Психологические особенности молодости

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить психологические особенности молодости на примере практического исследования личностных особенностей студентов 1 курса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть возрастные граница молодости.
3. Провести эмпирическое исследование личностных особенностей студентов 1 курса.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы психологических особенностей студенчества как особого периода молодости 5
1.1 Возрастные границы и кризисы молодости 5
1.2 Система жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций в период молодости 11
2 Эмпирическое исследование личностных особенностей студентов 1 курса 17
2.1 Программа исследования 17
2.2 Анализ исследования 18
2.2 Выводы и практические рекомендации 22
Заключение 24
Глоссарий 26
Список использованной литературы 28
Приложение А 30

Файлы: 1 файл

КР Психологические особенности молодости.doc

— 1.52 Мб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Дополнительные факторы на основе разброса мнений внутри

выборки.

2.2 Выводы  и практические рекомендации

 

Подводя итоги нашего исследования можно сказать, что  выдвигаемые нами предположения  частично подтвердились: у юношей действительно высокие показатели по фактору С «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость», а также по факторам G «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения», E «подчиненность – доминантность». Показатели по фактору H «робость – смелость» отличаются незначительно. У девушек показатели по фактору А «замкнутость – общительность» оказались не столь высокими, как мы думали, но высоки показатели по факторам I «жестокость – чувствительность», O «уверенность в себе – тревожность», F «сдержанность – экспрессивность», Q4 «расслабленность – напряженность», N «прямолинейность – дипломатичность» и М «практичность – развитое воображение».

В целом для студентов I курса характерны высокие показатели по следующим факторам:  А «замкнутость – общительность», F «сдержанность – экспрессивность», Н «робость - смелость», Q4 «расслабленность – напряженность».

Кроме того мы проанализировали дополнительные факторы, полученные при тестировании. Здесь получились следующие результаты: на основе средних значений интеллектуальные способности юношей выше, чем у девушек, а эмоционально – волевые и коммуникативные напротив ниже.

Анализ разброса мнений внутри выборки дал другие результаты:  интеллектуальные способности оказались выше у девушек, а эмоционально – волевые у юношей. Отличия по коммуникативному фактору незначительные.

Думаем, что полученные нами практические результаты имеют свое теоретическое обоснование: в частности высокий результат по фактору Q4«расслабленность – напряженность» обусловлен наличием в настоящее время тенденции снижения уровня психосоматического здоровья в этом возрасте.

 В  связи с  этим  актуальным становится психомышечное расслабление (ауторелаксация), направленное на снятие психоэмоционального напряжения и тренировку психомоторных функций, что чаще всего является содержанием основного блока психопрофилактических систем. В целом мероприятия психопрофилактического профиля на практике объединяются в системы типа «Психогимнастика», состоящая из нескольких блоков традиционной направленности:

1.Двигательно - расслабляющая  (релаксационная) деятельность.

2.Двигательно - организующая (регуляционная) деятельность.

3.Имитационно – выразительная  (идентификационная) деятельность.

Каждый блок специфичен по содержанию и средствам психо- профилактических воздействий. Высокие  результаты по снижению психоэмоционального  напряжения достигаются путем совмещения психопрофилактических мероприятий с посещением бассейнов, саун, фитобаров, аэрофитосалонов в форме комплексных процедур [8 c, 123]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги нашего исследования, целью которого было изучить психологические особенности молодости на примере практического исследования личностных особенностей студентов 1 курса, можем сказать, что были решены все поставленные нами задачи. Была изучена литература по данной теме, в соответствии с целями исследования была подобрана диагностическая методика, проведено практическое исследование личностностных особенностей студентов 1 курса в возрасте от 17 до 20, нами были получены и обработаны средние показатели по выборке, проанализирован разброс мнений внутри выборки, кроме того удалось выявить и проанализировать дополнительные данные.

Границы молодости условно  располагают на отрезке от 18–20 до 30 лет. С этим периодом жизни связывают  становление самостоятельности  и ответственности человека за свои поступки, способности принимать  «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентации, построение устойчивого «образа мира», определение перспектив и целей жизни и т.д.

Исследователи подчеркивают двоящийся характер молодости: обладая  всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя.

В молодости заканчивается  общесоматическое развитие, достигают  своего оптимума физическое и половое  созревание.

В молодости человек  начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода, как это было на всех предыдущих ступенях развития.

В молодости обнаруживается стремление к личностной экспансии, самовыражению (особенно в выборе профессии, профессиональном самоопределении, в карьере), построению жизненной стратегии.

В эмоциональном плане  для молодого человека самопринятие – важнейшее условие самореализации. В молодости человек способен отнестись к себе реалистично  и критично, принять минусы своего развития.

Для молодости особое значение имеет выстраивание системы  личных нравственных, культурных, духовных ценностей, сопряженное с осознанием собственной уникальности и неповторимости. Поскольку возраст предполагает осознание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения, стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в кризисе молодости, обобщенным и передаваемым.

В результате исследования выдвигаемая гипотеза частично подтвердилась и были получены следующие результаты.

Юноши более устойчивы эмоционально и следовательно можно предположить, что это будет способствовать хорошей адаптации личности, кроме того юноши обладают высокой совестливостью,   развитым чувством ответственности, настойчивостью в достижении цели.

Девушки более нежны и утонченны, обладают богатым воображением, эмоциональны, общительны, проницательны, хорошо ориентируются в социальных ситуациях, но к сожалению склонны к недооценке своих возможностей, обладают более высоким уровнем напряжения.

В целом для студенческого возраста характерны такие черты как общительность, готовность к сотрудничеству, смелость, оптимистичность, любовь к развлечениям, путешествиям, переменам, но между тем болезненное восприятие критики, повышенный уровень возбуждения.

Анализ дополнительных факторов на основе средних значений говорит нам о том, что юноши более интеллектуальны, а девушки более коммуникативны и  эмоциональны.

Проанализировав дополнительные факторы на основе разброса мнений внутри выборки мы можем говорить о том, что коммуникативные способности у юношей и девушек развиты примерно одинаково,  интеллектуальные выше у девушек,  более эмоциональны оказались юноши.

 

Глоссарий

 

Профессиональный жизненный план

- необходимое условие успешности  его труда и удовлетворенности  в будущем

 

Молодость

это для большинства молодых  людей и студенческая пора, когда  им приходится выдерживать довольно большие нагрузки - физические, умственные, нравственные, волевые

 

Период молодости

(18 – 25–30 лет) деятельность человека  достигает значительного прогресса в общественной, производственной и личной сферах.

 

Молодость (А.В. Толстых) 

человека начинается в юности (в  некоторых периодизациях эта  ступень называется «поздней юностью» – от 18 до 25 лет).

 

Творческая активность молодого человека

предполагает умение преодолеть обыденные  представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным  связям и аналогиям, предполагает снятие разных запретов и ограничений для  более полного своего проявления, свободный поиск нового и пр.

 

Смысл жизни

внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных  действий, поступков, взятых как целое  и переживаемых как истинное и  ценностное.

 

Ценности

субъективно переживаемая или рационально оцениваемая значимость, важность чего-либо для индивида с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения некоторых целей.

 

Экзистенция

чаше всего бессознательная  установка личности. Когда человек  погружен в мир повседневных забот  и тревог, его подлинное «Я» остается невыявленным, утрачивает свою индивидуальность, самостоятельность, он поступает и думает так, как другие.

 

Мотивы учебной деятельности студентов

познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие  социальные мотивы – мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, материальные мотивы.

 

Самопринятие

принятие себя. Этот термин используется с определенной коннотацией, что  это принятие основано на относительно объективной оценке собственных уникальных талантов, способностей и общих достоинств, реалистического признания своих ограничений и богатого чувства удовлетворения, как этими талантами, так и их пределами.


 

 

Список использованной литературы

Бурлачук, Л.Ф. Словарь  – справочник по психодиагностике [Текст]  / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с. - ISBN: 5-88782-336-4.

Волков, Б.С. Психология юности и молодости [Текст]                                 / Б.С. Волков. – М., 2006. – 256 с. ISBN 5-8291-0606-X.

Гамезо, М.В. Возрастная  и  педагогическая психология [Текст]:   Учебник / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. М, изд-во МГОПУ АНОО НОУ. 1999. 234 С. ISBN 5-8288-0190-2.

Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики [Текст]: Введение в психологию активности / Л.П. Гримак.– М., 1989. - 319 с. — ISBN 5-250-01002-4.

Климов, Е.А. Психология профессионального  самоопределения [Текст] / Е.А.  Климов.– Ростов - на - Дону., 2010. – 304 с. - ISBN 978-5-7695-3778-3.

Краткий психологический  словарь [Текст] /А.Л. Свенцицкий. - М. :Проспект,2009. -512 с. - ISBN 978-5-392-01704-1.

Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов выс. уч. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с. ISBN 5-89144-162-4.

Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология [Текст] / Т.Д. Марцинковская  – М.: Гардарики, 2011. – 336 с. - ISBN: 576956685X.

Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2007. – 221 с. - ISBN 5-318-00252-8.

Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст]: Учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001.- 460 с. ISBN 5-7567-0154-0.

Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М., 2005. – 568 с. - ISBN: 5-98502-675-3.

Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. [Текст] / О.В. Хухлаева. – М., 2006. - 208 с. ISBN: 5-7695-2635-1.

 

Приложение А

 

 

Буквеный индекс

Техническое и бытовое название факторов

      Положительный  полюс 

Отрицательный полюс 

 

А

 

Аффектотимия (сердечность, доброта)

 

Сизотимия (обособленность, отчужденность)

В

Высокий интеллект (умный)

Низкий интеллект (глупый)

С

Сила «Я» (эмоциональная устойчивость)

Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость)

Е

Доминантность (настойчивость, напористость)

Конформность (покорность, зависимость)

F

Сургенсия (беспечность)

Десургенсия (озабоченность)

С

Сила «Сверх-Я» (высокая  совестливость)

Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность)

H

Пармия (смелость)

Тректия (робость)

I

Премсия (мягкосердечность, нежность)

Харрия (суровость,

жестокость)

L

Протенсия (подозрительность)

Алаксия (доверчивость)

М

Аутия (мечтательность)

Праксерния (практичность)

N

Искусственность (проницательность, расчетливость)

Безыскусственность (наив-

ность, простота)

O

Гипотимия (склонность к чувству вины)

Гипертимия (самоуверен-

ность)

Q1

Радикализм (гибкость)

Консерватизм (ригидность)

Q2

Самодостаточность (самостоятельность)

Социабельность (зависимость

 от группы)

Q3

Контроль желаний (высокий  самоконтроль поведения)

Импульсивность (низкий самоконтроль поведения)

 Q4

Фрустрированность (напряженность)

Нефрустрированность (расслабленность)

 


 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологические особенности молодости