Психологические особенности младенческого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:29, творческая работа

Краткое описание

Структура и динамика ведущей деятельности
в младенческом возрасте.
2. Основные новообразования младенческого возраста.
Кризис одного года.
3. Формирования ведущих достижений.
4. Особенности развития речи и особенности
развития бытовой деятельности младенца.
5. Особенности развития внимания младенца и
особенности сенсорного развития младенца.
6. Особенности развития памяти младенца Особенности развития элементов самосознания.
7. Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте.
8. Заключение.
9. Используемая литература.

Файлы: 1 файл

Психологические особенности развития в младенческом возрасте.ppt

— 517.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Психологические  особенности 

младенческого  возраста

 
 
 
 

План:

  • Структура и динамика ведущей деятельности

в  младенческом возрасте.

2.  Основные новообразования  младенческого возраста. 

Кризис  одного года.

3.  Формирования ведущих  достижений.

4.  Особенности развития  речи и особенности

  развития бытовой деятельности младенца.

5.  Особенности развития  внимания младенца  и 

особенности  сенсорного развития  младенца.

6.  Особенности развития  памяти младенца   Особенности развития  элементов самосознания.

7.  Особенности эмоционального  развития в младенческом  возрасте.

8.  Заключение.

9.  Используемая литература. 
 
 
 

 
 
 
 

Младенческий  возраст начинается

 с периода новорожденности,

с 2 месяцев  и заканчивается 

в 12 месяцев (Л.С. Выгодский).

 
 
 
 

  1.  Структура и динамика  ведущей деятельности 

  в  младенческом возрасте.

  Ребенок  не может существовать без  взрослого, который обеспечивает  все его существование, выживание  и направление активности по  отношению к внешнему миру. Поскольку  ребенок не может самостоятельно  передвигаться, самостоятельно поддерживать  свое существование, взрослый создает  возможности для изменения положения  и передвижения младенца в  пространстве, захватывания тех  или иных предметов.

  Младенец  к тому же не имеет средств  воздействия на взрослого, кроме  экспрессивно-мимических, таких, как  плач, крик.

  Противоречие  этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. В результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность – потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка – деятельности общения, где предметом становится другой человек. Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Младенец сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

 
 
 
 

  Общение  носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Ребенок еще не владеет основным средством общения – речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида – ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.

  Общение  является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.

  Период  младенчества делится на два  этапа развития. Первый – от  рождения до 5-6 мес. – характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

  Переход  ко второму этапу связан с  развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координаций. Ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Так ребенок усваивает движения (поворот на бок, переворот со спины на живот и обратно, ползание, ходьба), его пространство расширяется. Зарождаются предпосылки для развития речи.

 
 
 
 

2.  Основные новообразования  младенческого возраста. 

Кризис  одного года. 

С  появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.

 
 
 
 

  В  конце года в поведении ребенка  начинают появляться негативные  симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.

  За  аффективным поведением стоят  назревшие противоречия между  новыми потребностями ребенка  и возможностями его действий  с предметами, а также прежними  отношениями со взрослыми. Эти  противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.

  С  одной стороны, ребенок стремится к эмансипации от взрослого, но с другой - он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С.Выгодский).

 
 
 
 

  3.  Формирования ведущих  достижений:  

  
  • складываются  первые формы общения со взрослыми, начинается освоение манипулятивной  деятельности с предметами;
 
  
  • появляются  первые социальные эмоции, направленные  на взрослого, формируется потребность  в общении с ним, первое новообразование  – активность.
 

  - появляются  зачатки мышления.

 
 
 
 

4.  Особенности развития  речи: 

- развитие  речи включено в общение со  взрослым.

  • возникает внимание к речи взрослого.
 
 

Особенности  развития бытовой  деятельности младенца: 

- у новорожденного  сон отделяется от бодрствования  и формируется 

 специфический человеческий биоритм «сон – бодрствование».

- выделяются  предметы удовлетворения биологических  потребностей, и формируется положительное  эмоциональное отношение к ним.

 
 
 
 

  5.  Особенности развития  внимания младенца: 

  - внимание  первоначально выступает как  реакция сосредоточения.

  - сосредоточение  обеспечивает выделение из окружающего  мира эмоций, движений, речи  человека как его отличительных  признаков, а также предметов  и действий с ними.

  • сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему.
 
 

  Особенности  сенсорного развития  младенца: 

  - складывается  акт рассматривания предметов.

  - формируется  хватание, приводя к развитию  руки как органа осязания и  органа движения.

  - устанавливаются  зрительно-двигательные координации,  что способствует переходу к  манипулированию, в котором зрение  управляет движением руки. 

  - устанавливаются  дифференцированные взаимосвязи  между зрительным восприятием  предмета, действием с ним и  его названием взрослым. 

 
 
 
 

  6.  Особенности развития  памяти младенца: 

  - память  функционирует «внутри» ощущений,  восприятий.

  - она  проявляется сначала в форме  запечатления, затем узнавания.

  • материал фиксируется ребенком непроизвольно.
 
 

  Особенности  развития элементов  самосознания в  младенческом возрасте: 

  - под  влиянием личностно-адресованного  общения со взрослым у ребенка  в первом полугодии складывается  ощущение своей важности для  другого, эмоционально-положительное  отношение к себе; интерес и  инициативность к окружающим.

 
 
 
 

  7.  Особенности эмоционального  развития в младенческом  возрасте: 

  - основу  развития эмоций составляют примитивные  эмоции, вызванные органическими  причинами.

  - социально  обусловленные формы эмоциональных  переживаний формируются в процессе  общения младенца со взрослыми.

  - в  ситуативно-личностном общении у  ребенка возникает радость от  доброжелательного внимания к  себе, недовольство отсутствием  общения.

  - в  ситуативно-деловом общении у  ребенка проявляется удовольствие  от совместных манипуляций, обида  и гнев при порицании.

 
 
 
 

  8.  Заключение.

  Часть  детской психологии, которая занимается  изучением детей первого года  жизни (психология младенчества), еще  очень молода. До начала XX века  знания психологов о младенце  ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как  к будущему, но не настоящему  человеку, как к существу, дозревающему  вне утробы матери и ведущему  скорее растительную, чем психическую, жизнь. Существовали методические  трудности исследования детей  первого года жизни. Немногочисленные  факты всегда интерпретировались  в контексте какого-либо определенного  научного подхода.

  Однако  роль взрослого не сводится  только к уходу за ребенком  и созданию благоприятных условий  для развития восприятия. Исследования  многих психологов (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) доказали всю  важность психического развития  ребенка.

  Ребенок  начинает обучаться с момента  рождения, когда попадает в социальную  среду и взрослый организует  его жизнь и воздействует на  малыша с помощью созданных  человечеством предметов. Воспитание  также начинается сразу после  рождения малыша, когда взрослый  своим отношением к нему закладывает  основы его личностного развития.

 
 
 
 

Используемая литература:

  • 1. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студентов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 368 с.
  • 2. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. 384 с.
  • 3. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Уч. для студентов пед.вузов. М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 1998.
  • 4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968 С.29
  • 5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959 С.412

Информация о работе Психологические особенности младенческого возраста