Психология межличностного общения. Роль военнослужащих подразделения в поддержании здорового морально-психологического климата в служе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:15, реферат

Краткое описание

Общение - процесс взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен информацией, мыслями и чувствами, необходимый для обеспечения совместной деятельности и развития каждого участника общения.

Оглавление

1.Психологическая сущность и содержание межличностного общения военнослужащих. (С.1).

2.Высокая коммуникативная культура военнослужащих подразделения как фактор здорового морально-психологического климата в служебном коллективе. (С.6).

3.Список использованной литературы. (С.10).

4.Контрольные вопросы. (С.10).

Файлы: 1 файл

психология межличностного общения.doc

— 147.50 Кб (Скачать)


 

Психология межличностного общения. Роль военнослужащих подразделения в поддержании здорового морально-психологического климата в служебном коллективе.

 

 

 

Рассматриваемые вопросы:

 

 

1.Психологическая сущность и содержание межличностного общения военнослужащих. (С.1).

2.Высокая коммуникативная культура военнослужащих подразделения как фактор здорового морально-психологического климата в служебном коллективе. (С.6).

3.Список использованной литературы. (С.10).

4.Контрольные вопросы. (С.10).

 

 

 

1.Психологическая сущность и содержание межличностного общения военнослужащих.

 

Выступая на совещании руководящего состава Вооруженных Сил РФ в конце прошлого года, министр обороны РФ Сердюков подчеркнул: «...пришло время сделать так, чтобы младший командир был бы настоящим профессионалом и, постоянно находясь рядом с подчинённым, стал для него учителем, наставником и воспитателем». Достижению этой цели должно способствовать хорошее знание психологии межличностного общения между военнослужащими.

Общение - процесс взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен информацией, мыслями и чувствами, необходимый для обеспечения совместной деятельности и развития каждого участника общения.
В общении военнослужащих осуществляется наибольшее количество разнообразных контактов, решаются многое задачи управления, воспитания, подготовки, службы и быта воинских коллективов. В связи с этим к культуре и содержанию делового и неформального взаимодействия младших командиров предъявляются повышенные требования. Одним из наиболее важных и определяющих условий его эффективности является знание основных закономерностей психологии общения. Общение между военнослужащими может быть самым широким: групповым и один на один, официальным и неофициальным, открытым и доверительным, с использованием технических средств и без таковых, в служебное и в личное время, в расположении части и за ее пределами. В процессе межличностного общения реализуются разнообразные цели и потребности военнослужащих. Основные из них: информационный обмен, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимодействие. Сам процесс общения можно представить схематически (см. схему 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что необходимо знать об информационном обмене? Во-первых, информация передается при помощи речевых средств (слово, цифра, знак, символ). А во-вторых, значительную часть информации, большую по объему, мы передаем посредством неречевых средств (мимика, пантомима, жесты, прикосновение, интонация голоса, избираемая дистанция и даже запахи).

Для успешного информационного обмена с командирами и подчиненными каждому военнослужащему необходимо знать основные требования к его организации. Вот некоторые из них:
         1. В общении военнослужащих происходит не просто механическая передача информации, а формируется и уточняется смысл сказанного. Поэтому необходимо поддерживать постоянную обратную связь общающихся, иначе весь смысл или его значительная часть могут быть искажены или утрачены;

2. Существует «эффект избирательности» информационного воздействия, т.е. разное восприятие и влияние одного сообщения на различных военнослужащих. К этому приводит различие индивидуально-личностных особенностей и ситуативных психологических состояний общающихся;

3. Существуют «барьеры» на пути информационного обмена: пассивность внимания; влияние возрастных, этнических, социокультурных и других установок; посторонние шумы и другие неблагоприятные условия окружающей среды и социального окружения;

4. В воинском коллективе существуют официальные и неофициальные «каналы информации». По неофициальным каналам активно циркулируют слухи, домыслы и т.п.;

5. Дефицит информации усложняет трудные ситуации жизнедеятельности военнослужащих и особенно объективное оценивание их сложности и экстремальности;

6. Наиболее значимые слова следует располагать в первой части фразы. В разрешающих командах разрешение следует располагать в конце, после содержания действия подчиненного, в запрещающих - в начале;

7. Оптимальный объем фразы для обеспечения четкости речи в условиях шумовых помех 7+2 слова;

8. При служебном радиообмене - максимальный темп передачи информации до 180 слов/мин. Передача информационного сообщения, распоряжения (приказания) будет эффективной, если военнослужащий:

• четко сформулирует для себя цель сообщения;

• твердо и понятно выскажет основную мысль;

• сумеет прояснить сказанное, если возникнет необходимость;

• потребует обратной реакции (связи) от слушающих, т.е. убедится в понимании своего сообщения; спокойно воспримет и отреагирует в случае неожиданной неадекватной реакции на сообщаемую информацию.

Взаимопонимание между военнослужащими - это такой уровень их социального взаимодействия, при котором они осознают суть действия сослуживца, его возможности, взаимно содействуют достижению поставленной цели. За основу взаимопонимания в психологии берется познание людьми друг друга в процессе общения. Однако только совместной деятельности для возникновения взаимопонимания недостаточно, нужны взаимная поддержка, помощь, сотрудничество. Они исключают свою противоположность - противодействие, которое ведет сначала к недопониманию, а затем и непониманию человека человеком. Воспитывая подчиненных, руководители должны учитывать, что взаимопонимание всегда полнее в коллективе единомышленников. Если же в подразделении есть хотя бы один человек с ярко выраженными эгоистическими устремлениями или представлениями, то в определенных жизненных ситуациях он неизбежно вступает в противодействие с окружающими. Это противодействие становится источником конфликтов между членами воинского коллектива. Понимание людьми друг друга сказывается на взаимоотношениях между ними. Фактически эти два социально-психологических явления тесно связаны. Связь заключается в том, что это понимание в ходе совместной деятельности позволяет или не позволяет им самим избирательно устанавливать и поддерживать взаимодействие с тем или иным партнером. Так складываются определенные взаимоотношения в воинском коллективе.
Полное взаимопонимание создает благоприятные взаимоотношения между военнослужащими: уважение, доверие, внимательность, отзывчивость, доброжелательность и др. Непонимание же затрудняет межличностные отношения. Недоверие, скепсис, равнодушие и т. п. снижают качество совместной деятельности. Учитывая это, младшие командиры должны постоянно заботиться об устойчивости социального взаимодействия, знать и устранять причины, расстраивающие его.

Причины, снижающие взаимопонимание:
• отсутствие или искажение по какой-либо причине восприятия человека человеком;
• незнание (плохое знание) людьми, вступающими в общение, языка друг друга;
• различие в структуре сообщения и восприятия информации, с помощью которой передаются необходимые сведения, планы, намерения; недостаток времени, необходимого индивидам для умственной переработки полученных данных; случайное или умышленное искажение содержания того, о чем намерены говорить военнослужащие;
• непроизвольная или преднамеренная вследствие каких-то обстоятельств подача несущественной, ненужной информации; невозможность исправить ошибку или уточнить используемые данные в момент, когда в этом есть необходимость;
• различие в понятиях, которыми воины владеют и с помощью которых оценивают личностные качества друг друга, содержание речи взаимодействующего лица и его поведение;
• нарушение правил того взаимодействия, в которое вступают военнослужащие по воле командира;
• потеря цели совместных действий или перенос ее на другой предмет деятельности.
Указанные причины недопонимания возникают нередко и подчас обусловлены самим процессом общения, в которое вступают люди с различными психическими свойствами, но чаще социальным взаимодействием в целом. Без его организации и руководства добиться взаимопонимания почти невозможно.
Наряду со знанием особенностей информационной стороны немаловажным является учет особенностей и закономерностей процесса взаимовосприятия в общении. Ведь от того, как военнослужащие воспринимают образы друг друга в общении, во многом зависит его качество в целом. Умение распознавать ситуативные психологические состояния подчиненных позволяет командирам выбирать наиболее оптимальные формы воздействия на них. В психологии общения глубоко и предметно исследованы механизмы психики человека, которые обеспечивают ему возможность правильно воспринимать окружающих, а также себя в процессе межличностного общения. Вот перечень и краткая характеристика наиболее известных из них:
• уподобление себя другому путем мысленного «переноса» на себя его личностных качеств;
• сочувствие, сопереживание душевному состоянию другого, его доминирующему эмоциональному состоянию;
• оценка и объяснение поступка, намерения другого посредством приписывания ему собственного понимания, мотивов, установок;
• мысленное отражение мнений, установок партнера по общению по отношению к себе, т.е. взгляд на себя глазами другого;
• восприятие, возникшее на основе симпатии, привлекательности, притягательности партнера и т.п.
 

           В зависимости от развития вышеперечисленных механизмов перцепции (восприятия) военнослужащий способен в той или иной степени адекватности реагировать на разнообразие ситуации межличностного общения, совместной деятельности и поведения, предупреждать конфликты и затруднение в отношениях с сослуживцами. Не менее важным условием, обеспечивающим успешность межличностного общения, является учет специфики взаимодействия общающихся. В данной связи необходимо помнить, что в различных ситуациях общения (деловая, неформальная, напряженная, незнакомая и т.д.) следует грамотно выбирать и выдерживать оптимальную психологическую позицию (роль) в контакте с сослуживцем, подчиненным или командиром. Психологи выделяют три таких позиции: старшего, равного, младшего. Их выбор, как правило, определяется должностным статусом, возрастом, компетентностью или мастерством, доминантностью личности или особенностью самой ситуации общения. Полезным будет также знание и формирование у себя навыков взаимодействия, основанных на разных тактиках поведения. Существует пять основных тактик: приспособление, избежание (уход), компромисс, сотрудничество и соперничество. Трудно однозначно определенно утверждать о наиболее эффективной из них. Ведь каждый тип поведения дает максимальный выигрыш применительно к ситуации и предмету взаимодействия.

Так, приспособление - наиболее приемлемая форма поведения на этапе вхождения в новый коллектив и адаптации в нем. В частности, имеется в виду круг отношений с людьми более компетентными, высокостатусными в пределах данной группы (общности) и т.д.
В некоторых случаях избежание является единственно возможной формой поведения. К примеру, вы оказались в конфликтной ситуации, и вам важнее всего сохранить нормальные отношения с оппонентами, или до поры до времени вы не имеете права раскрыть конфиденциальную информацию, и т.п. Компромисс хорош там, где у военнослужащих имеется примерное равенство статусов, опыта, авторитетов и существует готовность идти на взаимные уступки (согласие) по каким-либо проблемным вопросам.
К сотрудничеству целесообразно прибегать в тех случаях, когда сослуживцы находятся в добрых, доверительных отношениях, их интересы не противоречат друг другу, но при этом возможны различные взгляды на оценки и способы решения проблемы. И, наконец, соперничество может быть единственно правильной тактикой поведения в ситуациях взаимодействия (общения), когда военнослужащий действует в соответствии с духом закона и морали, защищает истину или достоинство от неправомерных посягательств.

 

2.Высокая коммуникативная культура военнослужащих подразделения  как фактор  здорового морально-психологического климата в служебном коллективе.

Служебное и неформальное общение младших командиров и других военнослужащих, осуществляемое с учетом знаний его сущности и основных закономерностей, имеет большие возможности позитивно влиять на морально-психологический климат подразделения. Под сущностью данного явления понимается преобладающий и относительно устойчивый психический и духовный настрой (состояние) коллектива, сложившийся в результате совместной деятельности и межличностного взаимодействия (общения) военнослужащих. Факторы МПК (морально-психологического климата) воинского коллектива представляют собой сложную динамическую систему условий жизнедеятельности (см. схему 2).

 

Прапорщики совместно с офицерами подразделений участвуют в формировании и поддержании благоприятного климата. Основными задачами, решаемыми в рамках данной проблемы, являются:
- доброжелательное, уважительное отношение к подчиненным и сослуживцам;
- обоснованное принятие решений и мер управленческого воздействия;
- знание и учет интересов, потребностей и запросов подчиненных;
- развитие и проявление высоких нравственных качеств во взаимоотношениях;
- компетентное, творческое и инициативное отношение к обязанностям по службе;
- обнаружение и предупреждение негативных явлений в подразделении;
- формирование зрелого, позитивного общественного мнения в коллективе и

положительного эмоционального настроя;

- справедливое оценивание результатов службы, учебы, поступков, уместность в поощрениях и наказаниях;

- своевременное информирование подчиненных по значимым для них вопросам.

Обращая внимание на условия оптимизации морально-психологического климата подразделения возможностями эффективного общения, необходимо напомнить о важности проблемы коммуникативной культуры младших командиров. В решении этой проблемы особое место занимает стиль общения младшего командира с подчиненными. Часто именно он становится одним из важных факторов формирования здорового морально-психологического климата в воинском коллективе.

Достаточно хорошо известен классический подход, который выделяет авторитарный, демократический и попустительский стили. Практика показывает, что ни один из них не является универсальным в любых ситуациях служебного взаимодействия, но владение ими позволяет точнее реагировать на различные условия военной службы и запросы подчиненных.

Нормативные требования уставов и воинских законов способствуют выбору в первую очередь авторитарного стиля. Строгое следование этому стилю ведет к высокой результативности выполняемых задач, при том, что общение и взаимоотношения в подразделении не выходят за пределы выполняемых задач. Безусловно, многочисленные ситуации взаимодействия в воинских коллективах требуют именно такого подхода. Особенно если это касается боевой обстановки. В то же время в этом случае в руководстве возрастает роль соблюдения строгого баланса обязанностей, прав и возможностей подчиненных. Жесткий упор на авторитарный стиль может давать и негативный эффект - рост агрессивности и враждебности во взаимоотношениях, которые могут выплескиваться на самого слабого члена коллектива.

Информация о работе Психология межличностного общения. Роль военнослужащих подразделения в поддержании здорового морально-психологического климата в служе