Психологический портрет исторического деятеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – описание личности, ее психологического портрета и анализ на этой основе психологического портрета И.В.Сталина.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Изучить основные компоненты психологического портрета и методы психодиагностики.
Выявить психологические особенности личности Сталина.

Оглавление

Введение 3-4
1. Психологический портрет личности 5
1.1 Понятие личности и психологического портрета 5-7
1.2 Компоненты психологического портрета и методы психодиагностики ..8-21
2. Психологический портрет И.В.Сталина 22-23
2.1 И.В.Джугашвили, психологические особенности личности 24-31
2.2 Сталин как диктатор и его личность в контексте исторического процесса 32
2.3 Культ личности и его последствия 33-36
Заключение 37
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.55 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение 3-4

1. Психологический портрет личности 5

1.1 Понятие личности и психологического портрета 5-7

1.2 Компоненты психологического портрета и методы психодиагностики ..8-21

2. Психологический портрет И.В.Сталина 22-23

2.1 И.В.Джугашвили, психологические особенности личности 24-31

2.2 Сталин как диктатор и его личность в контексте исторического процесса 32

2.3 Культ личности и его последствия 33-36

Заключение 37

Список использованных источников 38

 

Введение

На вопрос, что такое  личность, различные специалисты  отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении  мнений на этот счет и проявляется  сложность самого феномена личности.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые  являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего  благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими  людьми.

На основании этих предпосылок  стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности  для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в  различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает  такая необходимость. В отношении  моей курсовой работы, внимание акцентируется  на психологическом портрете исторического  деятеля, в частности И.В.Сталина, влияние одного человека, особенностей его личности на ход исторических событий.

Таким образом, тема настоящей  работы является достаточно актуальной.

Объектом моей курсовой работы является психологический портрет  личности, субъектом – психологический  портрет И.В.Сталина.

Цель моей работы – описание личности, ее психологического портрета и анализ на этой основе психологического портрета И.В.Сталина.

Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

  1. Изучить основные компоненты психологического портрета и методы психодиагностики.
  2. Выявить психологические особенности личности Сталина.
  3. Проанализировать психологический портрет И.В.Сталина в контексте исторического процесса.

Методологической основой  исследования в курсовой работе явились  научные труды выдающихся психологов, историков: Ф.Д.Волков, А.Г.Голенков, Д.А.Волкоганов, А.А.Радугин.

Для решения поставленных задач использовались следующие  методы исследования:

- структурно-функциональный  анализ;

- принцип историзма;

- метод обобщение;

- индукции и дедукции;

- описание;

- биографический метод.

Введение раскрывает актуальность темы, объект, предмет,  цель, задачи и методы исследования.

Первая глава рассказывает о психологическом портрете личности в общих чертах.

Вторая глава посвящена  анализу психологического портрета исторического деятеля – И.В.Сталина.

В заключении подводятся итоги  исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Структура работы обусловлена  предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 

1. Психологический портрет личности

1.1. Понятие личности  и психологического портрета

Основными проблемами психологии личности на первоначальном – философско-литературном этапе ее изучения явились вопросы  о нравственной и социальной природе  человека, о его поступках и  поведении. Первые определения личности, данные еще такими представителями античной мысли, как Аристотель, Платон и Демокрит, были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру. Указанное толкование личности имеет свои основания. Ведь если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все, что принадлежит человеку или касается его.

В клинический период изучения личности, в центре внимания специалистов оказались специфические особенности, умеренно выраженные практически у  всех людей, но особенно сильно проявляются  у больного человека. Это определение  само по себе было правильным для решения  психотерапевтических задач, но и оно  для целостного описания нормальной личности являлось слишком узким. В  него не входили, например, такие качества личности, как порядочность, совесть, честность и ряд других.

Экспериментальный период в  исследовании личности  связывают  в первую очередь с именами  Г. Айзенка и Р. Кеттела, а в  России – с именем А.Ф. Лазурского. Эти ученые разработали технику  и методику ведения систематических  наблюдений и процедуру эксперимента, в котором можно было получить и обобщить данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. В  результате этого была заложена теория, получившая название «теории черт», в которой были выделены, описаны  и определены реально существующие факторы, или черты личности. [16; с. 37].

В результате активной дифференциации направлений исследований ко второй половине ХХ века в психологии личности сложилось большое количество различных  подходов и теорий личности. Сюда можно  отнести: психодинамические теории, описывающие личность и объясняющие  ее поведение исходя из ее внутренних, субъективных характеристик; социодинамические, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации; интеракционистские – теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Каждая из теорий личности, описанная в литературе и подкрепленная практическими исследованиями, заслуживает того, чтобы учесть и использовать ее в поисках наиболее полного определения личности.

Слово «личность», как и  многие другие психологические понятия, сегодня широко используется в повседневном общении. Однако при использовании  этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями  «человек», «индивид», «индивидуальность». Часть психологов считает, что любой  взрослый человек – личность. По словам К.К. Платонова, личность – это  конкретный человек или субъект  преобразования мира на основе го познания, переживания и отношения к  нему. При таком подходе практически  снимается вопрос о различии между  индивидом и личностью. По определению  А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное  индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее  меру представленности общественных отношений. [1; c. 31].

Наиболее обобщенным можно считать определение, данное Р.С. Немовым: личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В  теории социального научения это  – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как  индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой  психологический портрет личности. [15; с.41-42].

Некоторые исследователи (Кудряшова  С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько  иное представление о психологическом  портрете личности.

Они включают в него:

1) социально-демографические  признаки (пол, возраст, образование,  род деятельности);

2) социально-психологические  признаки (потребности, мотивы, отношения  к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический  тип или темперамент). [13; c. 11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Компоненты психологического портрета и методы психодиагностики

Академик Б.Г. Ананьев, создавший  ленинградскую школу психологов, обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые  и программирующие свойства. К  базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и  формируется определенный стиль  поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

 Главной движущей силой  развития индивидуальности являются ее программирующие свойства - направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я». [16; с. 51].

 Б.Г. Ананьев представлял  индивидуальность как единство  и взаимосвязь свойств человека  как индивида, субъекта деятельности и личности.

 На основе оценки  свойств личности можно составить  ее психологический портрет, включающий  следующие компоненты:

-темперамент;

-характер;

-способности;

-направленность;

-интеллектуальность;

-эмоциональность;

-волевые качества;

-умение общаться, самооценка;

-уровень самоконтроля;

-способность к групповому  взаимодействию.

 Развитие индивидуальности  продолжается всю жизнь. С возрастом  меняется лишь позиция человека  — из объекта воспитания в  семье, школе, он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

Нужно рассмотреть основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности.

Прежде всего это темперамент. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы,  обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

 Родоначальником учения  о темпераменте является древнегреческий  врач Гиппократ (V—IV в. до н.э.), который считал, что в теле  человека имеются четыре основные  жидкости: кровь, слизь, желчь  и черная желчь. Названия темпераментов,  данные по названию жидкостей,  сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова "желчь", сангвинический — от слова  "кровь", флегматический — слизь  и меланхолический — черная  желчь. Преобладанием той или  иной жидкости Гиппократ и  объяснял выраженность определенного  типа темперамента у конкретного  человека.

 В современной психологии  словом «темперамент» обозначают  динамические особенности психики  человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических  процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя  определить словом «хороший»  или «плохой». Темперамент является  биологическим фундаментом нашей  личности, он основан на свойствах  нервной системы человека и  зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме.  Черты темперамента являются  наследственными, поэтому чрезвычайно  плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Различают такие типы темпераментов, как:

1. Сангвиник — это  обладатель сильного типа нервной  системы (т. е. нервные процессы  обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение  легко сменяется торможением  и наоборот);

2. Холерик — это обладатель  неуравновешенного типа нервной  системы (с преобладанием возбуждения  над торможением);

3. Флегматик — с сильным,  уравновешенным, но инертным, неподвижным  типом нервной системы;

Информация о работе Психологический портрет исторического деятеля