Психологический портрет исторического деятеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – описание личности, ее психологического портрета и анализ на этой основе психологического портрета И.В.Сталина.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Изучить основные компоненты психологического портрета и методы психодиагностики.
Выявить психологические особенности личности Сталина.

Оглавление

Введение 3-4
1. Психологический портрет личности 5
1.1 Понятие личности и психологического портрета 5-7
1.2 Компоненты психологического портрета и методы психодиагностики ..8-21
2. Психологический портрет И.В.Сталина 22-23
2.1 И.В.Джугашвили, психологические особенности личности 24-31
2.2 Сталин как диктатор и его личность в контексте исторического процесса 32
2.3 Культ личности и его последствия 33-36
Заключение 37
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.55 Кб (Скачать)

 

2.2. Сталин как диктатор и его личность в контексте исторического процесса

     Ленин был  вождем, но не  был  диктатором. Сталин, наоборот,  являлся диктатором, но не являлся вождем. Подлинный вождь выдвигается прежде всего движением масс, он опирается в первую очередь на массы и на их доверие, он глубочайше связан  с массами, постоянно вращается  среди  них, он  идет во главе их, говорит им правду не обманывает их, и массы убеждаются на собственном опыте в правильности его  руководства  и  его  поддерживают. Таков  был именно Ленин. Диктатор, наоборот, большей частью приходит к власти или  через  подавление революции, или  после спада волны революции, или через внутренние комбинации правящей группы, или через  дворцовый  переворот, опираясь на государственный или партийный аппарат, армию, полицию. Диктатор опирается в основном не на массы, а на свою верную клику, на  армию, на  государственный или  партийный аппарат; он не связан с массами, он не вращается среди них, он может с ними заигрывать и льстить им, но он  обманывает массы, он правит не потому, что массы ему доверяют, а чаще всего вопреки этому. Политика диктатора – это  политика внутренних закулисных  комбинаций, политика подбора  лично  ему  верных  людей, политика  оправдания, защиты и возвеличивания его господства. Наполеон, Муссолини, Пилсудский, Хорти, Примо де Ривера, Чан Кайши и прочие – все  они в основном укладываются в эту характеристику. В эту характеристику укладывается и диктатура Сталина, хотя  его диктатура и отличается коренным образом от буржуазных диктаторов тем, что она  выросла  на  базе пролетарской диктатуры, являясь искажением пролетарской диктатуры и содействуя её дальнейшему искажению и вырождению.

     Сталин не  был настоящим, подлинным вождем, но ему тем легче было в  ходе событий превратиться в  настоящего диктатора. Свою роль  он занял не благодаря поддержке  масс. Он пришел к своему безраздельному  господству путем хитрых комбинаций, опираясь на кучку верных ему   людей и аппарат, и  с помощью  одурачивания масс. Он оторван  от масс, он не связан с ними, он держится не на доверии  масс, а на терроризировании их. [20; c. 77-78].

 

 

 

2.3. О культе личности и его последствиях

     После смерти  Сталина Центральный комитет   партии  стал  строго  и последовательно   проводить  курс на разъяснение  недопустимости чуждого духу  марксизма-ленинизма возвеличивания  одной личности, превращения   её в какого-то  сверхчеловека,  обладающего  сверхъестественными   качествами, наподобие бога. Этот  человек будто бы все знает,  все видит,  за  всех думает, все может сделать; он непогрешим  в своих поступках. Такое понятие  о человеке, и, говоря конкретно,  о Сталине, культивировалось много лет. В декабре1922 года в своем письме к очередному съезду партии Владимир Ильич Ленин писал:

     "Товарищ  Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил  в своих  руках  необъятную  власть, и я не уверен, сумеет  ли он всегда достаточно осторожно  пользоваться этой властью".

Это письмо – важнейший   политический  документ, известный  в истории партии как "завещание" Ленина. Он был оглашен по делегациям  13  съезда партии, которые обсуждали  вопрос  о  перемещении Сталина  с поста генерального секретаря. Делегации высказались за оставление Сталина на этом посту, имея в  виду, что он учтет критические замечания  Владимира Ильича и сумеет исправить  свои недостатки, которые внушали  серьезные  опасения Ленину.

     Вот письмо  Н. К. Крупской, дополняющее   ленинскую  характеристику  Сталина,  данную Лениным в его завещании:

     "Лев Борисыч,  по поводу  коротенького  письма, написанного  мною  под   диктовку Владимира Ильича с   разрешения врачей, Сталин позволил  вчера по отношению ко мне  грубейшую выходку. Я в партии  не один день. За все 30 лет  я не  слышала ни  от  одного  товарища ни одного грубого  слова, интересы партии и Ильича  мне не менее дороги, чем Сталину.  Сейчас мне нужен максимум  самообладания. О чем  можно   и о чем нельзя говорить  с Ильичем, я знаю лучше всякого  врача, так как  знаю, что  его волнует, что нет, и   во  всяком  случае  лучше Сталина.  Я обращаюсь к Вам и к  Григорию, как более близким товарищам  Владимира Ильича, и прошу оградить  меня  от  грубого  вмешательства   в  личную жизнь, недостойной  брани и угроз. В единогласном  решении контрольной комиссии, которой  позволяет себе грозить Сталин, я не сомневаюсь, но у меня нет ни  сил, ни  времени, которые я могла бы тратить на эту глупую сколку. Я тоже живая и нервы напряжены у меня до крайности”. [2; c. 164-166].

     В период  1935-1937-1938 гг. сложилась практика массовых  репрессий по государственной  линии сначала против противников  ленинизма-троцкистов, зиновьевцев,  бухаринцев, давно уже политически  разбитых партий, а затем и  против многих честных коммунистов,  против тех кадров партии, которые  вынесли на своих плечах гражданскую  войну, первые, самые трудные годы  индустриализации и коллективизации,  которые активно боролись  против  троцкистов и правых, за ленинскую  линию партии.

     Сталин ввел  понятие "враг народа". Этот  термин сразу освобождал от  необходимости всяких  доказательств  идейной неправоты человека или  людей, с которыми ты ведешь  полемику: он давал возможность  всякого, кто  в чем-то не  согласен со Сталиным, кто был  только заподозрен во враждебных  намерениях, всякого, кто был просто  оклеветан, подвергнуть самым  жестоким репрессиям, с нарушением  всяких норм революционной законности. Это понятие "враг  народа"  по  существу уже снимало, исключало  возможность какой-либо идейной  борьбы или выражения своего  мнения по  тем  или  иным  вопросам даже  практического   значения. Основным  и, по сути  дела, единственным доказательством  вины делалось, вопреки всем нормам  современной юридической науки, "признание"  самого  обвиняемого,  причем это "признание" как  показала затем проверка, получалось  путём физических мер  воздействия  на обвиняемого. Это привело  к вопиющим нарушениям революционной  законности, к  тому, что пострадали  многие совершенно ни в чем  не виновные люди, которые в  прошлом выступали за линию  партии.

     Следует сказать,  что в отношении людей, которые в свое время выступали против линии партии, часто не было  достаточно  серьезных оснований, чтобы их  физически уничтожить. Для обоснования физического уничтожения таких людей и была введена формула "враг народа". Ведь многие  лица, которых впоследствии уничтожили, объявив их врагами партии и народа, при жизни В. И. Ленина  работали  вместе  с ним. Некоторые из них и при Ленине делали ошибки, но, несмотря на это, Ленин использовал их на работе, поправлял, стремился к тому, чтобы они оставались в рамках партийности, вел их за собой. В этой связи не могу не преподнести записку В. И. Ленина в Политбюро ЦК в октябре 1920 года. Определяя задачи Контрольной Комиссии, Ленин писал, что эту Комиссию необходимо сделать настоящим "органом партийной и пролетарской совести".

 Сталину были совершенно  чужды ленинские черты – проводить   терпеливую работу с людьми, упорно  и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей  не  путем принуждения, а оказывая  на  них воздействие всем коллективом  с идейных позиций. Он отбрасывал  ленинский метод убеждения и  воспитания, переходил с позиций   идейной борьбы на путь административного  подавления, на путь массовых  репрессий, на путь террора.  Он действовал все шире и   настойчивее через  карательные   органы, часто нарушая при этом  все существующие нормы морали  и советские законы.

     Произвол одного  лица поощрял и допускал произвол  других лиц. Массовые аресты  и ссылки тысяч и тысяч людей,  казни без суда и нормального  следствия порождали неуверенность  в людях, вызывали страх озлобление. Это, конечно, не способствовало  сплочению  рядов партии, всех  слоев трудового народа, а, наоборот, приводило к уничтожению, отсечению  от  партии честных, но неугодных  Сталину работников.

     Культ личности  приобрел такие чудовищные размеры  главным  образом потому, что  сам  Сталин  всячески  поощрял  и поддерживал возвеличивание  его персоны. Об этом свидетельствуют  многочисленные факты. Одним из  наиболее характерных проявлений  самовосхваления и отсутствия  элементарной скромности у Сталина  является издание его "Краткой  биографии", вышедшей в свет  в 1948 году. Эта книга представляет  собой  выражение  самой   безупречной  лести, образец  обожествления человека, превращения  его в непогрешимого мудреца,  самого "великого вождя" и  "непревзойденного полководца  всех  времен и народов".

     Сам Сталин  признал лучшим тот текст   Государственного  гимна  Советского  Союза, в котором  ни слова  нет о Коммунистической партии, но зато есть следующее беспримерное  славословие Сталину: "Нас вырастил Сталин - на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил". [3; c. 180-182].

Жизнь  и  смерть  Сталина  подтвердили  ряд  вечных  истин. Пропасть  истории  одинаково глубока для всех. Никакие  благие  намерения  и  программы  не  могут  служить  оправданием  актов  бесчеловечности. Сталин  своей  жизнью  ещё  раз  показал, что  даже  благородные, высокие  человеческие  идеалы  можно  вывернуть  наизнанку, если  политика  отказывается  от  союза  с  гуманизмом. Сталин  выпустил  из  поля  зрения  главное - человека. Для  него человек всегда  был и остался составной частью  массы, а это почти ничто. Своей жизнью  и смертью Сталин  показал, что его претензии на  совершенство  управления  оказались призрачными. Его способность овладевать  сознанием людей, превращать  их  в бездумных исполнителей  является  грозным предупреждением того, к чему  может вести власть  бесконтрольная, абсолютная  и сконцентрированная  в  одних  руках. Триумф  Сталина  и  трагедия  народа - вечное  предостережение.

 

Заключение

В результате исследования темы курсовой работы можно сделать  следующие выводы:

- Существует большое количество  различных подходов и теорий  личности. Личность в психологии  – системное качество, приобретенное  в предметной деятельности и  общении.

- На основе оценки свойств  личности можно составить ее  психологический портрет, включающий  такие компоненты, как: темперамент,  характер, способности и т.д.

- Для выявления психологических  свойств и черт личности существует  метод психодиагностики. Основное  средство этого метода – психологические  тесты.

- Психологический портрет  И.В.Сталина, его личные качества  имеют политическое значение. Преобладающие  качества его личности – честолюбие, зависть, любовь к власти, хитрость, осторожность, воля, недоверие.

Таким образом, в данной работе в общих чертах были рассмотрены  подходы к  такому многогранному понятию личности, психологическому портрету, сделана попытку описания и анализа психологического портрета исторического деятеля – И.В.Сталина.

В целом, рассмотренная мной тема, остается интересной для исследователей и является открытой для дальнейшего  изучения.

 

  1. Список использованных источников
  2. Абрамова Г.С. Практическая психология. - Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. - 368 с.
  3. Белади Л., Крааус Т. Сталин. - М.: Политиздат, 1986. – 411 с.
  4. Волков Ф.Д. Сталин: взлет и падение. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 322 с.
  5. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: политический портрет И. Сталина. - М.: AСТ, 1998. – 208 с.
  6. Волкогонов Д.А. Семь вождей. - М.: AСТ, 1997. – 496 с.
  7. Волкогонов Д.А. И.В.Сталин: политический портрет. - М.: AСТ, 1998. – 199 с.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. Личность и ее формирование. – М.: Наука, 1988. – 310 с.
  9. Голенков А.В. Предлагая объяснить Сталина. – М.: Авити, 1994. – 139 с.
  10. Грей Я. Сталин: личность в истории. – М.: Интер-Дайджест, 1995. – 195 с.
  11. Колесник А.Б. Мифы и правда о семье Сталина. -  Х.: Простор, 1991 г. – 117 с.
  12. Медведев Р.С. О Сталине и сталинизм. - М.: Прогресс, 1990 г. – 213 с.
  13. Мейли Р. Факторный анализ личности. Психология индивидуальных различий. – М.: Наука, 1982. – 407 с.
  14. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. – М: ВЛАДОС, 2001. –  688 с.
  15. Немов Р. С. Психология. Психодиагностика. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
  16. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М: Наука, 1982. – 643 с.
  17. Радугин А.А. Психология. Понятие и структура «личности». – М: ЦЕНТР, 2001. – 400 с.
  18. Сизанов А.Н. Психологический портрет. – Мн.: Полымя, 1998. – 575 с.
  19. Сизанов А.Н. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. – Мн: Харвест, 1998. – 576 с.
  20. Такер Р. Сталин: Путь к власти. - М.: ВЛАДОС, 1991. – 274 с.
  21. Такер Р. Сталин. Путь к власти 1879-1929. История и личность. - М.: Прогресс, 1991г. – 211 с.

Информация о работе Психологический портрет исторического деятеля