Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:43, курсовая работа
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. *
Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.
Введение
§ 1. Психологические особенности развития ребенка до и после рождения и роль матери для благоприятного протекания этого периода
§ 2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Экспериментальная часть
Заключение
Список литературы
Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов.
К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.
Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.
РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ МЛАДЕНЦА
Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам.
Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения способности к пониманию эмоционального состояния другого человека по его мимике, жестам и пантомимике. Первичному развитию наглядно-действенного мышления предшествует становление манипулятивных движений рук, совершенствование работы органов чувств и формирование всех операционных структур, их координации, о которой писал Ж. Пиаже.
Значительный
вклад в дальнейшее развитие этой
формы мышления вносит совершенствование
ориентировочно-
Успешность усвоения
речи и понимания ее значительно
возрастает, если наряду с собственно
речевым общением ребенок имеет
возможность активно
Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10 месяцами жизни. Примерно около года в деятельности ребенка появляется новый момент: он начинает исследовать предметы не только с помощью рук, но также и других предметов, употребляемых им в качестве орудий. Например, взяв в руки палочку, ребенок может прикасаться ею к другим предметам, воздействовать на них (толкать, двигать, переворачивать и тому подобное).
Появление и развитие звуковой стороны речи ребенка можно проследить следующим образом. Уже на втором месяце жизни у самих детей различаются звуки голоса, свидетельствующие об особенностях их внутренних состояний, например звуки удовольствия или неудовольствия. Начиная с третьего месяца жизни появляются смех и проявление радости, которые к концу первого полугодия приобретают довольно устойчивый характер.
С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интонация, связанная с обращением, просьбой. С десяти месяцев появляются голосовые признаки настойчивости. Интонационное структурирование речи происходит в течение первого года жизни и является доминирующим направлением в ее развитии. На основе интонационного структурирования возникает возможность невербального общения взрослого и ребенка еще до того, как ребенок практически начинает овладевать человеческой речью. Первые произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии.
Рассмотрим теперь, как идет развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.
Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность, они только общаются со взрослыми, а в период бодрствования, находясь в одиночестве, изучают при помощи органов чувств свое ближайшее окружение. С помощью рук, отчасти ног, они манипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами, то есть вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии оказываются включенными в процесс решения практических сенсомоторных задач.
По мнению Дж. Брунера, ребенок младенческого возраста познает окружающий мир главным образом благодаря привычным действиям, с помощью которых он на этот мир практически воздействует. Со временем, как правило, уже за пределами младенческого возраста, мир оказывается представленным ребенку еще и в образах, сравнительно свободных от действий, а далее и в понятиях.
Вплоть до конца первого года жизни узнавание объектов ребенком зависит не столько от характера самих этих объектов, сколько от того, какие действия они вызвали.
В этом возрасте ребенок еще не способен четко дифференцировать образ предмета и реакцию на него.
Во втором
полугодии жизни ребенка
Первоначально действие ребенка совершается только при помощи рефлекторных движений органов чувств, например принимает форму “устремленного взгляда”, обнаруживающегося в движениях глаз или ориентации головы.
Позднее появляются схватывание рукой, захватывание ртом, удерживание в руке и тому подобное.
Образовавшаяся связь между восприятием и действием подготавливает развитие интеллектуальных операций, первыми элементарными проявлениями которых выступают сенсомоторные действия ребенка, направленные на поиск предметов и преодоление различных препятствий, возникающих на пути его продвижения.
Экспериментальная часть
В задачи наших исследований входило опредеделить насколько важна психологическая поддержка родителей для гармоничного развития ребенка.
Исследования проводились нами в качестве наблюдений хронологического порядка событий за двумя группами будущих матерей, в первой из которых (контрольной) не проводилось специальной психологической подготовки; вторая же группа (экспериментальная) регулярно занималась целенаправленной психологической подготовкой к рождению и гармоничному развитию ребенка. Наблюдения проводились за их рожденными детьми и результатами через 7-10 месяцев после рождения; реакцией детей в младенческом возрасте на психологическую поддержку матери и отсутствие таковой.
Было проведено два исследования:
Первое исследование охватывает период до рождения ребенка (беременность матери) до 7 - 9 месяцев после рождения.
Наблюдались две группы матерей и младенцев.
Первая группа - матери, не проходившие психологическую подготовку к рождению ребенка в пренатальный период.
Вторая - группа
матерей школы “Рождество”
В первой группе беременность протекала как обычно, матери соблюдали умеренный режим, ограничение передвижений и физической нагрузки, находились под присмотром врачей, но психологической стороне рождения будущего ребенка внимания не уделяли.
Будущие матери второй группы сознательно готовились к появлению ребенка.
Вместе с мужьями они посещали специальные занятия, направленные на благоприятное протекание беременности, общение с еще не рожденным ребенком, учились контролировать свои эмоции, уходить от отрицательных эмоций. Для этого они слушали музыку, общались с природой, посещали театры, картинные галереи, занимались аутотренингом. Также они посещали специальную группу по плаванию, активно занимались спортом, даже обливались холодной водой. В общем, отказались от общепринятого почти “постельного” режима протекания беременности. Будущие отцы всячески помогали им в этом, учились бережно относиться к своим женам, помогали им достичь психического равновесия, гармонии.
После рождения ребенка старались сделать его приход в этот мир как можно более мягким, смягчить психическую травму при рождения. Для этого его не отлучали от родителей, сразу прикладывали к груди, клали к матери на живот, то есть происходил контакт “кожа к коже”; все это происходило при слабом освещении, в тишине, в благоприятной обстановке.
Эти дети - все, без исключения, по сравнению с детьми, которые были рождены в роддоме, быстрее стали адаптироваться к новым условиям. Они меньше плакали, быстрее успокаивались, были более зрелыми физиологически, у них не были сжаты все время кулачки, не было повышенного тонуса; фиксировать взгляд на предмете и улыбаться начали значительно раньше. Это отмечали также многие матери, у которых это был уже не первый ребенок, а первый появился в обычных условиях.
Вскоре после рождения родители со своими новорожденными детьми начинали посещать специальные плавательные группы для младенцев, занимались с ними динамической и статической гимнастикой, закаляли, с самого рождения разговаривали, часто гладили их, делали массаж.
Также их не пеленали, часто выкладывали на живот, никогда не отказывали в ласке, все время брали на руки, окружали яркими, пищащими, звенящими, гремящими предметами, то есть создавали богатую среду для активного развития, на каждый новый успех (дотянулся до игрушки, перевернулся, сел и так далее) бурно реагировали, радовались его достижению, хвалили, поощряли к дальнейшим успехам; давали слушать музыку, которую матери слушали еще до их рождения, под которую дети быстро успокаивались.
Сейчас, спустя 7 - 9 месяцев эти дети лучше развиты физически, очень сообразительны, спокойны, доверчивы и доброжелательно настроены; некоторые из них уже начали ходить, что ведет к большей самостоятельности при исследовании окружающего пространства.
По множеству объективных показателей они отличаются от детей, которых родители воспитывали по общепринятой системе, более высокой степенью развития уже в первом полугодии жизни.
Анализ результатов наблюдения за этими двумя группами матерей и младенцев показал, что обеспечение матерью психологического комфорта для ребенка, всяческая поддержка ребенка и его поощрение создают необычайно благоприятные условия для его ускоренного гармоничного развития.
Второе исследование проводилось в качестве наблюдения за поведением младенца в возрасте 10 месяцев.
Пример:
Денис Г. (возраст - 10 месяцев)
Дениса привели в незнакомую квартиру. Мать принесла его в комнату, где находился другой младенец и его отец. Сидя на руках у матери Денис стал проявлять интерес к другому ребенку и игрушке, находящейся у него в руке. Дети стали улыбаться друг другу, произносить возгласы, тянуться за игрушками. Затем мать посадила Дениса рядом со сверстником и вышла из комнаты.
Денис стал проявлять чувство беспокойства, тревоги, уже не улыбался, оглядывался по сторонам, не обращал внимания ни на другого ребенка, ни на игрушки.
Когда в комнату вошел еще один незнакомый мужчина, Денис расплакался. Следом в комнату зашла его мать и села рядом. Денис залез к ней на руки постепенно успокоился, перестал плакать и снова начал проявлять интерес к другому ребенку, даже когда его посадили рядом.
Анализ результатов
этого исследования показал, что
общение с близким взрослым, его
психологическая поддержка
Рекомендации
Для гармоничного
развития ребенка, формирования здоровой
психики родителям следует
Будущая мать должна культивировать в себе положительные эмоции, стараться избегать стрессов, не давать воли отрицательным эмоциям; должна не забывать о том, что музыка, пение, поэзия, искусство, общение с природой успокаивают, даруют радость и чувство внутренней свободы, которые благотворно сказываются на ребенке. Отцу нужно относиться с нежностью и вниманием к своей жене, потому что ее тревоги, переживания и обиды обязательно отразятся на физическом и психическом здоровье их ребенка.
После рождения ребенка мать все время должна быть рядом с ним, должна все время любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать с ним; она всегда должна быть готова накормить, напоить, обогреть малыша, приласкать его. Мать при этом должна быть уверена в том, что делает очень важное дело.
Поскольку основной тип деятельности ребенка в младенческом возрасте - эмоциональное общение, первая потребность, которая формируется у ребенка - это потребность в другом человеке.
На развитие этой потребности надо обратить особое внимание - с ребенком надо говорить, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый.
Это сформирует у ребенка чувство доверия к миру, будет способствовать поощрению его исследовательской деятельности, что послужит основой для его гармоничного развития.
Заключение
Информация о работе Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка