Психологический портрет предпринимателя. Особенности российского предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы описать психологический портрет современного предпринимателя, а так же изучить особенности российского предпринимательства.
В связи с этим необходимо решить ряд задач:
1. Составить психологический портрет предпринимателя;
2. Узнать мотивационные структуры российских предпринимателей;
3. Изучить психологические особенности современного российского предпринимателя;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Глава I………………………………………………………………………….5
1.1. Психологический портрет предпринимателя…………………………….5
1.2. Мотивационные структуры российских предпринимателей…………..8
2. Глава II………………………………………………………………………11
2.1. Психологические особенности современного российского предпринимателя………………………………………………………………..11
2.2. Особенности российского предпринимательства
на современном этапе…………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Экономическая психология.docx

— 50.98 Кб (Скачать)
 

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     Пермский  институт (филиал) ГОУ  ВПО

«Российского  государственного торгово-экономического университета» 
 

     Предмет ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 
 
 
 
 

     Контрольная работа по теме: 

«Психологический портрет предпринимателя.

Особенности российского предпринимательства» 
 
 
 

              Выполнила студентка группы МПи-33    Факультета Менеджмента организации Ваулина Юлия Эдуардовна

              Контрольная работа № 29

              Проверил  преподаватель

              Шибалентьев Олег Михайлович 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Пермь 2011 

     Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Глава I………………………………………………………………………….5
    1. Психологический портрет предпринимателя…………………………….5
    2. Мотивационные структуры российских предпринимателей…………..8
  2. Глава II………………………………………………………………………11
    1. Психологические особенности современного российского предпринимателя………………………………………………………………..11
    2. Особенности российского предпринимательства

на  современном этапе…………………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………22

Список  литературы……………………………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Данная  контрольная работа является работой по экономической психологии и написана с целью постановки ряда проблем, касающихся предпринимательского класса. Исследованию подвергся слой российских предпринимателей, как более доступный и близкий для изучения. В отличие от западных предпринимателей их российские коллеги в современном государстве не обладают традицией предпринимательских династий, а вокруг них не существует государственно-правовой системы с дисциплинированным исполнением законов. Одной из задач было найти объединяющие достаточно разнородную социальную группу признаки. Я постаралась уйти от конкретных имён, чтобы, не углубляясь в частности, оперировать общими статистическими и иными данными.

     Цель данной работы описать психологический портрет современного предпринимателя, а так же изучить особенности российского предпринимательства.

       В связи с этим необходимо решить ряд задач:

  1. Составить психологический портрет предпринимателя;
  2. Узнать мотивационные структуры российских предпринимателей;
  3. Изучить психологические особенности современного российского предпринимателя;
  4. Ознакомиться с особенности российского предпринимательства

    на современном  этапе

  1. Изучить соответствующую литературу;
  2. Классифицировать информацию по теоретическим и практическим аспектам.

     Вряд  ли кто назовет предпринимательство  профессией – ни в одном квалификационном справочнике вы не сможете ее найти. Вузы и техникумы могут преподать  азы управления собственным бизнесом, но стать настоящим предпринимателем вас не может научить ни одно из российских учебных заведений. Очень часто мы открываем дело под давлением ситуации, из-за стремления скорее разбогатеть, прокормить семью, получить прибыль и потратить ее. Из них ни один не задумался, а готов ли он стать предпринимателем, может ли он им быть, любит ли он свое дело, обладает ли он необходимыми личностными качествами.

     Описание  личности предпринимателя — его  психологический портрет, а также  ответы на вопрос, насколько он совпадает  в различных социокультурных средах и на различных уровнях развития экономики, является, несомненно, одним из первых шагов начинающего бизнесмена к предпринимательской деятельности. Важно также выяснить, насколько портрет российского предпринимателя привлекателен для соотечественников и от каких факторов зависят те или иные его характеристики.  

     Предпринимательство в нашей стране не возродилось, оно  фактически формировалось с нуля, при полном отсутствии собственного опыта и теоретических знаний в данной области. Но постепенно этот самый опыт стал приходить, в первую очередь через практику, а с ним появилась и необходимость его теоретического осмысления, что и вылилось, в конечном счете, в появление сначала чисто экономических исследований предпринимательства, а затем и социальных, то есть социологии предпринимательства.

     В нашей стране общественное мнение разделилось  на две крайние позиции. С одной стороны в нем видят источник всех бед и нищеты населения, с другой представляют его как спасителя общества, функции которого выходят далеко за рамки чисто экономических отношений. Если на западе, в развитых странах, предпринимателю отводится довольно узкая область общественных интересов, и конечно, в первую очередь, экономическая сфера, и то далеко не вся, то в России, предпринимательство становится центром чуть не всех социально-экономических отношений.  
 
 

  1. Глава I

     1.1. Психологический портрет предпринимателя

     Описание  личности предпринимателя — его  психологический портрет, а также  ответы на вопрос, насколько он совпадает  в различных социокультурных средах и на различных уровнях развития экономики, является, несомненно, одним из первых шагов начинающего бизнесмена к предпринимательской деятельности. Важно также выяснить, изменился ли портрет российского предпринимателя за время реформ, насколько он привлекателен для соотечественников и от каких факторов зависят те или иные его характеристики. Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства — одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью1.

     Предприниматель должен обладать следующими качествами:

     • завоевателя (духовная свобода, воля и  энергия, упорство и постоянство);

     • организатора (способность правильно  оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);

     • торговца (способность вербовать  людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

     Мещанину  требуются другие качества:

     • хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и  бережливостью;

     • деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим  ведением отчетности.

     Третья  составляющая капиталистического духа — бюрократия. Черты бюрократа: преданность  корпорации, работа ради ее прибыли  — способ личного карьерного продвижения  и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций.

     Примечательно, что при столь разносторонней характеристике капиталистического духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из данной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто правительство России, стремясь к тоталитаризму, боролось с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.

     Согласно  мнению знаменитого психолога Г. Юнга, наибольшая предрасположенность, склонность к предпринимательству  — у экстравертов.

     В рамках социально-психологической  теории депривации (процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов или групп) было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.

     Существует  проблема восприятия налогообложения  предпринимателями: их поведение в  условиях разного уровня налогов, причины  и факторы уклонения от уплаты налогов.

     Актуальны исследования кросскультурного уровня, устанавливающие корреляции между предпринимательской деятельностью и национальными, этническими, культурными и другими особенностями индивидов и социальных групп. Так, было установлено, что, в отличие

     от  населения США и Японии, видящего в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего рабочие  места, в Европе образ предпринимателя  в целом мало позитивен. Во-первых, это связано с некоторой загадочностью  его деятельности, скрытой от глаз общественности. Во-вторых, с определенными  стереотипами восприятия предпринимателя  как спекулянта, дельца, эксплуататора (особенно в условиях идеологизированной советской экономики). В-третьих, с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателей в интересах дела и в связи с экономической необходимостью. В-четвертых, с завистью по поводу его прибыли и доходов.

     К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся: (в интеллектуальном блоке) компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление; (в коммуникативном  блоке) талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально  лояльному общению с другими  людьми и в то же время умение идти против течения; (в мотивационно-волевом блоке) склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи2.

     Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные  исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных  в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).

     По  мнению К. Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпринимателей и не предпринимателей. Различия в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в уровне предприимчивости, заключенной в этой активности. Тогда правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, осуществляемой параллельно бюджетной либо на ее базе3. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С такой позиции объяснима и фигура интрапренера — человека, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя. 

    1. Мотивационные структуры российских предпринимателей
 

     Мотивы предпринимателей, способы и средства достижения целей 
К открытиям большой важности можно отнести заявление З. Фрейда о доминирующей роли бессознательного в человеческом поведении. Великий психоаналитик считал, что эта область психики заполнена вытесненными из сознания человека различного рода неудовлетворенными желаниями, в основном сексуального характера. Накапливаясь, они приобретают огромную силу и прорываются в виде агрессии, навязчивых идей, необъяснимых поступков и т.д. 
     В нашей стране теория Фрейда с 30-х гг. подвергалась резкой критике. Вплоть до 60-х гг. были прекращены переводы и публикации работ по психоанализу. Несмотря на это, в тридцатые годы в Грузии знаменитая школа психолога-экспериментатора Д. Н. Узнадзе использовала современные западные знания по психологии бессознательного для создания теории установки. Только в начале 70-х гг. эти работы были переведены на русский язык. В результате экспериментов Д. Н. Узнадзе обнаружил, что принятая двухзвенная схема (стимул-реакция), объясняющая поведение, не совсем правильна. А именно, между стимулом и реакцией находится некоторое образование, которое было названо установкой. 
Классическое определение установки звучит следующим образом: в случае наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения у человека возникает установка -- состояние готовности к совершению определенного поведенческого акта. Узнадзе и его последователи считают, что при неоднократном столкновении потребности и ситуации установка фиксируется. По словам Ш. А. Надирашвили, многообразие устойчивых взаимосвязей индивида с внешним миром вставлено системой фиксированных вторичных установок, тогда как непосредственное поведение управляется динамической первичной, или актуальной, установкой. При этом все фиксированные установки находятся в области бессознательного, а актуальные - в сознательной сфере, ибо их формирование происходит при обстоятельствах, с которыми не сталкивается прошлый опыт человека. 
Отечественные исследователи А. Д. Смирнов, В. Ф. Максимов, Д. Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так. Во-первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвертых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту и К. Роджерсу). Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле». 
Ни в одной из вышеперечисленных мотивационных структур не встречается весьма актуальная для российских предпринимателей мотивация вынужденного занятия этим видом деятельности в ущерб своим интересам. Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех - это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять: 
– простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс); 
– активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок; 
– компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий; 
– получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида; 
– использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход. 
Добавим к этому общую точку зрения российских и американских специалистов в сфере бизнеса на мотивы. 
Мотивы: 
– желание быть хозяином своей судьбы; 
– стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»; 
– желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение. 
Следующим элементом предпринимательской деятельности является способ и средства достижения цели. Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также способности и задатки4
Значительное число исследователей придерживается мнения, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие задатков - некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. К задаткам, согласно позиции отечественного психолога В. А. Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга. 
Люди обладают врожденными индивидуальными различиями в задатках. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей - прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания.

Информация о работе Психологический портрет предпринимателя. Особенности российского предпринимательства