Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:09, курсовая работа
Цель моей работы – описание личности, ее психологического портрета и анализ на этой основе психологического портрета И.В.Сталина.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Изучить основные компоненты психологического портрета и методы психодиагностики.
Выявить психологические особенности личности Сталина.
Введение 3-4
1. Психологический портрет личности 5
1.1 Понятие личности и психологического портрета 5-7
1.2 Компоненты психологического портрета и методы психодиагностики ..8-21
2. Психологический портрет И.В.Сталина 22-23
2.1 И.В.Джугашвили, психологические особенности личности 24-31
2.2 Сталин как диктатор и его личность в контексте исторического процесса 32
2.3 Культ личности и его последствия 33-36
Заключение 37
Список использованных источников 38
Психодиагностика не сводится
к эпизодическому тестированию, она
имеет развернутый комплексный
характер. Так, высокий уровень развития
интеллекта может сочетаться с такими
негативными психическими свойствами,
как пониженный уровень концентрации
внимания и ослабленность
В структуре психических
свойств личности системообразующими
факторами являются ее направленность
и способности (психофизиологические
возможности). Стилевые же особенности
поведения обусловлены
Природно обусловленная
нервно-психическая
В характере индивида интегрируются все свойства и психические черты личности, проявляются обобщенные способы ее поведения, образующие поведенческий тип личности.
Следует также учитывать,
что поведение индивида полидетерминировано
— обусловлено рядом внешних
и внутренних причин. Для психодиагностики
существенно выявление
Психодиагностика психических
качеств личности нередко маскируется
текущими психическими состояниями
личности — временным своеобразием
протекания ее психической деятельности.
Одно и то же по внешнему проявлению
психическое состояние может
быть обусловлено различными психическими
качествами личности. В каждом психическом
состоянии проявляется комплекс
эмоционально-волевых и
Личностные качества индивида формируются и проявляются в его межличностных отношениях, во взаимодействии с социальными группами. Отдельные поведенческие особенности личности обусловлены се социальной самоидентификацией, персонализацией и общими способами социальной адаптации. В личностной диагностике существенно выявление неформальных отношений индивида, особенностей его неформально-ролевого поведения. Существенно также выявление компенсаторных особенностей психики индивида, особенно в ситуациях несоответствия требований среды и индивидуально-психических возможностей человека. Методы социометрии при этом должны сочетаться с другими методами социально-психологических исследований. Научная психодиагностика невозможна вне системно-структурного анализа психических свойств личности. [13; c. 77].
Практическая психодиагностика направлена, как правило, на выявление психических свойств личности, существенных для определенных видов социально значимой деятельности и поведения, для выявления критериальных показателей в критериальном поведении. Например, критериальным показателем определенного вида труда является его производительность. Для этого необходимо установление причинных связей между различными критериями деятельности и психическими свойствами индивида. Чем выше диагностическая ценность используемых методов, тем выше их универсальная значимость. Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач, психодиагностическая методика — на решение частных задач. Способы реализации методики называются диагностическими процедурами.
По операциональной
Методы психодиагностики
не сводятся к психологическому тестированию.
К ним относятся также методы
стандартизированного аналитического
наблюдения, включенное наблюдение с
последующим рейтинг-
В процессе реализации всех
психодиагностических методов существенное
значение имеет принятие нормативных
решений: сравнение выявленного
уровня психического свойства с социокультурным
нормативом. Однако ведущим методом
психодиагностики является метод тестов.
Этот метод позволяет
Валидность теста —
его соответствие измеряемому психическому
свойству, независимость получаемых
результатов от других психических
свойств данного индивида. При
выявлении валидности используется
критерий валидности — независимый
от теста внешний источник информации
о наличии определенного
Величина выборки
Валидность теста связана как с его репрезентативностью, так и с его достоверностью - защищенностью теста от мотивационных искажений (особенно при использовании выборочных тестов). В тестах-опросниках предусматриваются специальные «шкалы лжи». Используются и другие «ловушки» недостоверности. В аттестационной ситуации, когда тестирование проводится администрацией, использование тестовых опросников, не снабженных шкалами лжи, нецелесообразно.
При методике шкалирования испытуемому предлагается дать ранговую оценку какому-либо событию, явлению или своим личностным качествам. Разновидностями этих методик являются «Семантический дифференциал» (Остуда), «Тест конструктов» (Келли), «Тест цветовых предпочтений» (Люшера), методика КИСС (Соловьева-Федотова). Все методики шкалирования относятся к субъективному способу тестирования и требуют высокого профессионализма их пользователей. [14; с. 73-77].
Также существуют и проективные методики, такие как: рисунок, рассказ, ролевая игра. Проективные методики, так же как и методики шкалирования, относятся к субъективной разновидности тестирования и требуют высокоразвитой профессиональной интуиции исследователя и специальной подготовки. Название этих методик происходит от фрейдовского понятия «проекция» (перенос внутреннего мира во внешний мир в системе определенных символов, наделение других людей качествами, неприемлемыми для самого индивида). Проективные методики берут начало от теста словесных ассоциаций, предложенного К. Г. Юнгом. Предполагалось, что быстрые словесные ассоциации выявляют подсознательные влечения индивида, его скрытый внутренний мир. В дальнейшем Г. Роршахом была выявлена связь с устойчивыми подсознательными структурами предпочитаемых индивидом фантастических образов («Психодиагностика» (1921)). Показывая испытуемому 10 чернильных пятен (пять черно-белых и пять цветных), Роршах предлагал им рассказать, что они ему напоминают. Ответы испытуемых, ассоциативные образы, возникавшие у них, позволяли Роршаху судить о психических особенностях испытуемых, об их страхах и тревогах, внутренних конфликтах. В 1935 г. был разработан тест тематической апперцепции (X. Морган и Г. Мюрей), чаше называемый аббревиатурой — ТАТ. В этом тесте испытуемому предлагается определенная картинка, по которой он должен составить короткий рассказ. Изображения лиц и фигур на картинке нечеткие, что расширяет вариативные возможности их интерпретации. Восприятие человеком явлений действительности апперцептивно — к воспринимаемым объектам люди относятся со своих устойчивых личностных позиций. Эти позиции и выявляются тестом ТАТ. Изображая преимущественно фрустрационные события, ТАТ выявляет конфликтные особенности испытуемой личности. К этому тесту примыкает фрустрационный тест С. Розенцвейга (1964). Существуют также разнообразные графические проективные методики: «Нарисуйте дерево», «Нарисуйте животное», «Нарисуйте человека» и другие. [18; c. 13-14].
Следует, однако, учитывать, что ни один тест и ни одна тестовая методика не могут служить основанием для категорических психодиагностических выводов. Основным методологическим принципом психодиагностики является принцип комплексности.
2. И.В.Джугашвили, психологический портрет личности
Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия - Джугашвили), четвертый ребенок в семье сапожника, родился в 1879 году в маленьком грузинском селе Гори.
Иосиф Виссарионович
не любил вспоминать о Гори,
о своем детстве, а если
В 11 лет Иосиф
поступил в духовное училище.
Там он изучил русский язык,
который навсегда остался для
него чужим, и стал атеистом.
Из низшей духовной школы
Уже в те годы товарищи отмечали у Иосифа склонность находить у других только дурные стороны и с недоверием относиться к бескорыстным побуждениям. Он умел играть на чужих слабостях и сталкивать своих противников лбами. Кто пытался сопротивляться ему или хотя бы объяснить ему то, чего он не понимал, тот накликал на себя "беспощадную вражду". [2; c. 7-8].
Сталин хотел командовать другими. Закончив духовную школу в 20 лет, он считает себя революционером и марксистом. Он пишет прокламации на грузинском и плохом русском языках, работает в нелегальной типографии, объясняет в рабочих кружках тайну прибавочной стоимости, участвует в местных комитетах партии. Его революционный путь отмечен тайными переездами из одного кавказского города в другой, тюремными заключениями, ссылкой, побегами, новым коротким периодом нелегальной работы и новым арестом.
После раскола
между большевиками и
1.2. Сталин, как беспринципный политик
Безусловно, характер Сталина, стоящего во главе движения, во главе партии и рабочего класса играет поистине роковую роль. В условиях пролетарской диктатуры, сосредоточившей в своих руках все рычаги экономики, обладающей аппаратом, в десятки раз более мощным и разветвленным, чем аппарат любого буржуазного государства, в условиях безраздельного господства в стране одной партии и гигантской централизации всего партийного руководства – роль генсека огромна. Его личные качества приобретают исключительное политическое значение.
Он был сильнее других наделен волей и честолюбием, но он не был ни умнее других, ни образованнее других, ни красноречивее. Он не обладал такими качествами, которые привлекают симпатии. Зато природа щедро его холодной настойчивостью и практической сметкой. Он никогда не повиновался чувствам, а всегда умел подчинять их расчету. Недоверие к массам, как и к отдельным людям, составляет основу природы Сталина. От того в больших вопросах революции, где все зависит от вмешательства партии, он занимал действительно оппортунистическую позицию. Но в практических действиях узкого масштаба, где решал аппарат, он склонялся всегда к самым решительным действиям.
Он долго и недоверчиво осматривался, прежде чем примкнуть к чужой инициативе. Революция сразу отодвинула партийный аппарат, революция предъявила особые требования: медлить, выжидать и комбинировать нельзя, нужно давать ответы на запросы масс и принимать решения на месте. [3; c. 27].
Нельзя понять Сталина
и его позднейший успех, не поняв
основной пружины его личности: любовь
к власти, честолюбие и зависть, активная,
никогда не засыпающая зависть ко
всем тем, кто даровитее, сильнее
или выше его. В одном только большевистском
штабе были люди, превосходившие Сталина
во многих отношениях, если не во всех.
Во всем за исключением
Информация о работе Психологический портрет исторического деятеля