицы», не трансформирующие свое отношение под влиянием микрофакторов.
Классификация «эстеты/прагматики» имеет
очевидную пользу для сегментации, поскольку
четко отделяет ценителей красоты, готовых
к значительным денежным тратам во имя
эстетики, от людей с утилитарным отношением
к вещам, строго ориентированным на функциональные
ценности. Эти группы абсолютно по-разному
реагируют на суть коммуникаций, подчеркивающих
эстетические или функциональные ценности.
«Импульсивные и Рефлексивные»
Импульсивность – это одно из отражений подвижного темперамента человека. Импульсивность в своем поведении обычно проявляют сангвиники и холерики – люди живые, страстные, горячие. Рефлексивность же чаще проявляют медлительные, невозмутимые и эмоционально скупые флегматики или ранимые и астеничные меланхолики. При прочих равных условиях импульсивный покупатель требует гораздо меньше рекламного усилия для совершения покупки, чем рефлексивный.
Объяснения этого эффекта лежат в области нейрофизиологии, классифицирующей типы высшей нервной деятельности по критериям силы, уравновешенности и подвижности. «Подвижной» нервной системе более характерна импульсивность, «инертной» - рефлексивность поведения. Эти физиологические особенности довольно определенно отражаются на повседневной жизнедеятельности людей, в том числе на их покупательском поведении. Продавцы-консультанты, находясь на «передовой» розничной торговли, могут заметить очевидные различия в поведении покупателей. Первые выбирают быстро, мало интересуются детальной информацией о товаре, довольствуясь поверхностным описанием, не особо интересуются обоснованием цены и другими характеристиками. Вторые не уверены в выборе, ищут множество аргументов «за», прежде чем решиться на покупку, донимают консультантов расспросами о мелочах. Именно так внешне различаются импульсивные и рефлексивные покупатели.
Импульсивные покупатели требуют меньше внимания и усилия для осуществления сделки, менее восприимчивы к ценам и не очень притязательны к условиям. Но в этом сегменте трудно строить лояльность, таких покупателей трудно «привязывать» к марке. Их действия редко хорошо обдуманны и взвешены, поэтому конкуренты имеют множество шансов заинтриговать импульсивного покупателя. Рефлексивные покупатели, напротив, не сделают быстрого оборота фирме, но им гораздо проще втолковать аргументы следующей покупки, возвращения, лояльности.
«Домоседы и Тусовщики»
Названия этих сегментов менее всего вписываются в психологическую терминологию, но лучше всего передают суть их образа жизни. По-сути, эта дихотомия имеет дело не с какими-то психологическими особенностями, а с продиктованным ими и другими факторами стилем жизни. Около четверти участников проведенных исследований признают, что не любят находиться дома, предпочитая «движение»: прогулки, развлечения, опинг. Примерно 30% респондентов балансируют между домашним и «outdoor» досугом. И, наконец, более 45% россиян можно назвать домоседами: именно такая доля участников исследования заявляет о желании находиться все свободное время дома.
Понятно, что в потребительских моделях этих сегментов есть весомые различия, поскольку эти люди ведут абсолютно разный образ жизни. Домоседам нужно меньше одежды и украшений, но больше продуктов питания, они не ходят в рестораны и кафе, не посещают кинотеатры и развлекательные комплексы, но активнее покупают домашнюю технику,видео и книги. Туристическая сфера напрямую зависит от качественного состава целевой аудитории в ракурсе сегментов «домоседы» и «тусовщики». Многие другие рынки также очень зависят от склонности потребителей к тому или иному виду времяпровождения.
Рассматривая эту классификацию, следует также отделять «вынужденных» домоседов от таковых по убеждению. Исследования показали, что домашний образ жизни обходится в среднем в 1,5 раза дешевле, чем активный: именно такова разница в текущих расходах «домоседов» и «тусовщиков». Разделение «домоседов» по признаку мотивации к такому образу жизни позволит получить некоторые ориентиры на потребительские возможности внутренних групп.
На основании процентных данных и кластерного анализа также были выделены две подсистемы – постоянные и вариативные социально-психологические свойства предпочтений. При анализе фокус-групп обнаружено, что постоянные свойства выражают существование предпочтений как вида отношений, а вариативные – как проявления этих отношений. Таким образом, постоянные социально-психологические свойства потребительских предпочтений – это устойчивые характеристики предпочтений, определяющие их как вид субъект-объектного отношения, единые для большинства потребителей, проявляющиеся для большинства товаров и услуг. Вариативные свойства потребительских предпочтений – свойства предпочтений, характеризующие их выраженность в сознании и поведении, обладающие определенным диапазоном.
Система социально-психологических свойств
потребительских предпочтений выглядит
следующим образом
Таблица 1.
Постоянные социально-психологические свойства потребительских предпочтений:
1) Комплексность - формирование в психике целого комплекса взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимовлияющих потребительских предпочтений. Считаем, что именно поэтому и в русском, и в английском языках термин "потребительские предпочтения" используется во множественном числе. В комплексе предпочтений существует ряд альтернативных предпочтений; и в разных ситуациях выбора реализуется одна из этих альтернатив.
2) Перманентность - постоянство существования предпочтений в психике безотносительно к внешним условиям. Предпочтения существуют в сознании всегда, вне зависимости от того, покупаем ли мы товар, или нет.
3) Атрибутивность - соотнесённость каждого предпочтения с отдельными свойствами, элементами, характеристиками товара (атрибутами), и лишь в силу этого - с товаром в целом.
4) Саморазвитие - развитие предпочтений, детальная рефлексируемость, выделение атрибутов в процессе принятия решения.
5) Уникальность - индивидуальность, специфичность комплекса предпочтений. Определяется субъектностью потребителя.
6) Транзитивность - возможность одного предпочтения плавно или резко переходить в другое, заменяться третьим и т.д.
7) Относительность - сознательное или неосознанное сравнение предпочитаемого товара с другими. Абсолютных предпочтений не существует.
8) Латентность - скрытость предпочтений, проявление предпочтений в поведении лишь в момент взаимодействия с товаром или коммуникации по его поводу.
9) Иррациональность - несоответствие потребительских предпочтений вербальному отчету о них, потребительскому поведению, а также требованиям формальной логики и соображениям экономической полезности.
10) Отраженность - отражение в предпочтениях существующих товаров или их атрибутов.
11) Аффективность - преобладание аффективного компонента предпочтений в вербальном отчете и при взаимодействии с предпочитаемым товаром.
Социально-психологические свойства предпочтений могут изменятся. Действие постоянных свойств главным образом немного возрастает в течение жизни (в среднем - на 14,3 %). Так, с возрастом предпочтения становятся более комплексны, относительны, развиты. Также с течением жизни немного увеличивают свое проявление перманентность, отраженность, транзитивность, аффективность и иррациональность. Уникальность комплекса предпочтений снижается с возрастом. Латентность предпочтений снижается к зрелому возрасту, а затем опять приходит к исходному уровню. Атрибутивность предпочтений возрастает к зрелому возрасту, а затем возвращается на уровень подросткового возраста. Большинство вариативных свойств предпочтений - непоследовательность, диапазон, лабильность, неконгруэнтность, неоднородность, экзогенность, индивидуальность - наоборот, снижают свое действие с возрастом (в среднем - на 28 %). Сила предпочтений и их адекватность слабо зависят от возраста.
Таблица
2.
Стадии развития потребительских предпочтений:
Стадия | Название стадии | Период |
0 стадия | период отсутствия потребительских предпочтений | с рождения до 2 лет 11 мес. |
1 стадия | зарождение и формирование социализированных потребительских предпочтений | 3 - 7 лет |
2 стадия | зарождение личностных потребительских предпочтений | 7-12 лет |
3 стадия | формирование потребительских предпочтений | 12-17лет |
4 стадия | развитие потребительских предпочтений | 17-23 года |
5 стадия | фиксация потребительских предпочтений | 23-45 лет |
б стадия | редукция предпочтений | 45-65 лет |
7 стадия | Ригидность потребительских предпочтений | 65 лет и старше |
Реализованность предпочтений связана с доходом и личностными особенностями, и слабо - с возрастом.
Вариативные социально-психологические свойства потребительских предпочтений (в скобках представлены минимальный и максимальный показатели свойства):
1) Сила (степень) (слабые — сильные) - выраженность компонентов предпочтения по отношению к товару.
2) Диапазон предпочтения (узкий - широкий)- количество предпочитаемых товаров. Узкий диапазон означает малое количество любимых товаров, широкий диапазон - большое количество.
3) Индивидуальность (индивидуальные - массовые) - степень сходства предпочтений индивидуума с групповыми предпочтениями.
4) Лабильность (устойчивые - изменчивые) - степень изменчивости предпочтений.
5) Подверженность внешнему влиянию (эндогенные - экзогенные) - влияние на формирование предпочтений интрапсихических феноменов (собственных желаний, мотивов, потребностей) или внешних стимулов - советов друзей, рекламы.
6) Реализованность (нереализованные - реализованные) - частота покупки предпочитаемых товаров. При невозможности реализовать свои предпочтения в покупке они считаются нереализованными.
7) Неоднородность (однообразные - разнообразные, не обладающие общими чертами) - разнообразие, наличие несхожих, не однотипных предпочтений.
8) Сформироватость (отсутствующие - сформированные) - наличие четких предпочтений в сознании.
9) Неконгруэнтность (конгруэнтные - неконгруэитные) - степень упорядоченности проявлений данного предпочтения в ситуациях выбора и соответствие новых предпочтений ожиданиям.
10) Непоследовательность (последовательные — противоречивые) - наличие четких связей между предыдущими и последующими потребительскими предпочтениями.
11) Адекватность (неадекватные - адекватные принятым в социуме) - степень соответствия индивидуальных предпочтений принятым в социуме в данное время.
Свойства «лабильность», «реализованность», «неконгруэнтность», «индивидуальность», «непоследовательность» у россиян являются изменчивыми, а не стабильными, как их определяют западные психологи. Свойства — «сила», «диапазон», «подверженность внешнему влиянию», «неоднородность», «сформированность» и «адекватность» — действительно имеют определенные границы выраженности.