Психология человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:42, реферат

Краткое описание

Целью исследования является психологический анализ и выявление необходимых коммуникативных навыков и их развитие.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы улучшения коммуникативных навыков личности………………………………..5
1.1 Основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к проблеме изучения коммуникативных навыков…...………………...5
1.2 Возможности развития коммуникативных навыков личности в юношеском возрасте....……………………………………………….16
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных навыков личности студентов-лингвистов……..22
2.1 Методы исследования и развития коммуникативных навыков личности..……………………………………………………………..22
2.2 Анализ, обработка и интерпретация результатов исследования………………………………………………………….27
2.3 Рекомендации по развитию навыков общения…………………31
Заключение…………………………………………………………...38
Список используемой литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

Психология3.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

     Особое  внимание юридической психологии уделяется  исследованию трудностей общения в процессе взаимодействия несовершеннолетних правонарушителей. Как показывают работы отечественных и зарубежных авторов, существуют две основные формы проявления расстройств в поведении трудных подростков. Первая – социализированная форма антиобщественного поведения. Для таких подростков не характерны эмоциональные расстройства при контактах с людьми, внешне они легко приспосабливаются к любым социальным нормам, формы коммуникабельны, положительно реагируют на общение. Однако именно это позволяет им совершать преступления, направленные против других людей. Владея техникой общения, типичной для социально нормальных людей, они вместе с тем не относятся к другому человеку как к ценности.

     Вторая  форма – плохо социализированная. Такие подростки находятся в постоянном конфликте с окружающими, они агрессивны по отношению к окружающим, причем не только к страшим, но и к сверстникам. Это выражается либо в прямой агрессии в процессе общения, либо в уклонении от общения. Преступления таких подростков отличаются жестокостью, садизмом, алчностью.

     Особый  интерес представляют трудности, рассматриваемые  в свете индивидуально-личностных различий.

     Исследования  показали, что общение по-разному  деформируется личностными особенностями  его участников. К этим личностным особенностям относится, в частности, эгоцентризм. Из-за сильной центрированности на себе, своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях индивид оказывается не способным воспринимать другого субъекта, его мнение и представление. Эгоцентрическая направленность личности проявляется и в эмоциональном, и в поведенческом плане.

     В эмоциональном плане она проявляется  в обращенности к своим чувствам и нечувствительностью к переживаниям других людей. В поведенческом плане  – в виде нескоординированности действий с партнером.

     Выявлены  два типа эгоцентрической направленности: эгоцентризм как стремление рассуждать со своей точки зрения и эготизм  как тенденция говорить о себе.

     Трудности общения зависят и от когнитивной  сложности личности. В частности, показано, что повышение уровня когнитивной сложности личности, расширение объема знаний о психологических особенностях окружающих людей в целом связаны с ростом степени коммуникативной компетентности личности, что проявляется в лидирующем положении и широте дружеских контактов, умении сблизиться с приятными и избежать конфликта с антипатичными людьми и т.д. Выявлена тенденция повышения враждебности и агрессивности по отношению к партнерам по общению у людей с низким уровнем когнитивной дифференцированности, что часто приводит к открытым межличностным конфликтам. Когнитивно сложные личности также испытывают чувство неприязни, но они значительно реже доводят отношения до взаимных столкновений. Когнитивно сложные чаще испытывают радость по поводу общения с другими людьми, в то время как когнитивно простые нередко переживают непонимание их окружающими, конфликтные ситуации. Иными словами, расширение возможностей познания других способствует повышению эмоционального комфорта личности в процессе общения.

     Установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сенситивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и застенчивости. Вначале они производят впечатление крайне сдержанных, холодных, скованных, что также затрудняет их контакты с окружающими. На личностном уровне у этих людей обнаружены повышенный уровень тревоги, эмоциональная неустойчивость, высокий самоконтроль поведения, экстернальность. Кроме того, отмечен высокий уровень самоотрицания, самоунижения. При опросах они говорят о своей замкнутости, интровертированности, застенчивости, зависимости, конформности. Образ «Я» у них включает такие параметры, как заниженная индивидуальная и социальная самооценка. Вместе с низким уровнем активности и способности «Я» к изменениям такое строение образа «Я» приводит к тому, что человек становится закрытым для восприятия нового опыта, который мог бы изменить стиль его поведения и общения, и продолжает продуцировать низкоэффективные формы коммуникативной деятельности.

     Специфические трудности общения характерны для  лиц с ярко выраженной тревожностью. Тревожность, возникшая вследствие «нецелостности», «безобразности», «слабости» «Я» или деиерархизации мотивационной системы индивида, может приводить к ослаблению «внутреннего контура» контроля коммуникативной активности. «Не находя себя в себе», тревожный пытается «найти себя во вне», в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствительным, а иногда и инициируя их проявление.

     Специфика активности тревожной личности состоит  в предпочтении форм деятельности и  общения, обеспечивающих обратную связь с высокой вероятностью содержания оценок, мнений о нем. При этом общение такого человека может оказаться насыщенным противоречивыми выразительными формами и характеристиками его активности, в своей совокупности «транслирующими тревожность на собеседника», «размывающими» внешнее выразительное поведение тревожного, а, в конечном счете, затрудняющими общение с ним. Это, в частности:

  • инициирование тревожных оценок и одобрения окружающими посредством подчеркивания своей «вины» (в шутливо-иронической форме), «достоинств» на фоне неуверенности в себе;
  • вызывающая, бравирующая   искусственность   внешнего   выразительного поведения, призванного демонстрировать уверенность в себе, но, по существу, скрывающего потребность в положительной оценке его окружающими; такое поведение нередко воспринимается как претенциозность, амбиция;
  • снижение интереса к общению, если оно не содержит оценок его активности или не позволяет ему инициировать такие оценки у окружающих, к которым он может проявлять внимание, принимающее иногда грубые формы лести.

     Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющимся в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.

     Застенчивые люди по своим личностным и коммуникативным  свойствам не являются однородной группой. Среди них выделяются неадаптированные (особо застенчивые и шизоидные  личности) и адаптированные (застенчивые).

     К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости отчужденность, одиночество, чрезмерная сенситивность, истероидность, невротизация. Невротизированные люди и лица с низкой саморегуляцией объединяются в группу самых неуспешных и плохо адаптирующихся. Трудности общения могут быть рассмотрены и с позиций медицинской психологии. Так, еще В.Н.Мясищев, опираясь на свой богатейший клинический опыт, говорил, что в основе развития невроза лежит непродуктивное разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов, которые проявляются в психологических трудностях общения.

     Ряд исследователей с помощью личностных методик рассмотрели особенности  мотивации деятельности и поведения, которое могут затруднять общение  у больных неврозами. У последних было обнаружено наличие противоположно направленных тенденций и мотивов поведения. Выявлено, с одной стороны, ожидание внимания, с другой – боязнь холодности со стороны значимых других; с одной стороны – стремление к общению, с другой – чрезмерно высокие требования к партнеру («не отвечает идеалу»). Этим же исследованием подтверждено, что если при психастении трудности общения осознаются и переживаются пациентом, то при истерии явная неадекватность общения не осознается, игнорируется и субъективно может не переживаться.

     Особую  форму трудностей при общении с окружающими испытывают лица, страдающие логоневрозами. Исследования показали, что у каждого из них свой комплекс неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности логоневротика к другим сторонам его бытия.

     Свои  специфические трудности общения  есть и у больных с другими  нарушениями в психике, а также  страдающих различными соматическими  заболеваниями.

 

Заключение 

     Цель  исследования заключалась в психологическом анализе и выявлении необходимых коммуникативных навыков личности, и их развитии.

     Наше  предположение, заключавшееся в  том, что с помощью развивающих  методик можно добиться развития коммуникативных навыков личности, было подвергнуто проверке с помощью  теоретических и эмпирических исследований.

     В теоретической части нами были рассмотрены различные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей по проблеме развития коммуникативных навыков личности.

     Эмпирическая  часть исследования была направлена на выявление необходимых коммуникативных навыков личности и их развитие с помощью специальных методик.

     В исследовании принимали участие 18 студентов 2-го курса факультета иностранных  языков ….

     Результатом исследования стало то, что после  проведения тренинга у большинства  участников стало заметно развитие навыков делового общения, но не у всех в равной степени. Пять из одиннадцати участников второй группы по своим способностям приблизились к участникам первой подгруппы, но лишь один из четырех участников третьей подгруппы сумел добиться уровня участников второй подгруппы. В любом случае, участникам требуется дальнейшее развитие навыков делового общения, в том числе и для того, чтобы не утратить достигнутого. Так или иначе, всем участникам удалось развить свои коммуникативные навыки.

     Таким образом, мы доказали, что с помощью методик развития коммуникативных навыков личности можно преодолеть проблемы в общении и добиться развития коммуникативных навыков личности.

     Задачи, поставленные для исследования в  работе, были реализованы.

     Цели  достигнуты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Беличева  С.А. Основы превентивной психологии. –  М., 1993.
  2. Вайзман  Н.П. Реабилитационная педагогика. – М., 1995.
  3. Гузеев В.В. Образовательная технология от приема до философии. – М., 1995.
  4. Дефектология: Словарь-справочник. – М., 1996.
  5. Дьяченко М.И., Кандыбивич Л.А. Краткий психологический словарь.
  6. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.
  7. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах. – М., 1993.
  8. Коджаспирова Г.М. История и философия в таблицах и схемах. – М., 1998.
  9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М., 1982.
  10. Конюхов И.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж, 1996.
  11. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.
  12. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.
  13. Краткий словарь по социологии. – М., 1989.
  14. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.
  15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996.
  16. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: Истоки, направления, проблемы. – Свердловск, 1988.
  17. Лиишн О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.
  18. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования – реальность третьего тысячелетия. – М., 1997.
  19. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
  20. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.
  21. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
  22. Нестеренко А.В. Основы сексологии. – М., 1998.
  23. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х гг. – М., 1984.
  24. Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. – М., 1997.
  25. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. – М., 1995.
  26. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Минск, 1994.
  27. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.
  28. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988.
  29. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – М., 1986.
  30. Педагогика / Под ред. Г. Нойнер. – М., 1978.
  31. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1997.
  32. Педагогический словарь. – М., 1999.
  33. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – Рязань, 1996.
  34. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов-на-Дону, 1996.
  35. Прикладная социальная психология. – М., Воронеж, 1998.
  36. Профессиональные объединения педагогов: Психология и педагогика. – М., 1998.
  37. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Мижериков В.А. – Ростов-на-Дону, 1998.
  38. Розанова В.А. Психология управления. – М., 1997.
  39. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М., 1993. – Т. 1.
  40. Семейное воспитание: Краткий словарь. – М., 1990.
  41. Симонов. В.Н. Педагогический менеджмент. – М., 1997.
  42. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. – М., 1997.
  43. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997.
  44. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
  45. Сулимова Т.О. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., 1996.
  46. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знаний. – М., 1995.
  47. Философский словарь. – М., 1986.
  48. Шевандрин Н.И. Социальная психолгия в образовании. – М., 1995.
  49. Визуальная психодиагностика и ее методы: Познание людей по их внешнему облику. – Киев, 1990.
  50. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1991.
  51. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Сост. Лозовский. – М., 1993.
  52. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии. – Ижевск, 1995.
  53. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – СПб, 1990.
  54. Мелибруда Е.Я. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польского. – М., 1986.
  55. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека как книгу. – М., 1990.
  56. Пиз А. Язык телодвижений. – М., 1992.
  57. Снетков В.А., Зинин А.М., Винченко И.Ф. Типы и элементы внешности. – М., 1979.
  58. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1995.

Информация о работе Психология человека