Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:34, реферат
Одним из самых дискуссионных вопросов, всегда возникающих в процессе построения психологической реальности, являлся и есть вопрос о соотношении биологического и социального в психологии.
Введение ………………………………………………………………………3
1. Основные исторические подходы к проблеме биологического и социального в психологии человека…………………………………………..4
2. Проблема соотношения биологического и социального в психологии…5
3. Три комплекса фундаментально значимых для психологии проблем…..8
Заключение …………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………….11
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
1. Основные исторические подходы к проблеме биологического и социального в психологии человека…………………………………………..4
2. Проблема соотношения биологического и социального в психологии…5
3. Три комплекса
фундаментально значимых для психологии
проблем…..8
Заключение
…………………………………………………………………10
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Одним из самых дискуссионных вопросов, всегда возникающих в процессе построения психологической реальности, являлся и есть вопрос о соотношении биологического и социального в психологии.
Первоначально вопрос о детерминации развития человека был поставлен в философии. Традиционно выделяют биологические и социальные факторы развития человека как вида (антропогенез) и индивида (онтогенез).
Действительно, с одной стороны, такие процессы, как дыхание, питание, размножение, ставят человека в один ряд с другими представителями царства животных и являются биологическими (природными, врожденными). С другой стороны, речь, промышленность, сложные общественные процессы, абстрактное мышление принципиальным образом отличают нас от всех остальных живых существ. Естественно, ученые давно задумались над вопросом об отнесении человека к какой-либо из существующих категорий. Биолог скажет, что человек - всего лишь один из представителей отряда приматов. Философ возмутится такой постановкой вопроса и потребует, чтобы биолог научил самую умную обезьяну, например, разговаривать. Примерно таким образом на протяжении нескольких последних столетий спорили друг с другом представители двух непримиримых направлений в науке - "биологизаторы" и "социологизаторы".
У истоков этих двух направлений в науке стояли, соответственно, французский философ Рене Декарт (1596-1650) и его английский коллега и оппонент Джон Локк. (1632-1704). Первый сформулировал положение, в соответствии с которым человек появляется на свет с врожденными идеями, которые являются источником подлинного знания. Второй стремился доказать, что душа ребенка подобна "чистой доске", следовательно, в развитии человека решающую роль играет воспитание.
На первый взгляд, может показаться, что обсуждаемая проблема носит чисто умозрительный, теоретический характер. Однако во все времена в жизни любого человека биологические особенности имели огромное значение. Достаточно вспомнить хотя бы жесткий отбор новорожденных в Древней Спарте. Не меньшую роль играли биологические особенности и в истории человечества в целом - подавляющее большинство войн носило национальный, а значит, в немалой степени биологический характер. В основе расовой дискриминации в Америке, ЮАР, Австралии опять же лежали биологические признаки. С развитием цивилизации более важную роль начинают играть социальные признаки. Это может проявляться, например, в жесткой обусловленности жизненного пути ребенка социальным статусом его родителей.
Только в прошлом веке началось интенсивное изучение индивидуальных особенностей человека, что в основном было связано с развитием промышленности и науки. Знания, накопленные в этой области, стали использоваться в общественной практике. Были разработаны системы профессионального отбора, основанные на индивидуальных особенностях. А в США чрезмерное увлечение идеями измерения интеллекта (IQ) привело к тому, что в 1924-1972 гг. по решению Верховного суда 7500 граждан этой страны с низкими показателями IQ были подвергнуты принудительной стерилизации. Таким образом, вопрос о биологических и социальных факторах формирования психики имеет не только научное, но и практическое значение.
Сама
постановка проблемы "биологическое-социальное"
в науке основывается на очевидном сочетании
в каждом человеке большого количества
свойств, одни из которых традиционно
изучаются биологическими дисциплинами
(генетика, физиология, антропология и
т. д.), другие же описываются в терминах
гуманитарных наук (философия, психология,
социология и др.). При этом представители
различных областей знания используют
для анализа проблемы специфическую терминологию,
рассматривают основной объект – человека
– в разных аспектах.
1.
Основные исторические
подходы к проблеме
биологического и социального
в психологии.
Формирование психологии как самостоятельной области научного знания (начавшееся немногим более века тому назад) было, прежде всего, связано с использованием методов естественных наук в изучении того круга специфических явлений, которые рассматривались как явления душевной жизни. Проблема возникновения и развития психики стала рассматриваться в контексте процесса эволюции живых существ, в связи с анализом поведения животных и человека, изучением строения и функций организма в его взаимодействии с окружающей средой. Было показано, что психика формируется в ходе эволюции и вместе с тем является важнейшим фактором эволюции высших животных. В науку прочно вошло положение о том, что психика, психическое есть функция особым образом высокоорганизованной материи — функция мозга. Психология развивалась как «продолжение» естествознания, захватывающее область высших функций мозга. Психологические исследования, ориентированные на естествознание, составляют лишь одну линию развития психологии.
Другая линия, также наметившаяся уже в период формирования психологии, связывает ее с общественными науками. Ее можно было бы назвать психологией, ориентированной на общественные науки. Здесь формировались такие области психологии, как социальная, историческая, этническая, педагогическая психология, психолингвистика и другие. Они изучают проблемы формирования сознания и его исторического развития, психологического склада личности, социальной обусловленности человеческой психики, зависимости психического развития человека от системы обучения и воспитания, сложившейся в том или ином обществе, или более широко: психологические аспекты проблемы «человек и общество».
«Двойственность» психологии нашла отчетливое выражение уже в трудах одного из ее основоположников, В. Вундта,— «Физиологическая психология» и «Психология народов».
Стремление соединить эти две линии, преодолеть отмеченную «двойственность» психологической науки, разработать единую теорию, охватывающую всю систему психических явлений, неизбежно ведет к постановке проблемы соотношения биологического и социального в человеке. Метафизический подход к ее решению порождает биологизаторские и социологизаторские концепции в объяснении природы и сущности психических явлений.
Биологизаторский подход игнорирует качественные различия в поведении человека и животных и по существу снимает проблему соотношения биологического и социального в человеке. Но также несостоятелен и социологизаторский подход, то есть трактовка человека как некоторого сгустка экономики, культуры или социума, начисто лишенного всего биологического, органического, вообще природного.
В западной
психологии возникают направления, претендующие
на роль «третьей силы», якобы стоящей
выше имеющихся подходов в психологии.
На роль этой третьей силы претендует
«гуманистическая» психология. Это направление,
возникшее как реакция на господствовавший
в американской психологии бихевиоризм,
отвергает представление о человеке как
механизме, управляемом внешними стимулами
и неосознаваемыми инстинктами. Его представители
утверждают, что единицами поведения человека
являются не реакции, а действия. Но в толковании
источников активности человека они исходят
из представления о свободе его воли и
потребности в самоактуализации. Основным
предметом психологии они объявляют субъективный
опыт человека, прежде всего сенсорное
осознание, интерперсональную коммуникацию
и любовь (как высшее проявление человеческой
сущности).
2. Проблема соотношения биологического и социального в психологии.
Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии.
Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию.
Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика” определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относиться.
Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д. А “экзопсихика” – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д. “Эндопсихика”, имеющая природную основу, обусловлена биологически, в противоположность экзопсихике, которая определяется социальным фактором.
Социологический
подход выделяет в личности социальнотипическое.
Основная проблематика социологической
теории личности связана с процессом формирования
личности и развития ее потребностей в
неразрывной связи с функционированием
и развитием социальных общностей, изучением
закономерной связи личности и общества,
личности и группы, регуляции и саморегуляции
социального поведения личности.
Личность как субъект социальных
отношений, прежде всего, характеризуется
автономностью, определенной степенью
независимости от общества, способной
противопоставить себя обществу. Личная
независимость сопряжена с умением властвовать
над собой, а это, в свою очередь, предполагает
наличие у личности самосознания, то есть
не просто сознания, мышления и воли, а
способность к самоанализу, самооценке,
самоконтролю.
Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические созревания организма ( С. Холл, Э. Геккель и И. Мюллер, К. Бюлер, Штерн, З. Фрейд).
Биогенетический
закон был сформулирован Э. Геккелем и
И. Мюллером в отношении эмбриона: в ходе
внутриутробного развития животное или
человек повторяет кратко те стадии, которые
проходит данный вид в своем филогенезе,
т.е. что и весь род за время своего существования.
Холл сформулировал подобный же закон
для послеутробного развития: онтогенез
есть краткое повторение истории развития
человеческого общества.
В рамках
биогенетического подхода создавалась
теория трех ступеней детского развития
Бюлера. Бюллер выделил 3 ступени развития
– инстинкт, дрессура, интеллект. Он пытался
привести к одному знаменателю факты биологического
и социокультурного развития. Психическое
развитие есть единый и притом биологический
по своей природе процесс.
Теория конвергенции (теория двух факторов)
Штерна. Психическое развитие является
результатом конвергенции внутренних
данных с внешними условиями. Окружающая
действительность доставляет материал
для игры, а то, как и когда ребенок будет
играть, зависит от врожденных компонентов
инстинкта игры.
Далее развил теорию Гезел. Приспособление ребенка к окружающей социальной среде, то есть адаптация.
Концепция Фрейда – это взаимодействие двух факторов наследственности и среды. В основе лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.
Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. (Э. Торндайк, Б. Скиннер, Миллер и Доллард, Бандура).
Бихевиоризм – теории социального научения в США (основал Доллард, Миллер).
Исходят из представления о том, что психика человека на момент рождения представляет собой чистую доску и все можно сформировать в результате научения. Связан с общими установками бихевиористов. Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Авторы Миллер и Доллард. Все дети при рождении одинаковы, а через 2 -3 года разные – значит это результат социального научения.
Бандура расширил теорию. Люди способны предполагать, какое поведение является правильным в определенных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий.