Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:09, курсовая работа
Цель моей работы – описание личности, ее психологического портрета и анализ на этой основе психологического портрета И.В.Сталина.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Изучить основные компоненты психологического портрета и методы психодиагностики.
Выявить психологические особенности личности Сталина.
Введение 3-4
1. Психологический портрет личности 5
1.1 Понятие личности и психологического портрета 5-7
1.2 Компоненты психологического портрета и методы психодиагностики ..8-21
2. Психологический портрет И.В.Сталина 22-23
2.1 И.В.Джугашвили, психологические особенности личности 24-31
2.2 Сталин как диктатор и его личность в контексте исторического процесса 32
2.3 Культ личности и его последствия 33-36
Заключение 37
Список использованных источников 38
Введение 3-4
1. Психологический портрет личности 5
1.1 Понятие личности и психологического портрета 5-7
1.2 Компоненты психологического портрета и методы психодиагностики ..8-21
2. Психологический портрет И.В.Сталина 22-23
2.1 И.В.Джугашвили, психологические особенности личности 24-31
2.2 Сталин как диктатор и его личность в контексте исторического процесса 32
2.3 Культ личности и его последствия 33-36
Заключение 37
Список использованных источников 38
Введение
На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности.
В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми.
На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость. В отношении моей курсовой работы, внимание акцентируется на психологическом портрете исторического деятеля, в частности И.В.Сталина, влияние одного человека, особенностей его личности на ход исторических событий.
Таким образом, тема настоящей работы является достаточно актуальной.
Объектом моей курсовой работы является психологический портрет личности, субъектом – психологический портрет И.В.Сталина.
Цель моей работы – описание личности, ее психологического портрета и анализ на этой основе психологического портрета И.В.Сталина.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся психологов, историков: Ф.Д.Волков, А.Г.Голенков, Д.А.Волкоганов, А.А.Радугин.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- структурно-функциональный анализ;
- принцип историзма;
- метод обобщение;
- индукции и дедукции;
- описание;
- биографический метод.
Введение раскрывает актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Первая глава рассказывает о психологическом портрете личности в общих чертах.
Вторая глава посвящена анализу психологического портрета исторического деятеля – И.В.Сталина.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
1. Психологический портрет личности
1.1. Понятие личности и психологического портрета
Основными проблемами психологии личности на первоначальном – философско-литературном этапе ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности, данные еще такими представителями античной мысли, как Аристотель, Платон и Демокрит, были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру. Указанное толкование личности имеет свои основания. Ведь если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все, что принадлежит человеку или касается его.
В клинический период изучения
личности, в центре внимания специалистов
оказались специфические
Экспериментальный период в исследовании личности связывают в первую очередь с именами Г. Айзенка и Р. Кеттела, а в России – с именем А.Ф. Лазурского. Эти ученые разработали технику и методику ведения систематических наблюдений и процедуру эксперимента, в котором можно было получить и обобщить данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. В результате этого была заложена теория, получившая название «теории черт», в которой были выделены, описаны и определены реально существующие факторы, или черты личности. [16; с. 37].
В результате активной дифференциации направлений исследований ко второй половине ХХ века в психологии личности сложилось большое количество различных подходов и теорий личности. Сюда можно отнести: психодинамические теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее внутренних, субъективных характеристик; социодинамические, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации; интеракционистские – теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Каждая из теорий личности, описанная в литературе и подкрепленная практическими исследованиями, заслуживает того, чтобы учесть и использовать ее в поисках наиболее полного определения личности.
Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, сегодня широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Часть психологов считает, что любой взрослый человек – личность. По словам К.К. Платонова, личность – это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе го познания, переживания и отношения к нему. При таком подходе практически снимается вопрос о различии между индивидом и личностью. По определению А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений. [1; c. 31].
Наиболее обобщенным можно считать определение, данное Р.С. Немовым: личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.
Способности понимаются как
индивидуально устойчивые свойства
человека, определяющие его успехи
в различных видах
Некоторые исследователи (Кудряшова
С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько
иное представление о
Они включают в него:
1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);
2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);
3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент). [13; c. 11].
1.2. Компоненты психологического портрета и методы психодиагностики
Академик Б.Г. Ананьев, создавший
ленинградскую школу
Главной движущей силой
развития индивидуальности
Б.Г. Ананьев представлял
индивидуальность как единство
и взаимосвязь свойств
На основе оценки
свойств личности можно
-темперамент;
-характер;
-способности;
-направленность;
-интеллектуальность;
-эмоциональность;
-волевые качества;
-умение общаться, самооценка;
-уровень самоконтроля;
-способность к групповому взаимодействию.
Развитие индивидуальности
продолжается всю жизнь. С
Нужно рассмотреть основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности.
Прежде всего это темперамент. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.
Родоначальником учения
о темпераменте является
В современной психологии
словом «темперамент»
Различают такие типы темпераментов, как:
1. Сангвиник — это
обладатель сильного типа
2. Холерик — это обладатель
неуравновешенного типа
3. Флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы;
Информация о работе Психологический портрет исторического деятеля