Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа
Цель исследования - изучить психологические особенности молодости на примере практического исследования личностных особенностей студентов 1 курса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть возрастные граница молодости.
3. Провести эмпирическое исследование личностных особенностей студентов 1 курса.
Введение 3
1 Теоретические основы психологических особенностей студенчества как особого периода молодости 5
1.1 Возрастные границы и кризисы молодости 5
1.2 Система жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций в период молодости 11
2 Эмпирическое исследование личностных особенностей студентов 1 курса 17
2.1 Программа исследования 17
2.2 Анализ исследования 18
2.2 Выводы и практические рекомендации 22
Заключение 24
Глоссарий 26
Список использованной литературы 28
Приложение А 30
Рисунок 4. Дополнительные факторы на основе разброса мнений внутри
выборки.
2.2 Выводы и практические рекомендации
Подводя итоги нашего исследования можно сказать, что выдвигаемые нами предположения частично подтвердились: у юношей действительно высокие показатели по фактору С «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», а также по факторам G «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения», E «подчиненность – доминантность». Показатели по фактору H «робость – смелость» отличаются незначительно. У девушек показатели по фактору А «замкнутость – общительность» оказались не столь высокими, как мы думали, но высоки показатели по факторам I «жестокость – чувствительность», O «уверенность в себе – тревожность», F «сдержанность – экспрессивность», Q4 «расслабленность – напряженность», N «прямолинейность – дипломатичность» и М «практичность – развитое воображение».
В целом для студентов I курса характерны высокие показатели по следующим факторам: А «замкнутость – общительность», F «сдержанность – экспрессивность», Н «робость - смелость», Q4 «расслабленность – напряженность».
Кроме того мы проанализировали дополнительные факторы, полученные при тестировании. Здесь получились следующие результаты: на основе средних значений интеллектуальные способности юношей выше, чем у девушек, а эмоционально – волевые и коммуникативные напротив ниже.
Анализ разброса мнений внутри выборки дал другие результаты: интеллектуальные способности оказались выше у девушек, а эмоционально – волевые у юношей. Отличия по коммуникативному фактору незначительные.
Думаем, что полученные нами практические результаты имеют свое теоретическое обоснование: в частности высокий результат по фактору Q4«расслабленность – напряженность» обусловлен наличием в настоящее время тенденции снижения уровня психосоматического здоровья в этом возрасте.
В связи с этим актуальным становится психомышечное расслабление (ауторелаксация), направленное на снятие психоэмоционального напряжения и тренировку психомоторных функций, что чаще всего является содержанием основного блока психопрофилактических систем. В целом мероприятия психопрофилактического профиля на практике объединяются в системы типа «Психогимнастика», состоящая из нескольких блоков традиционной направленности:
1.Двигательно - расслабляющая (релаксационная) деятельность.
2.Двигательно - организующая (регуляционная) деятельность.
3.Имитационно – выразительная
(идентификационная)
Каждый блок специфичен по содержанию и средствам психо- профилактических воздействий. Высокие результаты по снижению психоэмоционального напряжения достигаются путем совмещения психопрофилактических мероприятий с посещением бассейнов, саун, фитобаров, аэрофитосалонов в форме комплексных процедур [8 c, 123].
Заключение
Подводя итоги нашего исследования, целью которого было изучить психологические особенности молодости на примере практического исследования личностных особенностей студентов 1 курса, можем сказать, что были решены все поставленные нами задачи. Была изучена литература по данной теме, в соответствии с целями исследования была подобрана диагностическая методика, проведено практическое исследование личностностных особенностей студентов 1 курса в возрасте от 17 до 20, нами были получены и обработаны средние показатели по выборке, проанализирован разброс мнений внутри выборки, кроме того удалось выявить и проанализировать дополнительные данные.
Границы молодости условно располагают на отрезке от 18–20 до 30 лет. С этим периодом жизни связывают становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентации, построение устойчивого «образа мира», определение перспектив и целей жизни и т.д.
Исследователи подчеркивают двоящийся характер молодости: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя.
В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигают своего оптимума физическое и половое созревание.
В молодости человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода, как это было на всех предыдущих ступенях развития.
В молодости обнаруживается стремление к личностной экспансии, самовыражению (особенно в выборе профессии, профессиональном самоопределении, в карьере), построению жизненной стратегии.
В эмоциональном плане
для молодого человека самопринятие
– важнейшее условие
Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей, сопряженное с осознанием собственной уникальности и неповторимости. Поскольку возраст предполагает осознание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения, стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в кризисе молодости, обобщенным и передаваемым.
В результате исследования выдвигаемая гипотеза частично подтвердилась и были получены следующие результаты.
Юноши более устойчивы эмоционально и следовательно можно предположить, что это будет способствовать хорошей адаптации личности, кроме того юноши обладают высокой совестливостью, развитым чувством ответственности, настойчивостью в достижении цели.
Девушки более нежны и утонченны, обладают богатым воображением, эмоциональны, общительны, проницательны, хорошо ориентируются в социальных ситуациях, но к сожалению склонны к недооценке своих возможностей, обладают более высоким уровнем напряжения.
В целом для студенческого возраста характерны такие черты как общительность, готовность к сотрудничеству, смелость, оптимистичность, любовь к развлечениям, путешествиям, переменам, но между тем болезненное восприятие критики, повышенный уровень возбуждения.
Анализ дополнительных факторов на основе средних значений говорит нам о том, что юноши более интеллектуальны, а девушки более коммуникативны и эмоциональны.
Проанализировав дополнительные факторы на основе разброса мнений внутри выборки мы можем говорить о том, что коммуникативные способности у юношей и девушек развиты примерно одинаково, интеллектуальные выше у девушек, более эмоциональны оказались юноши.
Глоссарий
Профессиональный жизненный план |
- необходимое условие | |
Молодость |
это для большинства молодых людей и студенческая пора, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки - физические, умственные, нравственные, волевые | |
Период молодости |
(18 – 25–30 лет) деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной, производственной и личной сферах. | |
Молодость (А.В. Толстых) |
человека начинается в юности (в некоторых периодизациях эта ступень называется «поздней юностью» – от 18 до 25 лет). | |
Творческая активность молодого человека |
предполагает умение преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, предполагает снятие разных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и пр. | |
Смысл жизни |
внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное. | |
Ценности |
субъективно переживаемая или рационально оцениваемая значимость, важность чего-либо для индивида с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения некоторых целей. | |
Экзистенция |
чаше всего бессознательная установка личности. Когда человек погружен в мир повседневных забот и тревог, его подлинное «Я» остается невыявленным, утрачивает свою индивидуальность, самостоятельность, он поступает и думает так, как другие. | |
Мотивы учебной деятельности студентов |
познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы – мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, материальные мотивы. | |
Самопринятие |
принятие себя. Этот термин используется с определенной коннотацией, что это принятие основано на относительно объективной оценке собственных уникальных талантов, способностей и общих достоинств, реалистического признания своих ограничений и богатого чувства удовлетворения, как этими талантами, так и их пределами. |
Список использованной литературы
Бурлачук, Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с. - ISBN: 5-88782-336-4.
Волков, Б.С. Психология юности и молодости [Текст] / Б.С. Волков. – М., 2006. – 256 с. ISBN 5-8291-0606-X.
Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М, изд-во МГОПУ АНОО НОУ. 1999. 234 С. ISBN 5-8288-0190-2.
Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики [Текст]: Введение в психологию активности / Л.П. Гримак.– М., 1989. - 319 с. — ISBN 5-250-01002-4.
Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов.– Ростов - на - Дону., 2010. – 304 с. - ISBN 978-5-7695-3778-3.
Краткий психологический словарь [Текст] /А.Л. Свенцицкий. - М. :Проспект,2009. -512 с. - ISBN 978-5-392-01704-1.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов выс. уч. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с. ISBN 5-89144-162-4.
Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология [Текст] / Т.Д. Марцинковская – М.: Гардарики, 2011. – 336 с. - ISBN: 576956685X.
Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2007. – 221 с. - ISBN 5-318-00252-8.
Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст]: Учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 460 с. ISBN 5-7567-0154-0.
Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М., 2005. – 568 с. - ISBN: 5-98502-675-3.
Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. [Текст] / О.В. Хухлаева. – М., 2006. - 208 с. ISBN: 5-7695-2635-1.
Приложение А
Буквеный индекс |
Техническое и бытовое название факторов | |
Положительный полюс |
Отрицательный полюс | |
А |
Аффектотимия (сердечность, доброта) |
Сизотимия (обособленность, отчужденность) |
В |
Высокий интеллект (умный) |
Низкий интеллект (глупый) |
С |
Сила «Я» (эмоциональная устойчивость) |
Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость) |
Е |
Доминантность (настойчивость, напористость) |
Конформность (покорность, зависимость) |
F |
Сургенсия (беспечность) |
Десургенсия (озабоченность) |
С |
Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость) |
Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность) |
H |
Пармия (смелость) |
Тректия (робость) |
I |
Премсия (мягкосердечность, нежность) |
Харрия (суровость, жестокость) |
L |
Протенсия (подозрительность) |
Алаксия (доверчивость) |
М |
Аутия (мечтательность) |
Праксерния (практичность) |
N |
Искусственность (проницательность, расчетливость) |
Безыскусственность (наив- ность, простота) |
O |
Гипотимия (склонность к чувству вины) |
Гипертимия (самоуверен- ность) |
Q1 |
Радикализм (гибкость) |
Консерватизм (ригидность) |
Q2 |
Самодостаточность (самостоятельность) |
Социабельность (зависимость от группы) |
Q3 |
Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) |
Импульсивность (низкий самоконтроль поведения) |
Q4 |
Фрустрированность (напряженность) |
Нефрустрированность (расслабленность)
|