Психологический портрет предпринимателя. Особенности российского предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы описать психологический портрет современного предпринимателя, а так же изучить особенности российского предпринимательства.
В связи с этим необходимо решить ряд задач:
1. Составить психологический портрет предпринимателя;
2. Узнать мотивационные структуры российских предпринимателей;
3. Изучить психологические особенности современного российского предпринимателя;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Глава I………………………………………………………………………….5
1.1. Психологический портрет предпринимателя…………………………….5
1.2. Мотивационные структуры российских предпринимателей…………..8
2. Глава II………………………………………………………………………11
2.1. Психологические особенности современного российского предпринимателя………………………………………………………………..11
2.2. Особенности российского предпринимательства
на современном этапе…………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Экономическая психология.docx

— 50.98 Кб (Скачать)

     Итак, предприниматели демократического типа, с одной стороны, простой  человек, много работающий в тяжелых  условиях. С другой стороны, он не просто тянет лямку, а работает ради осуществления  идеалов, ради переустройства мира, даже, если на уровне своего небольшого предприятия. Именно это позволяет ему уважать  себя и окружающих.

     Наименее  деятельным в сфере бизнеса является театральный тип предпринимателя, образ которого - персонаж. Данный тип существует вне социальной среды и своей деятельности. Он публичен. Прикладные результаты значений для него не имеют. Им движет лишь "желание доказать себе, что он на многое способен" и стремление "изменить свой статус". Желание изменить свой статус - единственный признак того, что он ощущает себя членом общества, элементом иерархической социальной системы. Вместе с тем, он обладает определенными психологическими чертами, делающими его истинным предпринимателем - это человек "волевой", "творческий", "энергичный", "принимающий новшества". Он идентифицирует себя с творческим человеком, инноватором, автором идей. Считает, что предприниматель не обязательно должен быть собственником и заниматься бизнесом ради денег. Основная функция, как считают представители театрального типа состоит в генерировании идей. Предприниматель - персонаж ориентирован на приобретение в обществе более высокого статуса и считает занятие предпринимательством престижным. Он - "действующее лицо спектакля в театре одного актера".

     Таким образом, было отмечено четыре основных типа предпринимателей, каждый из которых  значительно отличается друг от друга. Естественно, существуют и смежные  образы предпринимателей со своими общими чертами и различиями.

     Формирование  класса предпринимателей в России - процесс достаточно медленный с  точки зрения становления более менее стабильного, устойчивого слоя в обществе. По мере развития данного процесса, предпринимательский слой становится более не однородным как по своему происхождению, так и по своему достигнутому положению. Время прихода в мир бизнеса - это явление не только хронологического, но и социального порядка. Приходящийся на разное время предпринимательский старт означает не столько различия в количественной мере предпринимательского опыта, сколько различия в качестве этого опыта, в социальных характеристиках его носителей. При классификации предпринимателей необходимо учитывать периоды экономических реформ. Любая перемена в сфере экономики непосредственно влияет и на социальное состояние общества. Явные изменения в предпринимательской сфере, как правило, приходится в период значительных, фундаментальных экономических реформ. От активности, инициативности и нравственности людей, относящихся к классу предпринимателей, во многом зависит так необходимый стране быстрый рост экономики, что должно обеспечивать и быстрое увеличение числа рабочих мест, и рост заработной платы, и решение ряда других задач, связанных с качеством жизни населения.

     Таким образом, возникает связь между  качеством жизни населения и  отдельного предпринимательского слоя. Прежде чем послужить на благо  экономики страны, предприниматель  должен сам добиться определенного  уровня стабильности в его материальном положении. Как живут российские предприниматели сегодня и какова динамика стилей жизни предпринимательского слоя в России, предстоит выяснить посредством вторичного анализа  существующих данных.

     Мотивы  получения прибыли, и мотивы меценатства  находятся в душах предпринимателей в постоянном противоречии, вызывают определенное напряжение в самоощущении и восприятии, а в отдельных  случаях сказываются на психическом  состоянии бизнесменов. Об этом говорят  социологические исследования, проведенные  в апреле 2006 г. в Хабаровском крае. Опрос 40 бизнесменов этого региона выявил наличие практически у всех ряда социально-психологических проблем. Предпринимателей беспокоит негативное общественное мнение об их деятельности и отчуждения населения, низкий социальный статус в общественном сознании, периодически возникающие деструктивные конфликты с органами власти, отсутствие российских образцов рыночного поведения (традиций, нравов, обычаев), низкая культура предпринимательства.

     Только  в последние годы в предпринимательской  среде появилась генерация в  основном молодых людей, руководствующихся  позитивной установкой: "Цивилизованно  и этично - значит выгодно!" Тезис  о том, что соблюдение законов  и этических норм является своеобразным гарантом успеха, безопасности и самого существования бизнеса и бизнесмена, поддерживают 43% опрошенных предпринимателей10.

   Таким образом, в изменениях сознания и  стиля жизни российских предпринимателей, можно выделить следующие основные тенденции:

  • сознание российского предпринимателя стало после 1998 года (августовский кризис) более реалистичным, зрелым и адекватным;
  • несмотря на то, что ярко выделяется слой "обеспеченных" предпринимателей, материальный уровень жизни снизился у остальной части слоя, т.к. в реестре жизненных ценностей "материальная обеспеченность" перестала быть основным стимулом и ценностью;
  • наблюдается сокращение свободного времени предпринимателя;
  • стили жизни и их динамика достаточно сильно дифференцированы по группам в зависимости от материального положения и системы ценностей предпринимателей.

   В итоге, феномен предпринимательства  в России отличается своей специфичностью, природа которой лежит в особенностях становления данного класса. Стремясь к стандартам западного, образцового  предпринимательства, российский бизнесмен  не в силах игнорировать давно  сложившиеся патриархальные традиции, арсенал накопившихся социальных ресурсов, амбициозность конкурентов, возможность самореализации и "переустройства мира на свой лад".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В настоящее время предпринимательская  деятельность одна из ведущих сфер, преуспевающий бизнесмен должен обладать сформировавшимся психологическим  портретом. Для осуществления успешной предпринимательской деятельности ему необходимо обладать определенными способностями: самостоятельность, видение общей ситуации на рынке, а значит, развитые аналитические способности. При этом совершенно необходимо уметь завоевывать доверие людей и самому доверять незнакомым людям, обладать настойчивостью, умением контролировать свои потребности и капризы, огромной работоспособностью. Ко всему прочему, предприниматель должен уметь рисковать и знать последствия своего риска, уметь работать в постоянной обстановке нестабильности и неустойчивости, обладать повышенной стрессоустойчивостью и железными нервами.

     В свою очередь, предпринимательство  представляет собой не только особый вид экономической деятельности, но и определенный образ мышления, стиль и тип поведения. Экономическое поведение предпринимателей определяет характер их взаимодействия с потребителями, деловыми партнерами, конкурентами, государством, специфику деятельности в целом. Оно вобрало в себя особенности рыночных отношений, взаимосвязей между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

     Безусловно, модель экономического поведения предпринимателя, его отдельные компоненты меняются и эволюционируют, зато определяющие черты остаются в основном неизменными.

     Таким образом, предприниматели - это люди, которые своим трудом в организации  и управлении производством обеспечивают развитие общества. Частное предпринимательство  в перспективе займет в нашей  жизни все больше места. Именно предприниматели  являются той социальной силой, которая  может обеспечить расцвет экономики.

     Список  литературы 

  1. Аверченко Л.К. Практическая имиджелогия: Учебное пособие. - Новосибирск: СибАГС, 2007.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  3. Кузин Ф.А. «Делайте бизнес красиво». Издательство «Инфра-М». Москва. 2005
  4. Почепцов Г.B. «Имиджелогия». - М., 2004.
  5. Сабат, Э.М. Бизнес-этикет / Э.М.Сабат пер.с англ. - М.: ЭЭН, 2006 .
  6. Сарматова, К.К. Карьера женщины / К.К. Сарматова - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008.
  7. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Ось-89», 2005
  8. Турянская Т.Н. Социология предпринимательства. // Проблемы интеграции Юга России в мировую экономическую систему: сборник научных статей. Выпуск III. РМУЭУ. Ростов-на-Дону. ООО ´´Терра´´. 2002.
  9. Шкаратан М.О. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий// Мир России. 2006. №2

Информация о работе Психологический портрет предпринимателя. Особенности российского предпринимательства