Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:09, курсовая работа
Цель моей работы – описание личности, ее психологического портрета и анализ на этой основе психологического портрета И.В.Сталина.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Изучить основные компоненты психологического портрета и методы психодиагностики.
Выявить психологические особенности личности Сталина.
Введение 3-4
1. Психологический портрет личности 5
1.1 Понятие личности и психологического портрета 5-7
1.2 Компоненты психологического портрета и методы психодиагностики ..8-21
2. Психологический портрет И.В.Сталина 22-23
2.1 И.В.Джугашвили, психологические особенности личности 24-31
2.2 Сталин как диктатор и его личность в контексте исторического процесса 32
2.3 Культ личности и его последствия 33-36
Заключение 37
Список использованных источников 38
4. Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы.
Следующий компонент – это характер. Характер (греч. — "чеканка", "отпечаток") есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.
В структуре характера
выделяют 4 группы черт, выражающих
отношение личности к
-к труду (например, трудолюбие,
склонность к творчеству, добросовестность
в работе, ответственность,
-к другим людям, коллективу,
обществу (например, общительность,
чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм
и противоположные им —
-к самому себе (например,
чувство собственного
-к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или, напротив, скупость и т. п.).
К. Леонгард выделил 4 типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.
Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — более сильно, чем они их переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д. Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность, — невинная жертва, человек, которого нс оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр., либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке.
При положительном
социальном развитии
Противоположностью
Следующий тип характера
— застревающий. Для людей этого
типа характерна очень долгая
задержка сильных чувств (аффектов)
ярости, гнева, страха, особенно когда
они не были выражены в
У возбудимых личностей так
же, как у демонстративных и
застревающих, часто констатируется
весьма неровное течение жизни, однако
не потому, что они постоянно избегают
трудностей, а потому, что часто
высказывают недовольство, проявляют
раздражительность и склонность
к импульсивным поступкам, не утруждая
себя взвешиванием последствий. Неумение
управлять собой ведет к
Еще один из компонентов психологического портрета – способности. Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т. д.
Уровень способностей
определяется степенью
Способности подразделяются
на общие и специальные. Общие
способности могут
К общим способностям относятся:
готовность к труду,
потребность трудиться,
черты характера —
внимательность, собранность,
развитие творческого
мышления, гибкость ума, умение
ориентироваться в сложных
Общая способность
выступает как социально-
Также выделяется такой компонент, как направленность. В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя. Одного человека может устроить удовлетворение только физиологических потребностей и обеспечение безопасности существования. Другим, кроме этих потребностей, весьма важно удовлетворение социальных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации творческих способностей. Задача менеджера и психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов.
Интеллектуальность тоже является компонентом психологического портрета. Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.
Французский психолог Ж. Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности, и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.
Интеллект можно определить
также как общую способность
действовать целесообразно,
Кроме познавательного,
существует интеллект
Существует такой компонент, как эмоциональность. Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции.
Ум и воля в какой-то
степени подчиняются нам,
Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.
Наиболее мощная
Собственно эмоции
— это более длительная
Чувства — устойчивые
эмоциональные состояния,
Настроения — длительные
эмоциональные состояния. Это
тот фон, на котором протекают
все остальные психические
Стресс — неспецифическая
реакция организма в ответ
на неожиданную и напряженную
обстановку. Это физиологическая
реакция, которая выражается в
мобилизации резервных
Существуют и другие
эмоции, которые возникают при
общении. Общение — это
Наиболее очевидной
функцией общения является
Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.).
Виды общения: общение
двоих (диалог), общение в малой
группе, в большой группе, с массой,
анонимное общение,
Каналы общения: зрительный,
слуховой, тактильный (прикосновение),
соматосенсорный (ощущения
Типы общения: функционально-
Фазы общения: планирование,
вхождение в контакт,
На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). [17; с. 112-118].
Психодиагностика — метод дифференциальной психологии, направленный на выявление психических свойств и черт личности, в совокупности образующих психическое качество личности.
Основное средство психодиагностики
— психологические тесты (пробы)
— серия кратких однотипных стандартизированных
испытаний предполагаемого
Информация о работе Психологический портрет исторического деятеля