Психологическое консультирование детей и родителей с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:35, реферат

Краткое описание

В отношении к детям с отклонениями в развитии необходимо понимание того, что психика – функция социальная. Важно научить читать, а не просто знать буквы, научить понимать состояние людей, а не просто смотреть на них.
Итак, основным принципом отношения к детям с особыми потребностями в обучении является отношение к ним как к нормальным детям, т.к. они нуждаются в том же воспитании, что и обычные дети.

Оглавление

Введение. 2
Принципы отношения к воспитанию детей с отклонениями в развитии. 2
Психологическое консультирование родителей и детей. 4
Список использованной литературы. 10

Файлы: 1 файл

Психологическое консультирование родителей и детей с отклонением в развитию..docx

— 26.70 Кб (Скачать)

 

На эффективность консультирования оказывает влияние множество  факторов как объективных (уровень  развития психодиагностики и медицинской  генетики в целом, подготовленность специалистов-консультантов), так и  субъективных. К последним можно  отнести личные и интеллектуальные особенности консультируемых; структуру  межличностных отношений в семье, включая половые; предубеждения и ожидания, с которыми люди приходят на консультацию, эмоциональное состояние родителей в этот момент.

 

Тяжелое эмоциональное состояние, доходящее иногда до ступора, не позволяет  родителям правильно понять и  осознать информацию. В связи с  этим перед консультантом возникает  задача правильно оценить состояние  родителей (а иногда и других родственников) и провести соответствующие коррекционные  мероприятия.

 

Целью психологического консультирования членов семьи является оптимизация  внутрисемейных отношений через  принятие родителями адекватных ролевых  позиций по отношению к ребенку  и друг к другу, обучение родителей  навыкам вхождения в контакт  с ребенком и воспитание его в  соответствии с общественными нормами  поведения. В ходе консультирования нередко приходится преодолевать неправильные установки и заблуждения родителей. Особенно часты ошибки родителей  при воспитании ребенка с отклонениями в развитии. Одной из наиболее постоянных ошибок воспитания является снижение требований к ребенку, закрепление  за ним положения больного.

 

Наблюдения показали, что  в то время как снижение требований в отношении уровня умственного  развития аномального ребенка и  результатов его обучения оправдано, оно должно быть минимальным в  воспитательном отношении. Ребенку, отстающему в развитии, в равной степени, как  и нормально развивающемуся, должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о близких. В подавляющем большинстве  случаев можно видеть обратное явление. Родители начинают преждевременно обучать  ребенка чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия с педагогами, стремятся дать ребенку такое  количество информации, которые он не может охватить. Все усилия родителей  направлены для обучения и устройства ребенка в школу, а формированию навыков поведения уделяется  значительно меньше внимания. Поэтому  нередко приходится наблюдать детей, знающих буквы, но не обладающих элементарными  навыками самообслуживания. Родители излишне опекают их, стремятся  устранить даже мельчайшие трудности  в их повседневной жизни, ни на шаг  не отпускают от себя. Это создает  напряженную атмосферу в семье, конфликтные ситуации между родителями и другими детьми.

 

Часто в семьях, где кроме  ребенка с отклонением в развитии есть полноценные дети, складываются неправильные отношения в целом. Полноценному ребенку в таких  семьях уделяют мало внимания, от него требуют, чтобы он во всем уступал  «больному», всячески опекал его, не реагировал и не жаловался на неправильные поступки последнего. Все это отражается на формировании характера полноценного ребенка, а иногда приводит у него к нервному срыву. Правильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание аномального ребенка, регулярное консультирование со специалистами помогают установлению оптимального климата в семье.

 

Психологическое консультирование семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, базируется на следующих  принципах:

1.    Соблюдение интересов  консультируемого ребенка. Этот  принцип проводится во всех  случаях, кроме резко выраженной  патологии, когда под угрозой  находится здоровье других членов  семьи (прежде всего детей). Под  соблюдением интересов ребенка  понимается определение и доведение  до сведения членов семьи адекватных  условий для его обучения, воспитания  и лечения как в школе, так  и дома. Правильная постановка  диагноза – необходимое, но  недостаточное условие для этого.  В настоящее время в нашей  стране создана большая сеть  специальных дошкольных учреждений  и школ, в которых аномальные  дети обучаются в оптимальных  условиях и по соответствующим  их возможностям программам. Родителям  необходимо разъяснить возможность  и важность адекватного обучения  ребенка, так как подчас лишь  неправильное понимание родителями  его возможностей мешает помещению  его в соответствующее детское  учреждение.

 

2.    Щадящая форма  сообщения диагноза, поставленного  ребенку. В беседе с родителями  следует стремиться не только  раскрыть психологическую структуру  дефекта ребенка, но и указать  его положительные качества. Лучше  не просто сообщать родителям  диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать  об особенностях их ребенка,  объяснить, как нужно с ним  заниматься и на что следует  обратить внимание. При этом всегда  учитываются условия жизни каждой  семьи, ее состав и культурный  уровень, количество детей, для  того чтобы советы не оказались  для семьи трудновыполнимыми  и у родителей не возникало  чувство вины перед ребенком  и собственной беспомощности.

 

3.    Коллективное  консультирование семьи, которому  предшествует индивидуальное консультирование  ее членов с соблюдением тайны  индивидуального консультирования. Нередки случаи, когда родители  расходятся в вопросах обучения  и воспитания своего ребенка  и хотят побеседовать с консультантом  наедине, чтобы проверить правильность  своих позиций или объяснить  какие-либо стороны семейной жизни.  Психолог анализирует семейную  ситуацию, исходя из интересов  ребенка, и дает объективную  оценку его возможностей. Он консультирует  родителей и других родственников  индивидуально, соблюдая тайну  консультирования, чтобы не внести  в семью новых травмирующих  моментов. Индивидуальное консультирование помогает затем правильно построить коллективное консультирование семьи, в котором, кроме родителей, участвуют и другие родственники. Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не входят в задачи консультирования, о чем сообщается родителям. С помощью коллективного консультирования достигается выработка (под руководством психолога) оптимальных внутрисемейных позиций.

 

Эффективным методом коллективного  консультирования является проведение коррекционных психолого-педагогических занятий с ребенком в присутствии  родителей. Наблюдение родителей за занятиями своего ребенка со специалистом, за процессом усвоения ребенком определенных правил поведения, знаний и навыков  помогает им лучше понять его, оценить  адекватность требований и занять более  правильную воспитательную позицию. Кроме  того, можно использовать метод анализа  поведения детей и родителей  при совместном выполнении ими домашних заданий. По мере того, как родители усваивают некоторые приемы и  методы работы с ребенком, налаживается контакт между родителями и детьми, наступает большее взаимопонимание  между всеми членами семьи.

 

Таким образом, правильное воспитание аномального ребенка в семье  оказывает благотворное влияние  не только на него, но и на психологический  климат всей семьи.

 

Список использованной литературы:

 

 

 

Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. – М., 1996.

 

Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. Т. 5.

 

Казакова Е.И. Кто помогает ребенку? Доклад на 3-й Всероссийской  конференции «Психология в школе: цели и средства». – М.: ИМАТОН, 1999.

 

Коррекционно-развивающая  направленность воспитания детей с  нарушениями интеллекта: Межвузовский сб. тр. / Отв. ред. М.Н. Петрова. – М.: Московский государственный институт им. В.И. Ленина, 1986.

 

Волкова Л.С., Граш Н.Е., Волков А.М. Некоторые проблемы интегрированного обучения на современном этапе // Дефектология. 2002. № 3. С. 3.

 


Информация о работе Психологическое консультирование детей и родителей с отклонениями в развитии