Психологический портрет предпринимателя. Особенности российского предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы описать психологический портрет современного предпринимателя, а так же изучить особенности российского предпринимательства.
В связи с этим необходимо решить ряд задач:
1. Составить психологический портрет предпринимателя;
2. Узнать мотивационные структуры российских предпринимателей;
3. Изучить психологические особенности современного российского предпринимателя;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Глава I………………………………………………………………………….5
1.1. Психологический портрет предпринимателя…………………………….5
1.2. Мотивационные структуры российских предпринимателей…………..8
2. Глава II………………………………………………………………………11
2.1. Психологические особенности современного российского предпринимателя………………………………………………………………..11
2.2. Особенности российского предпринимательства
на современном этапе…………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Экономическая психология.docx

— 50.98 Кб (Скачать)

     2. Глава II

     2.1. Психологические особенности современного российского предпринимателя.

     Главной особенностью жизни современного отечественного бизнесмена является непропорциональное разрастание деловой сферы жизни  за счет других сфер — дома, семьи, дружеских  отношений, увлечений, образования, культурного  развития, досуга и пр. Рабочий день такого человека нередко достигает 13—14 часов в сутки. Однако дело не в его величине, а в той захваченности, одержимости работой, которая начинает определять весь психический склад личности, мотивацию, стиль поведения. Работа становится своего рода сверхценным образованием, она не только оттесняет другие стороны жизни, но поглощает их, заменяя собой всю полноту жизни. Учитывая этот факт, необходимо, прежде всего,  рассмотреть объективные и психологические особенности трудовой деятельности бизнесмена, а затем их влияние на другие сферы жизни5.

     Экономические, социальные и организационные условия  бизнеса.

     Сегодняшний предприниматель работает в обстановке экономической и финансовой нестабильности, быстро меняющегося законодательства, коррумпированности чиновников и в  целом повышенной криминогенности, что создает постоянную ситуацию риска. Под угрозой часто оказывается не только собственность и экономическое благополучие человека, но и сама жизнь.

     Такие условия порождают характерный  психологический конфликт: с одной  стороны, эмоциональная и социальная ситуация бизнесмена часто становится экстремальной и потому должна полностью  контролироваться, с другой — количество динамически меняющихся факторов столь  велико, что строгому рациональному  учету и контролю они не поддаются. "Контроль жизненно важен — контроль невозможен" — это противоречие оказывается мощным источником психологического напряжения.

     Дефицит ресурсов.

     Респонденты отмечают явный дефицит ресурсов совладания с описанной социальной ситуацией в сфере профессиональной деятельности.

     Кадры .

     В Москве насчитывается более двухсот  рекрутерских фирм (в России свыше 300), тем не менее, коммерческие структуры страдают от нехватки квалифицированных сотрудников, что создает для их руководителей проблему недостаточной надежности персонала.

     Образование и опыт .

     Современные бизнесмены обладают, как правило, интенсивным, но небольшим и недостаточно осознанным профессиональным опытом. У них чаще всего отсутствует специальное  образование в области менеджмента, нет систематических знаний в  сфере финансов и юриспруденции.

     Организационная структура.

     Организационная структура коммерческих фирм часто  недостаточно отлажена, излишне централизованна, нередко руководящие должности  занимают молодые люди (25—30 лет), в  то время как их подчиненными являются зрелые специалисты (40—60 лет).

     Психологическим следствием перечисленных условий  является тенденция руководителя-предпринимателя  брать на себя всю полноту власти, контроля и ответственности за дело. Вынужденное по тем или иным причинам снижение этого контроля (болезнь, командировка, отдых и т. д. ) порождает сильную тревогу и беспокойство6.  

     Черты психологического портрета.

     Социально-психологическая  ситуация, в которой находится  современный деловой человек, формирует  у него следующие психологические  особенности:

     - рационалистичность — стремление  все просчитать, предусмотреть, учесть, переоценка роли своего интеллекта, знаний, технологии;

     - недоверчивость — восприятие  мира как ненадежного, часто  прямо враждебного, гиперконтроль и подозрительность в отношении сотрудников и партнеров по бизнесу;

     - автономизация — прямое следствие недоверия. Закрытость, замкнутость, резкое ограничение неформальных, дружеских связей и свободы пространственного передвижения (это наиболее характерно для наиболее успешных предпринимателей, пользующихся услугами телохранителей);

     - агрессивность — склонность к  решению проблем силовыми методами  без поиска взаимных компромиссов, подверженность гневным, аффективным  вспышкам во взаимоотношениях  с персоналом;

     - авторитарность — преобладание  авторитарного стиля руководства,  распространяющегося и на другие  жизненные отношения; 

     - амбициозность, некритичность — коммерческий успех порождает завышенную оценку, чувство собственной незаменимости, болезненное восприятие любых попыток критики в свой адрес;

     - экстрапунитивность — склонность искать причину неудач в обстоятельствах или окружающих, но не в самом себе;

     - суеверно-мистическая настроенность  — парадоксальное сочетание чрезмерного  рационализма и веры в приметы,  гадания, порчу, астрологические  прогнозы и т. д., которое объясняется  отмеченной выше невозможностью  полного интеллектуального контроля  над социальной, деловой и жизненной  ситуацией. Бизнесмену легче признать  влияние иррациональных сил, чем  свою неспособность рационально  осмыслить ситуацию7.

     Клинические следствия.

     Описанные психологические особенности, характерные  для современного предпринимателя, создают хроническое стрессовое состояние, сопровождающееся повышенной напряженностью и тревогой. Прямые следствия этого — нарушения  сна и многообразные неврастенические проявления. На приеме у психотерапевта такие пациенты жалуются на "задерганность", чувство постоянной усталости, головную боль, "роящиеся мысли", от которых  невозможно отделаться и т. д.

     Отмечается  у руководителей коммерческих структур значительное увеличение веса тела за годы работы в бизнесе, связывая это  с малоподвижным образом жизни  и специфическими эндокринными механизмами. По особым данным респондентов выделяются так называемые мышечные зажимы в  плечевом поясе и шее, остеохондроз шейного отдела позвоночника, что  интерпретируется как следствие  психосоматизации напряжения, связанного с гиперответственностью и накоплением груза неразрешенных проблем.

     Компенсация и психологическая защита.

     Респонденты отмечают крайне низкую психологическую  культуру, безграмотность в элементарных вопросах психогигиены, отсутствие цивилизованных средств совладания со стрессом. Лихорадочное ощущение постоянного цейтнота, возведенное в принцип "время-деньги", мешает бизнесмену искать квалифицированную помощь специалиста, связанную, как правило, с дополнительными временными затратами. В качестве средств снятия напряжения используются алкоголь, переедание, секс, азартные игры. Нетрудно догадаться, что каждое из перечисленных средств само порождает следующий круг трудноразрешимых проблем.  

2.2.Особенности российского предпринимательства на современном этапе 

     В современной России, в период значительных для государства и его народа, преобразований во всех сферах жизни  общества наблюдаются изменения. За последние десять лет реформы  породили новые виды деятельности, стили жизни, слои населения.

     В центре внимания исследований нового российского общества оказалось  предпринимательство, обладающее своей  специфичностью в сравнении с  уже давно сложившимися и выступающим  в виде эталона предпринимательством в Европе и США.

     Существует  великое множество трактовок  термина "предпринимательство".

     Чаще  всего под ним понимается один из основных видов бизнеса, а бизнес, в свою очередь, определяется как  профессиональная, непрерывное творческое делание денег, причем деньги нужны  не ради их количества, а ради свободы, здоровья, и безопасности, кроме  того деньги, неприносящие дополнительные деньги имеют тенденцию заканчиваться, поэтому другой важнейший компонент бизнеса - дело. Именно тесная взаимосвязь дела и денег создают возможность развития социума в целом, так как бизнесмен, умножающий свой капитал, умножает национальное богатство общества и обеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику. Страна, которой присущ такой тип воспроизводства, во многом защищена от сбоев и тем более потрясений в хозяйственной сфере; ее социально-экономический прогресс стабильно динамичен и устойчив, перспективы обнадеживающи8.

     На  основе вторичного анализа эмпирически  полученных данных можно выделить четыре типа предпринимателей: авторитарный, капиталистический, демократический  и театральный.

     Характерная черта авторитарного типа предпринимателя - полная самодостаточность, отсутствие желания сравнивать себя с другими. Представляет собой независимую, склонную к рациональному мышлению индивидуальность. Данный образ отличается аналитическим складом ума, властностью, организаторскими способностями, умением руководить, решительностью в действиях. Он говорит уверенно. Как правило, образованный человек и руководитель крупной фирмы. Проявляет крайний индивидуализм в оценках, не разделяет мир на "своих" и "чужих". Главным девизом такого типа предпринимателей является стремление достичь той ситуации, в которой он управляет людьми, а не люди им. Предпринимателями становятся ради обладания экономической властью, влияния, славы. "Влияние" понимают как способ самореализации.

     Самым одномерным является капиталистический тип предпринимателя. Это очень богатый (по мировым меркам) человек, который сам приобрел капитал, хорошо образован, "хозяин жизни". Умеет ценить свое время: говорит коротко, четко, не рассуждает о понятиях.

     "Капиталист" интересен, прежде всего, однозначной  самоидентификацией. Так, ключевыми  словами при ответах на любые  вопросы являются "деньги", "прибыль", "нажива". Он относит людей  к группе "бизнесменов" и  "капиталистов" только если  они смогли заработать такое  же большое состояние, как и  он. Тех, кто лишь пытается "сделать  деньги", но не достигает успеха, не идентифицирует как предпринимателя. Считает, что в современном российском обществе престиж человека определяется только одним: "престижно иметь деньги, не престижно их не иметь". Данный тип критически оценивают ситуацию тех, кто занимается бизнесом "ради любви к делу". Большинство "капиталистов" утверждают, что быть богатым и действовать по закону не возможно, такая цель как прибыль должна достигаться любыми средствами.

     Наиболее  распространенным в сфере малого и среднего бизнеса является демократический тип предпринимателя. Этот образ выступает в виде свободного простого человека.

     Представитель данного типа, как правило, выглядит скромным и не притязательным. Ему  приходится не легко, надо "много бегать", "тащить на себе всю рутину", "работать 12-14 часов в день". Несмотря на существующие трудности в сфере малого бизнеса данный тип является наиболее мобильным и адаптированным, готовым к любым переменам.

     Демократический тип предпринимателя отличается своим идеализмом и стремлением  быть свободным в действиях. К  своему делу он относится с уважением, ценит свою независимость, считая ее основным мотивом в бизнесе. В  одном из интервью представитель  данного типа отметил, что "по сравнению  с ощущением свободы, деньги ничего не дают". Главное получать "удовлетворение от работы", "поставить дело на высокий уровень"9.

     "Демократы"  довольно часто относятся к  своим наемным рабочим как  к "партнерам", участвующим  в управлении предприятием. Такой  бизнесмен идентифицирует себя  с нижним эшелоном предпринимателей, но не испытывает тёплых чувств к двум предыдущим типам (авторитарный и капиталистический), считая, что главное в них - амбиции.

Информация о работе Психологический портрет предпринимателя. Особенности российского предпринимательства