Психологический портрет исторического деятеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – описание личности, ее психологического портрета и анализ на этой основе психологического портрета И.В.Сталина.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Изучить основные компоненты психологического портрета и методы психодиагностики.
Выявить психологические особенности личности Сталина.

Оглавление

Введение 3-4
1. Психологический портрет личности 5
1.1 Понятие личности и психологического портрета 5-7
1.2 Компоненты психологического портрета и методы психодиагностики ..8-21
2. Психологический портрет И.В.Сталина 22-23
2.1 И.В.Джугашвили, психологические особенности личности 24-31
2.2 Сталин как диктатор и его личность в контексте исторического процесса 32
2.3 Культ личности и его последствия 33-36
Заключение 37
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.55 Кб (Скачать)

4. Меланхолик — со  слабым неуравновешенным типом нервной системы.

Следующий компонент –  это характер. Характер (греч. — "чеканка", "отпечаток") есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

 В структуре характера  выделяют 4 группы черт, выражающих  отношение личности к определенной стороне деятельности:

-к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность  в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные  им черты — лень, склонность  к рутинной работе, безответственность, пассивность);

-к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность,  чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм  и противоположные им — замкнутость,  черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

-к самому себе (например, чувство собственного достоинства,  правильно понимаемая гордость  и связанная с ней самокритичность,  скромность и противоположные  им — самомнение, иногда переходящее  в тщеславие, заносчивость, обидчивость,  эгоцентризм, эгоизм);

-к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или, напротив, скупость и т. п.).

К. Леонгард выделил 4 типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

 Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — более сильно, чем они их переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д. Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность, — невинная жертва, человек, которого нс оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр., либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке.

 При положительном  социальном развитии демонстративная  личность может стать прекрасным  писателем, актером, социальным  работником — благодаря умению  вжиться в другой образ, понять другого человека.

 Противоположностью демонстративному  является педантичный характер. Если демонстративная личность  принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания  сведен к минимуму, то педантичная  личность долго колеблется и  тщательно обдумывает свои действия. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов — словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.

 Следующий тип характера  — застревающий. Для людей этого  типа характерна очень долгая  задержка сильных чувств (аффектов) ярости, гнева, страха, особенно когда  они не были выражены в реальной  жизни из-за каких-то внешних  обстоятельств. Этот аффект может  не затухать и вспыхивать с  первоначальной яркостью спустя  недели, месяцы, даже годы. Свои успехи  застревающий человек переживает  так же достаточно долго и  ярко. Люди этого типа отличаются  обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть. 

У возбудимых личностей так  же, как у демонстративных и  застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто  высказывают недовольство, проявляют  раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам. [7; c. 23-24].

Еще один из компонентов  психологического портрета – способности. Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т. д.

 Уровень способностей  определяется степенью разрешимости  противоречий между свойствами  индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть  способности к какой-либо сфере  деятельности и интерес этим заниматься.

 Способности подразделяются  на общие и специальные. Общие  способности могут предопределять  склонность к довольно широкому  спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности.

 К общим способностям относятся:

 готовность к труду,  потребность трудиться, трудолюбие  и высокая работоспособность;

 черты характера —  внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;

 развитие творческого  мышления, гибкость ума, умение  ориентироваться в сложных ситуациях,  адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

 Общая способность  выступает как социально-психологическая  основа развития специальных  способностей к определенному  виду деятельности: музыкальной,  исследовательской, преподавательской  и др.

Также выделяется такой компонент, как направленность. В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя. Одного человека может устроить удовлетворение только физиологических потребностей и обеспечение безопасности существования. Другим, кроме этих потребностей, весьма важно удовлетворение социальных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации творческих способностей. Задача менеджера и психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов.

Интеллектуальность тоже является компонентом психологического портрета. Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Французский психолог Ж. Пиаже  считал одной из самых важных функций  интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности, и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.

 Интеллект можно определить  также как общую способность  действовать целесообразно, мыслить  рационально и эффективно функционировать  в окружающей среде (Векслер).

 Кроме познавательного,  существует интеллект профессиональный  и социальный (умение решать проблемы  межличностных отношений, находить  рациональный выход из создавшейся  ситуации). Следует помнить, что  интеллект — это познание плюс  действие. Поэтому нужно не только  развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные  решения, показывать свой интеллект  и на словах, и в деле, поскольку  только результат, конкретные  действия определяют уровень интеллекта личности.

Существует такой компонент, как эмоциональность. Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции.

 Ум и воля в какой-то  степени подчиняются нам, эмоции  же всегда возникают и действуют  помимо нашей воли и желания.  Они отражают личную значимость  и оценку внешних и внутренних  ситуаций для жизнедеятельности  человека в виде переживаний.  В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

 Все эмоциональные  явления делятся на аффекты,  собственно эмоции, чувства, настроения  и стрессовые состояния.

 Наиболее мощная эмоциональная  реакция — аффект. Он захватывает  человека целиком и подчиняет  его мысли и действия. Аффект  всегда ситуативен, интенсивен и  относительно непродолжителен, Он  наступает в результате какого-либо  сильного (объективного или субъективного) потрясения.

 Собственно эмоции  — это более длительная реакция,  которая возникает не только  как реакция на свершившиеся  события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

 Чувства — устойчивые  эмоциональные состояния, имеющие  четко выраженный предметный  характер. Это отношения к конкретным  событиям или людям (возможно, воображаемым).

 Настроения — длительные  эмоциональные состояния. Это  тот фон, на котором протекают  все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку  принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека  настроения, возможно, связаны с  его темпераментом.

 Стресс — неспецифическая  реакция организма в ответ  на неожиданную и напряженную  обстановку. Это физиологическая  реакция, которая выражается в  мобилизации резервных возможностей  организма. Реакцию называют неспецифической,  так как она возникает в  ответ на любое неблагоприятное  воздействие — холод, усталость,  боль, унижение и т. д. Вопросы  управления стрессами рассматриваются в специальной литературе.

 Существуют и другие  эмоции, которые возникают при  общении. Общение — это чрезвычайно  тонкий и деликатный процесс  взаимодействия людей. В общении  наиболее разнообразно раскрываются  индивидуальные особенности всех  участников этого процесса. Общение  имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.

 Наиболее очевидной  функцией общения является передача  каких-то сведений, какого-то содержания  и смысла. Это семантическая (смысловая)  сторона общения. Эта передача  влияет на поведение человека, действия и поступки, состояние  и организованность его внутреннего  мира. В целом можно выделить  информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую  функции общения, функцию обмена  эмоциональными и вообще психическими  состояниями.

 Средства общения бывают  вербальными (речь в разных  формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.).

 Виды общения: общение  двоих (диалог), общение в малой  группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое  общение. Перечисленные виды относятся  к непосредственному общению.

 Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего  тела).

 Типы общения: функционально-ролевое  (начальник — подчиненный, учитель  — ученик, продавец — покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием — доверяет пациент).

 Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация  внимания, мотивационный зондаж, поддержание  внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.

На основе самопознания у  человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение  к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих  способностей, психологических качеств  и поступков, своих жизненных  целей и возможностей их достижения, а также своего места среди  других людей.

 Самооценка может быть  заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). [17; с. 112-118].

            Психодиагностика — метод дифференциальной психологии, направленный на выявление психических свойств и черт личности, в совокупности образующих психическое качество личности.

Основное средство психодиагностики — психологические тесты (пробы) — серия кратких однотипных стандартизированных  испытаний предполагаемого носителя определенных психических свойств. Суммарный итог этих испытаний позволяет  судить об уровне измеряемого психического качества у данного индивида (посредством  подсчета тестового балла).

Информация о работе Психологический портрет исторического деятеля