Психологические особенности молодости

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить психологические особенности молодости на примере практического исследования личностных особенностей студентов 1 курса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературы по проблеме исследования.
2. Рассмотреть возрастные граница молодости.
3. Провести эмпирическое исследование личностных особенностей студентов 1 курса.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы психологических особенностей студенчества как особого периода молодости 5
1.1 Возрастные границы и кризисы молодости 5
1.2 Система жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций в период молодости 11
2 Эмпирическое исследование личностных особенностей студентов 1 курса 17
2.1 Программа исследования 17
2.2 Анализ исследования 18
2.2 Выводы и практические рекомендации 22
Заключение 24
Глоссарий 26
Список использованной литературы 28
Приложение А 30

Файлы: 1 файл

КР Психологические особенности молодости.doc

— 1.52 Мб (Скачать)

В молодости стратегии жизни могут быть разнообразными. Один человек может сразу определить свою жизненную линию и профессиональную перспективу и упорно реализоваться в ней, другой предпочтет попробовать себя в разных качествах, намечая разные перспективы самореализации, и только после этого определит для себя главнейшие позиции. Один видит свои перспективы только при обеспеченном «тыле» и старается либо подольше не отрываться от родительской семьи, либо сразу решить для себя задачу создания собственной семьи и рождения ребенка; другой может хотеть подольше сохранять личную свободу для того, чтобы сначала утвердить себя, посмотреть мир, «встать на ноги» и т.п. [11].

Уже в подростковых и  юношеских жизненных планах видны  эти различия: одни видят свое будущее  в социальных достижениях (знания, должности, карьера, служение Отечеству и т.д.), другие – в личном способе самовыражения (дружба, интересное общение, семья), третьи – в творчестве (мечты стать писателем, художником, композитором). Жизненная стратегия молодости в самом общем виде определяется как приведение в соответствие своей личности, характера, индивидуальности с выбранным способом самореализации в обществе, среди других людей. Возраст дает для этого знание и понимание самого себя, ведущие к осознанию того, что искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать и реализовывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы индивидуальные возможности и достижения становились основой нового развития, открытия в самом себе новых способностей и качеств.

Это новое осознание  себя снижает уровень подражательности в молодости, сравнения и идентификации себя с другими. Тем не менее для части молодежи остается характерным жить по чужим образцам (рассматриваемым как некая социальная норма), что сохраняет несамостоятельность и приводит к не всегда адекватному жизненному выражению (из-за этого, например, молодой человек под внешним влиянием совершает необдуманные поступки, делает случайный выбор – профессии, партнера и т.д.). Обретение и принятие своей индивидуальности создает возможность выработки личных ценностей и превращения их в принципы собственной жизни, личностные установки.

В эмоциональном плане  для молодого человека самопринятие – важнейшее условие самореализации. В молодости человек способен отнестись к себе реалистично  и критично, принять минусы своего характера, внешности, недостаточную развитость каких-либо способностей и одновременно научиться использовать плюсы и выгодные стороны своей личности и характера, обратить их на пользу своему развитию [3, c.197].

Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей – оно позволяет острее и полнее чувствовать себя, свое «Я». Поэтому вера, мировоззрение, идеалы приобретают в молодости устойчивую форму. И хотя большинство этих ценностей, конечно, не создается личностью, а усваивается как социально-культурный опыт, их понимание и принятие в качестве индивидуальных ценностей создают у молодого человека ощущение своего достоинства, «полноты жизни», чувство собственной значимости и принадлежности к ней («счастья жить»). Нужно отметить, что, вопреки бытующим мнениям, для молодости в целом характерно стремление к духовному, возвышенному, высокому, неординарному, но осмысляемому не сентиментально-романтически, как в юности, а реалистически – как возможность достичь, изменить, стать, «сделать себя».

В тех случаях, когда  объективные условия жизни не дают возможности дотянуться до необходимых  «культурных высот», часто осмысляемых  как «другая (интересная, чистая, новая) жизнь» (материальная необеспеченность, низкий социальный и культурный уровень родителей, бытовое пьянство, семейная психопатизация и т.п.), молодой человек ищет любой, пусть даже брутальный, способ вырваться из «неорганичной» среды, поскольку сам возраст предполагает осознание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения – «сделать жизнь самому», по собственному сценарию. Часто стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в резком изменении образа жизни, переезде, смене места работы и т.д., обычно осмысляемом как кризис молодости. Кстати, в средние века – времена подмастерьев, когда существовали ремесленные гильдии, молодые люди имели возможность переходить от мастера к мастеру, чтобы всякий раз осваивать и изучать нечто новое в новых жизненных обстоятельствах. Современная профессиональная жизнь предоставляет для этого мало возможностей, поэтому в экстремальных случаях человек вынужден идти на «слом» всего достигнутого и «начинать жизнь с начала (с нуля)» [7].

Социальные источники  молодежной бездуховности надо искать там, где нет точек соприкосновения между обыденным и возвышенным в жизни – жизнь человека может обедняться в этом возрасте только им самим. С бездуховностью непосредственно связана безнравственность как отсутствие святынь, авторитетов, идеалов и норм жизни (не столько юридических, сколько этических). В молодом возрасте оформляется способность и потребность в нравственной саморегуляции, т.е. совесть, поскольку никто другой (родители, учителя) теперь напрямую не контролируют поведение и способы удовлетворения потребностей личности – происходит передача ответственности самому человеку за самого себя. В ряде случаев, как мы уже отмечали, молодой человек оказывается неспособным принять на себя эту ответственность.

С изменением жизни, с  той новизной, которую несут в  себе самостоятельность и ответственность и известная предоставленность самому себе, человек меняется: он начинает глубже понимать законы человеческой жизни, более определенно видит свое место в ней, определяет жизненные цели, становится активнее в их постановке и достижении. Но эти изменения не всегда происходят как развитие: иногда это всего лишь «уступка» обстоятельствам. Приспособление к обстоятельствам в молодости свидетельствует о неспособности овладеть своей жизнью, о пассивной стратегии – человек по разным причинам отрезает или суживает для себя пути самореализации. В этом случае в жизни начинает преобладать линия внешних событий, размываются жизненные цели, придающие целостность действиям, исчезает план внутреннего волеизъявления; человек становится менее интересным и менее индивидуальным. Цель его жизни сводится к тому, чтобы удержать достигнутую жизненную позицию: обеспечить жизнь семьи в бытовом отношении, сохранить работу, поддерживать сложившийся круг общения и т.п.

Но для молодости  нет ничего пагубнее, чем эта «экзистенциальная монотонность», вынужденная одинаковость, бессобытийность жизни. С нее может начаться деградация личности, хотя и в незаметных для самого человека формах. В молодости она обычно обнаруживает себя в падении мотивации, в росте негативных эмоций, в равнодушии и скуке. При этом снижаются и даже совсем исчезают интеллектуальные интересы, их вытесняют обыденные суждения, банальности, сплетни, рассуждения о неудовлетворенности жизнью, зависть, необоснованные амбиции и претензии к окружающим на признание своей значимости. Деградация личности приводит и к возрастным изменениям: быстрее начинается старение [11].

Сильные личности в молодости  в известном смысле стремятся  избегать того, чтобы их жизнь обретала эту искусственную стабильность. Они активно стремятся к новизне, к переменам и достижениям, к «пробе пера». Большая часть вполне обоснованно считает при этом, что в своих стремлениях «жизнь переменить и перебороть» они еще ничем не рискуют: впереди еще долгая жизнь, которая все расставит по своим местам. Пережив период молодости, большая часть этих подвижников и новаторов к 40 годам также приходит к желанию стабилизации своей профессиональной деятельности, семейной и личной жизни, но это – не вынужденное, а естественно достигнутое переживание зрелой личности закрепить и осмыслить свой опыт и сделать его обобщенным и передаваемым.

В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душевная жизнь, которая приобретает отчетливые личные формы. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению  более высокого порядка – воплощению предназначения свыше, персонификации некоего мирового порядка, реализации мирового закона и т.п. Голландская исследовательница Марта Мёрс описывает это отношение как познание собственной души как законченного целого. Она пишет: «Жизненно-душевные стремления следует объяснять не как простое увеличение или сублимацию биологических инстинктов – напротив, они воплощают нечто специфически новое, скачок в психическом развитии, который... выходит далеко за пределы биологически осмысленного и тем самым за пределы инстинктов... Вначале эти силы направлены сами на себя и переживаются прежде всего в чувствах, но уже они приводят к потребностям заниматься духовными проблемами и увидеть себя в развитии, охватывающем всю жизнь»,

Внутренний мир молодости как мощная воронка втягивает в себя знания о жизни как задаче, переживание поиска своего единственного предназначения, желание занять единственное и необходимое место в жизни, о добровольном принятии на себя ответственности в отношении людей и социальных институтов. Молодому возрасту свойственно размышлять о конечности и смысле жизни, интересоваться экзистенциальными проблемами (времени, жизни и смерти; свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одиночества, смысла существования) в разных формах; в это время возникает интерес к эсхатологической и трансцендентной, мистической и психологической литературе и т.д. Это часто приводит к желанию получить какое-то другое образование, общаться с носителями другого знания.

Любопытно, что женщины  на этой стадии несколько опережают мужчин в отношении личностной зрелости.

 

2 Эмпирическое  исследование личностных особенностей  студентов 1 курса

2.1 Программа исследования

В нашем исследовании принимали участие 15 юношей и 15 девушек в возрасте от 17 до 20 лет.

Методологической основой нашего исследования послужила теория черт личности Р.Кеттелла. Согласно Кеттелу личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью сочности, имеет вид:

R = f (S,P).

Здесь сказано, что природа  специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (Р). Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от «комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.

Теория Кеттела  стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает, что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на строгих методах исследования и точных измерениях [1,c. 97].

2.2 Анализ исследования

Данные, полученные в  результате исследования, были занесены в сводную таблицу и обработаны с помощью математических методов и ПК.

Рисунок 1. Средние значения студентов I курса полученных с помощью опросника «16 PF»

Анализ среднего квадратичного  отклонения значений по опроснику «16 PF» у студентов 1 курса (рисунок 2) показывает, что существенные отличия наблюдаются по следующим факторам:

1) G « подверженность чувствам – высокая нормативность поведения »

(у юношей – 2,8; у  девушек – 0 )

2) N « прямолинейность – дипломатичность » ( у юношей – 0,8; у девушек -2)

3) M « практичность – развитое воображение » (у юношей – 1,9; у девушек-3)

4) C « эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость »

( у юношей – 2,25; у девушек – 1,4)

 Несущественные отличия  наблюдаются по следующим факторам:

1) A « замкнутость – общительность » (у юношей – 1,7; у девушек – 2)

2) B « интеллект » (у юношей – 1,5; у девушек – 1,3)

3) L « доверчивость – подозрительность » (у юношей – 1,7; у девушек – 1,5)

Значение по фактору F « сдержанность – экспрессивность »  одинаково для юношей и девушек (1,7).

У юношей ярче выражены следующие факторы:

1) G « подверженность чувствам – высокая нормативность поведения »

( у юношей – 2,8; у  девушек – 0)

2) C « эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость »

( у юношей – 2,25; у девушек – 1,4)

У девушек ярче выражены следующие факторы:

1) N « прямолинейность – дипломатичность » (у юношей – 0,8; у девушек-2)

2) M « практичность – развитое воображение » (у юношей – 1,9;у девушек-3)

Рисунок 2. Средне – квадратичное отклонение студентов 1 курса

Среди дополнительных факторов были изучены соотношения интеллектуальных, эмоционально – волевых и коммуникативных  свойств личности юношей и девушек  на основе средних значений и разброса мнений по выборке. Данные блоки факторов были выделены на основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей и содержат в себе следующие факторы:

1. Интеллектуальные особенности:  факторы B, M, Q1.

2. Эмоционально – волевые  особенности: факторы C, G, I, O, Q3, Q4.

3.Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, E, F, H, L, N, Q2.

Анализ дополнительных факторов на основе средних значений   (Рисунок 3) среди юношей и девушек показал, что интеллектуальные способности юношей несколько выше (17,2), чем у девушек (16,3). А эмоционально – волевые и коммуникативные факторы напротив ярче выражены у девушек (35,9; 43,7) у юношей эти показатели составляют 31,8 и 42,6 соответственно.

Рисунок  3.Дополнительные факторы на основе средних значений

Анализ дополнительных факторов на основе разброса мнений внутри выборки (Рисунок 4) показал другие результаты: здесь значения интеллектуального фактора выше у девушек (5,8), по сравнению с юношами (5), а эмоционально – волевого выше у юношей (12,5) по сравнению с девушками (9,6). Значения по коммуникативному фактору отличаются незначительно (у юношей – 11,6 у девушек – 11,1).

Информация о работе Психологические особенности молодости