Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:29, творческая работа
Структура и динамика ведущей деятельности
в младенческом возрасте.
2. Основные новообразования младенческого возраста.
Кризис одного года.
3. Формирования ведущих достижений.
4. Особенности развития речи и особенности
развития бытовой деятельности младенца.
5. Особенности развития внимания младенца и
особенности сенсорного развития младенца.
6. Особенности развития памяти младенца Особенности развития элементов самосознания.
7. Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте.
8. Заключение.
9. Используемая литература.
Психологические особенности
младенческого возраста
План:
в младенческом возрасте.
2. Основные новообразования младенческого возраста.
Кризис одного года.
3. Формирования ведущих достижений.
4. Особенности развития речи и особенности
развития бытовой деятельности младенца.
5. Особенности развития внимания младенца и
особенности сенсорного развития младенца.
6. Особенности развития памяти младенца Особенности развития элементов самосознания.
7. Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте.
8. Заключение.
9.
Используемая литература.
Младенческий возраст начинается
с периода новорожденности,
с 2 месяцев и заканчивается
в 12 месяцев (Л.С. Выгодский).
1. Структура и динамика ведущей деятельности
в младенческом возрасте.
Ребенок
не может существовать без
взрослого, который обеспечивает
все его существование, выживание
и направление активности по
отношению к внешнему миру. Поскольку
ребенок не может
Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик.
Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. В результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность – потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка – деятельности общения, где предметом становится другой человек. Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Младенец сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.
Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Ребенок еще не владеет основным средством общения – речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида – ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.
Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.
Период младенчества делится на два этапа развития. Первый – от рождения до 5-6 мес. – характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.
Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координаций. Ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Так ребенок усваивает движения (поворот на бок, переворот со спины на живот и обратно, ползание, ходьба), его пространство расширяется. Зарождаются предпосылки для развития речи.
2. Основные новообразования младенческого возраста.
Кризис
одного года.
С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.
В
конце года в поведении
За аффективным поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.
С одной стороны, ребенок стремится к эмансипации от взрослого, но с другой - он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С.Выгодский).
3.
Формирования ведущих
достижений:
- появляются зачатки мышления.
4.
Особенности развития
речи:
- развитие речи включено в общение со взрослым.
Особенности
развития бытовой
деятельности младенца:
- у новорожденного
сон отделяется от
специфический человеческий биоритм «сон – бодрствование».
- выделяются
предметы удовлетворения
5.
Особенности развития
внимания младенца:
- внимание первоначально выступает как реакция сосредоточения.
- сосредоточение
обеспечивает выделение из
Особенности
сенсорного развития
младенца:
- складывается акт рассматривания предметов.
- формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения.
- устанавливаются
зрительно-двигательные
- устанавливаются
дифференцированные
6.
Особенности развития
памяти младенца:
- память
функционирует «внутри»
- она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания.
Особенности
развития элементов
самосознания в
младенческом возрасте:
- под
влиянием личностно-
7.
Особенности эмоционального
развития в младенческом
возрасте:
- основу
развития эмоций составляют
- социально
обусловленные формы
- в
ситуативно-личностном общении
- в
ситуативно-деловом общении у
ребенка проявляется
8. Заключение.
Часть
детской психологии, которая занимается
изучением детей первого года
жизни (психология младенчества), еще
очень молода. До начала XX века
знания психологов о младенце
ограничивались житейскими
Однако
роль взрослого не сводится
только к уходу за ребенком
и созданию благоприятных
Ребенок
начинает обучаться с момента
рождения, когда попадает в социальную
среду и взрослый организует
его жизнь и воздействует на
малыша с помощью созданных
человечеством предметов. Воспитание
также начинается сразу после
рождения малыша, когда взрослый
своим отношением к нему
Используемая литература:
Информация о работе Психологические особенности младенческого возраста