Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:15, реферат
Общение - процесс взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен информацией, мыслями и чувствами, необходимый для обеспечения совместной деятельности и развития каждого участника общения.
1.Психологическая сущность и содержание межличностного общения военнослужащих. (С.1).
2.Высокая коммуникативная культура военнослужащих подразделения как фактор здорового морально-психологического климата в служебном коллективе. (С.6).
3.Список использованной литературы. (С.10).
4.Контрольные вопросы. (С.10).
Демократический стиль часто обеспечивает высокое качество деятельности в коллективе. Подчиненные оказываются способны к самостоятельности и инициативности в своих действиях, у них развивается творческий подход к делу. Взаимоотношения в большей степени ориентированы на дружбу и войсковое товарищество. Подчиненные демонстрируют гордость общими успехами. С другой стороны, важным моментом становится соблюдение определенных рамок, за которыми самостоятельность перерастает во вседозволенность.
При попустительском стиле младший командир только лишь в малой степени оказывает влияние на подчиненных. В этих условиях обстановка в коллективе и качество решения задач значительно ухудшаются. Будучи удовлетворенными на первых порах такой обстановкой, подчиненные в дальнейшем часто заявляют о своих предпочтениях более авторитарному командиру.
Из каких основных элементов состоит культура взаимоотношений? Ее основанием принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и др.). Источниками знаний в данной области для военнослужащих являются: устав, классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи (например, по каналу «Культура»); занятия в системе ОГП и культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.
Особо полезным является самопознание, основанное на тщательном наблюдении, фиксации, переработке, отборе и использовании всего ценного, что можно обрести в сфере разнообразного взаимодействия людей. Умение извлекать полезное из этих отношений делает нас мудрыми и успешными.
На базе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими.
К числу наиболее важных умений здесь следует отнести следующие: быстро устанавливать контакты с окружающими; производить благоприятное впечатление (обаяние); чувствовать эмоциональное состояние партнеров по общению и взаимодействию и разделять их.
Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общений) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др. Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки - устойчивые формы нашего поведения. Реализация вышеперечисленных условий в целях повышения коммуникативной культуры военнослужащих предполагает знание и учет того факта, что ее результативность зависит от состояния мотивационно-потребностной сферы личности. Только глубоко осознанная персональная потребность и убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволят достигнуть успеха. Показателями эффективности достижений в совершенствовании коммуникативной культуры военнослужащего следует считать наличие таких черт, как уравновешенность, чуткость, чувство юмора, искренность, оптимизм, доброжелательность, терпимость к другим взглядам (оценкам), открытость и др.
Формирование и совершенствование умений, навыков и способностей - это важный и сложный этап в достижении высокой коммуникативной культуры. Его выраженной особенностью является то, что он требует более направленной и повышенной эмоционально-волевой концентрации на цель и задачи самосовершенствования. В реальной жизни приобретение необходимых знаний и развитие практического арсенала коммуникативной культуры осуществляются параллельно, т.е. одновременно и в тесной взаимозависимости.
Основными способами совершенствования практических коммуникативных элементов в условиях воинской службы могут быть признаны:
• публичные выступления на собраниях, занятиях по ОГП и других мероприятиях воспитательной работы;
• самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии;
• индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах и в форме диалога;
• составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.);
• самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);
• аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах;
• групповые социально-психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством войсковых психологов и др.
О высокой культуре общения свидетельствует умение собеседников владеть голосом. «Я сделался настоящим мастером только тогда, - отмечал педагог А.С. Макаренко, - когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно». Умение владеть голосом включает своевременные остановки в речи, логические, психологические паузы, правильные ударения. С помощью этого воспитатель передает слушающему его лицу не только свои мысли, но' и оттенки чувств, богатство представлений и собственное видение (восприятие) предмета.
Для культурного общения характерны живой, эмоциональный обмен мнениями, четкая дикция, убедительность. Настоящий командир должен уметь выслушать собеседника, оценить ход общения и увидеть соответствие его поставленной цели. Ответная реакция и интонации говорящего позволяют командиру определить психическое состояние человека, установить степень заинтересованности партнера в разговоре, подготовленности к нему, личностный смысл общения. Последнего уже достаточно, чтобы понять собеседника и сформулировать нужные для данного момента суждения. Изложенные голосом определенной силы и тона, эти суждения призваны оказывать влияние на мысль воина, поднять его состояние до уровня, который дает возможность понять другую сторону.
Таким образом, повышение компетентности военнослужащих в вопросах психологии общения становится насущной практической задачей. Основой ее решения является повышение общей и коммуникативной культуры каждого военнослужащего как важного условия формирования и поддержания гуманистических и уставных взаимоотношений, здорового морально-психологического климата в воинских коллективах.
3.Список использованной литературы.
1.Учебное пособие по общественно-государственной подготовке для солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Отечество. Честь. Долг. Под редакцией: А.И. Колясникова. - М.: Изд-во Московской типографии №2, 2005.
2. Буранов С.Н. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе // Ориентир. - 2004 - №7.
3. Горянина В .А. Психология общения. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4.Контрольные вопросы.
Вопрос 1. Что понимают под словом общение? (С.1).
Общение - процесс взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен информацией, мыслями и чувствами, необходимый для обеспечения совместной деятельности и развития каждого участника общения.
Вопрос 2. Какие цели и задачи реализуются в процессе межличностного общения военнослужащих? (С.2).
В процессе межличностного общения реализуются разнообразные цели и потребности военнослужащих. Основные из них: информационный обмен, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимодействие.
Вопрос 3. Перечислите несколько основных причин, которые снижают взаимопонимание в воинском коллективе. (С.4).
Причины, снижающие взаимопонимание:
• отсутствие или искажение по какой-либо причине восприятия человека человеком;
• незнание (плохое знание) людьми, вступающими в общение, языка друг друга;
• различие в структуре сообщения и восприятия информации, с помощью которой передаются необходимые сведения, планы, намерения; недостаток времени, необходимого индивидам для умственной переработки полученных данных; случайное или умышленное искажение содержания того, о чем намерены говорить военнослужащие;
• непроизвольная или преднамеренная вследствие каких-то обстоятельств подача несущественной, ненужной информации; невозможность исправить ошибку или уточнить используемые данные в момент, когда в этом есть необходимость;
• различие в понятиях, которыми воины владеют и с помощью которых оценивают личностные качества друг друга, содержание речи взаимодействующего лица и его поведение;
• нарушение правил того взаимодействия, в которое вступают военнослужащие по воле командира;
• потеря цели совместных действий или перенос ее на другой предмет деятельности.
Вопрос 4. Перечислите основные тактики поведения. (С.5).
Существует пять основных тактик: приспособление, избежание (уход), компромисс, сотрудничество и соперничество. Трудно однозначно определенно утверждать о наиболее эффективной из них. Ведь каждый тип поведения дает максимальный выигрыш применительно к ситуации и предмету взаимодействия.
Вопрос 5. Что понимают под морально-психологическим климатом? (С.6).
Под сущностью морально-психологического климата понимается преобладающий и относительно устойчивый психический и духовный настрой (состояние) коллектива, сложившийся в результате совместной деятельности и межличностного взаимодействия (общения) военнослужащих.
1