Психологическое консультирование детей и родителей с отклонениями в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:35, реферат

Краткое описание

В отношении к детям с отклонениями в развитии необходимо понимание того, что психика – функция социальная. Важно научить читать, а не просто знать буквы, научить понимать состояние людей, а не просто смотреть на них.
Итак, основным принципом отношения к детям с особыми потребностями в обучении является отношение к ним как к нормальным детям, т.к. они нуждаются в том же воспитании, что и обычные дети.

Оглавление

Введение. 2
Принципы отношения к воспитанию детей с отклонениями в развитии. 2
Психологическое консультирование родителей и детей. 4
Список использованной литературы. 10

Файлы: 1 файл

Психологическое консультирование родителей и детей с отклонением в развитию..docx

— 26.70 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение. 2

 

Принципы отношения  к воспитанию детей с отклонениями в развитии. 2

 

Психологическое консультирование родителей и детей. 4

 

Список использованной литературы. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическое консультирование родителей и детей  с отклонением в развитию.

 

Введение

 

Необходимость создания теоретических  и методических основ психологического консультирования детей и их родителей  обусловлена возросшим интересом  к проблемам современной семьи. Постоянно увеличивается число  семей, обращающихся за специализированной помощью к психологам. Родителей  волнуют самые разные проблемы воспитания. Значительная часть обращающихся за психологической помощью семей  имеет детей с отклонениями в  развитии. Своевременно и правильно  оказанная семье помощь самым  положительным образом влияет на развитие проблемного ребенка.

 

В настоящее время психологическая  помощь оказывается семьям и детям  в различных образовательных  учреждениях, реализующих разные направления  деятельности и виды поддержки. Однако только мультидисциплинарное сопровождение  может быть эффективным.

 

Принципы отношения к воспитанию детей с отклонениями в развитии

 

Выготский Л.С. считал, что  по отношению к детям с нарушениями  в развитии «задача состоит в  том, чтобы связать воспитание дефективного ребенка с общими принципами и  методами социального воспитания. Для  этого обучение и воспитание дефективных  детей должно стать социальным воспитанием, т.е. выпрямлять социальные вывихи ребенка, связанные со смещением тех систем, которые определяют все функции  общественного поведения ребенка  и их социальные последствия; найти  пути налаживания социальных связей с жизнью и создать условия  для компенсации дефекта».

 

Когда речь идет о детях  с нарушениями в развитии, говорят  о специальной лечебной педагогике. Между тем ясно, что незрячий или  неслышащий ребенок – РЕБЕНОК  в первую очередь, и только во вторую – ребенок особенный. Важно, чтобы  взрослые ориентировались на индивидуальность ребенка как на принцип, иначе  в результате получается нечто, в  корне противоположное основам  социального воспитания.

 

Всякое воспитание сводится, в конечном счете, к установлению новых форм поведения, к формированию условных реакций.

 

К ребенку с отклонениями в развитии, с точки зрения воспитания, необходимо подходить с той же мерой, что и к нормальному. По существу, нет разницы в психологической  организации личности аномального  и нормального ребенка. В воспитательном воздействии первостепенным является вопрос формирования потребностей. Например, если устная речь является условием существования  неслышащих детей, то они вполне овладевают этой речью. Если же потребности в  устной речи нет, то дети возвращаются к жестовой речи.

 

Воспитание должно быть ориентировано  на социальную полноценность, необходимо считать ее реальной и определяющей точкой. Традиционное же воспитание детей  с нарушениями развития, по словам Л.С. Выготского, «расслаблено тенденциями  жалости, отравлено ядом болезненности. Нужно не обкладывать подушками  больное место, а открыть преодолению, компенсации широкий путь. Следует  помнить, что судьбу личности, в конечном счете, решает не дефект, а его социальные последствия».

 

Как правило, к ребенку  с дефектом относятся, прежде всего, как к особенному ребенку. К нему возникает исключительное, не такое, как к другим детям, отношение. Именно эти повышенные дозы внимания являются тяжелым грузом для ребенка, препятствием, отделяющим его от остальных детей. Уже подчеркивалось отсутствие принципиальных отличий между нормальными и  аномальными детьми: они – дети, их развитие идет по одним и тем  же законам; разница заключается  лишь в способе развития.

 

«Детская ненормальность»  составляет в подавляющем большинстве  случаев продукт ненормальных общественных условий. Ошибка взрослых заключается  в том, что в детях видят  только дефект, забывая, что в них  есть еще нормальная психическая  жизнь, которая в силу особых условий  получает такой вид, который не встречается  у нормальных детей.

 

Рассуждая о причинах такого явления, Л.С. Выготский приводит в  качестве примера жизнь ребенка  с нарушенным зрением. «Слепота есть нормальное, а не болезненное состояние  для слепого ребенка и ощущается  им лишь опосредовано, как отраженный на него самого результат его социального  опыта. Причитания и вздохи сопровождают слепого ребенка в течение  всей его жизни. Таким образом, медленно, но верно совершается разрушительная работа. Вот почему правильно обращаться со слепым ребенком так же, как если бы он был зрячим: в том же возрасте учить ходить, обслуживать себя, никогда в его присутствии  не выражать жалости из-за его слепоты. Тогда и только тогда слепота  будет переживаться им самим, как  ряд легких неудобств».

 

В отношении к детям  с отклонениями в развитии необходимо понимание того, что психика –  функция социальная. Важно научить  читать, а не просто знать буквы, научить понимать состояние людей, а не просто смотреть на них.

 

Итак, основным принципом  отношения к детям с особыми  потребностями в обучении является отношение к ним как к нормальным детям, т.к. они нуждаются в том  же воспитании, что и обычные дети.

 

Психологическое консультирование родителей  и детей

 

Современная семья представляет собой сложную по структуре и  достаточно устойчивую систему, которая  создает специфическую атмосферу  жизнедеятельности людей, формирует  нормы взаимоотношений и поведения  растущего человека. Конструируя  определенный социально-психологический  климат жизни ребенка, в том числе  с ограниченными возможностями, семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и  будущем. Как фактор социализации семья  занимает значительно более высокий  ранг, чем школа или другие институты  формирования личности.

 

Согласно исследованиям  семейной системы с нетипичным ребенком, среди функций семьи рассматривается  не только экономическая, ведение хозяйства  и забота о здоровье, но и рекреационная (например хобби и другие мероприятии, как семейные, так и индивидуальные), социализирующая – развитие социокультурных  навыков и межличностных взаимосвязей, самоидентификации (например признание  сильных качеств и слабостей, формирование чувства принадлежности), аффективная (например развитие интимности и способности к воспитанию), образовательно-профессиональная (например приготовление домашних заданий, осуществление выбора профессии  и карьеры), но и специфические, реализуемые  семьей по отношению к ребенку  с проблемами в ментальной сфере.

 

К традиционному блоку  функций добавляются следующие:

 

– абилитационно-реабилитационная – восстановление психофизического и социального статуса нетипичного  ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни  и труду в пределах его возможностей;

 

– корригирующая – исправление, ослабление или сглаживание недостатков  психофизического развития детей с  ограниченными возможностями;

 

– компенсирующая – замещение, перестройка нарушенных функций  организма, его приспособление к  негативным условиям жизнедеятельности  и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.

 

Реализация данных функций  может носить явный или латентный  характер. Главная задача семьи с  нетипичным ребенком является предупреждение конструирования у такого ребенка  образа «Я», как «больного» человека, субъекта с ограниченными возможностями, со строго социально заданным кругом притязаний. Необходимо препятствовать формированию у ребенка представлений  о границах своих возможностей, в  противном случае, существует риск появления у него нежелательных  поведенческих реакций.

 

Однако снижение роли семьи  и в ряде случаев объективная  невозможность выполнения ею своих  функций – неоспоримый факт. В  современных условиях семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей.

 

Появление в семье ребенка  с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких  родственников. Для того чтобы помочь такой семье, прежде всего необходимо дать родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указать его  специфические положительные и  отрицательные особенности, сильные  и слабые стороны. Лучше всего  информацию такого рода получать у  специалистов, регулярно наблюдающих  за ребенком.

 

Наиболее часто время  первичного обращения родителей  к специалистам совпадает со вступлением  ребенка в старший дошкольный возраст.

Старший дошкольный возраст  является как бы рубежом между  дошкольным периодом и началом обучения в школе. В это время родители начинают более внимательно присматриваться  к своим детям, пытаются оценить  их способности, трудолюбие, готовность к обучению. Требования к детям  в этом возрастном периоде обычно резко повышают. Родители порой неумело  пытаются научить детей писать, читать, считать. Столкнувшись с первыми  трудностями, они не всегда правильно  на них реагируют и оценивают  их.

 

Родители тех детей, которые  посещали специализированные детские  сады, надеются на полную или частичную  реабилитацию дефектов развития и нуждаются  в квалифицированной оценке степени  компенсации дефекта у ребенка  и помощи в решении вопроса  о типе школы. Нередко в этот период в семьях возникают конфликтные ситуации, вытекающие либо из непонимания одним или обоими родителями возможностей ребенка, либо из-за неприятия решения специалистов. Все это побуждает родителей стремиться получить всестороннюю консультацию и объективную оценку как способностям и возможностям ребенка, так и собственным воспитательским позициям.

 

В настоящее время разработана  следующая схема консультирования:

 

1)   анализ жалоб родителей  и внутрисемейной ситуации;

 

2)   комплексное медико-психолого-педагогическое  исследование ребенка для постановки  диагноза и установления психологической  структуры дефекта;

 

3)   психолого-педагогическое  консультирование всех членов  семьи.

 

Анализируя жалобы, консультант  помогает родителям точнее их сформулировать, а затем соотносит их с возрастом  ребенка и реальным положением в  семье: воспитывается ли он дома или  посещает детский сад; состав семьи, ее культурный и социальный уровень, наличие дополнительных занятий  и т.д. Важно установить, кто уделяет  ребенку больше внимания, кого в  семье ребенок предпочитает и  кому лучше подчиняется, единодушны ли родители в вопросах воспитания.

 

Комплексное медико-психолого-педагогическое исследование позволяет достаточно точно установить диагноз. Психологом при этом учитываются уровень  интеллектуального развития ребенка, состояние сенсорных и моторных функций, уровень знаний и навыков, особенности и личности, и деятельности. На основании обследования определяется психологическая структура дефекта, а это необходимо, чтобы дать родителям  рекомендации в плане обучения и  воспитания ребенка.

 

Особенно трудно бывает родителям, когда, кроме отклонений в психическом  или физическом развитии, наблюдаются  внешние дефекты. В таких семьях, как правило, возникают нарушения  внутрисемейных отношений, в частности  отношений родителей и детей.

 

Искажение поведения родителей (как правило, неосознаваемое) приводит к следующему:

 

–   нарушается взаимодействие с социумом (родственники и знакомые, врачи, дефектологи, учителя). При этом наблюдается замыкание в своей  семье, неадекватные реакции на врачебные  и педагогические рекомендации, конфронтация с детскими образовательными учреждениями;

 

–   нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские. Как правило, в этом случае наблюдается  резкое искажение позиции отца, который  тяжелее, чем мать, переживает, что  его ребенок болен и что  он, как и другие здоровые члены  семьи, оказывается в положении  «заброшенного». В крайних случаях  это приводит к распаду семьи;

 

–   нарушается дальнейшее репродуктивное поведение (характерное  для данного типа семей). Это означает, что в случае небольшого риска  рождения ребенка с той же патологией супруги принимают решение (в  дальнейшем строго его придерживаются) не иметь больше детей, а в случае большого риска, наоборот, горячо желают иметь последующих детей;

 

–   складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания. Очень часто в семье не признается необратимость диагноза и соответственно вытекающих отсюда последствий. Даже в  случае декларируемого понимания родители продолжают тратить огромные силы и  средства на так называемое «хождение  по кругу врачей» в надежде, что  диагноз не подтвердится либо в крайнем  случае найдутся лекарства, которые  помогут лечить ребенка.

 

Подобные нарушения являются средствами психологической защиты от фрустрирующей ситуации, в которой  оказывается семья. Практика консультирования показывает, что эти нарушения  возникают не только при тяжелых  умственных или физических нарушениях, но и в случаях более легких дефектов. Степень дезадаптации семьи  зависит не только от степени тяжести  заболевания, но и от ценностных ориентаций родителей, от их отношения к болезни  и ее предполагаемым последствиям.

 

Особенно явно дезадаптация семьи обнаруживается в период консультирования ребенка в медико-генетической или  психолого-педагогической консультации. Часто оба вида консультирования приходится вести одновременно.

 

В ходе консультирования родители узнают точный диагноз, получают информацию о характере наследственного  поражения ребенка и риске  его повторения в данной семье, им рассказывают об особенностях домашнего  обучения и развития ребенка.

Информация о работе Психологическое консультирование детей и родителей с отклонениями в развитии