Психологические иссследования когнитивных функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 04:59, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы являются психологические исследования когнитивных функций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать сущность когнитивной психологии;
рассмотреть моделирование когнитивных процессов в психологии;
дать характеристику функциональной схеме познавательного процесса;
обозначить проблему восприятия в когнитологии;
проанализировать механизм и закономерности процесса восприятия.

Оглавление

Введение 3

1. Сущность когнитивной психологии 4

2. Моделирование когнитивных процессов в психологии 9

3. Функциональная схема познавательного процесса 11

4. Проблема восприятия в когнитологии 13

5. Механизм и закономерности процесса восприятия 16

Заключение 19

Список литературы 20

Файлы: 1 файл

№ 45091 Психологические исследования когнитивных функций.docx

— 43.75 Кб (Скачать)

     Когнитивные исследования изучают реальные психические  механизмы рассуждений. В когнитивных  исследованиях различают два  типа выводов: нормативный и эвристический.

     Под нормативным выводом понимают вывод, при котором испытуемый может  обосновать выбор модели релевантной  исходной информации и обосновать каждый шаг рассуждения.

     Эвристический вывод – это рассуждения, которые могут не иметь строгого обоснования, но следуя им индивидуум часто добивается успеха в своей деятельности.

 

4. Проблема восприятия в когнитологии

 

     Исследования  по когнитологии изучают процессы восприятия. Восприятие исследуется инструментальными  методами, как природный феномен, а интроспекции отводится роль эвристического приема.

     В последнее время важным приемом  когнитивного исследования становится компьютерное моделирование. Например, Голдстоун рассматривал возможность  моделирования нейронными сетями способности  человека к классификации. Был сделан вывод о том, что нейронные  сети не в полной мере моделируют процессы классификации человека.

     Общей тенденции современных исследований соответствует инженерный подход, цель которого увязать ряд известных  моделей отдельных аспектов восприятия в единую систему:

  • формирование кода (образа) воспринимаемого объекта
  • сопоставление информации, полученной от органов чувств, с кодами
  • формирование репрезентации, в которой представлены как знания концептуального характера, так и информация воспринятая «здесь» и «сейчас».7

     Все эти функции обладают высокой  степенью автоматичности, не зависят  от волевого посыла и не поддаются  интроспективным наблюдениям.

     Сейчас  доказано, что восприятие человека обладает творческой силой, действия которой  подчиняются определенным объективным  законам.

     Система восприятия делится на подсистемы: зрительную, обонятельную, слуховую, кожно-кинестетическую  и вкусовую. Они представляют собой  адаптивные системы, способные к  обучению и предвосхищению ситуаций. Цель этих систем – обеспечить высокую точность и скорость восприятия.

     Общая модель восприятия такова:

  • рецепторы осуществляют первичное кодирование внешней информации и анализ ее по физическим качествам (интенсивность, длительность).
  • далее, информация по нервным волокнам поступает в отделы мозга, расположенные в задней части большого полушария. Эти отделы ответственны за глубокую многоступенчатую переработку информации. Там же формируется план перцептивных действий и формируются образы.8

     Процесс управляется врожденными и приобретенными навыками, а так же при помощи внимания, которое в свою очередь  зависит от решаемых индивидуумом задач  и его волевых усилий. Изучая врожденные и приобретенные навыки, можно  реконструировать алгоритм их работы.

     Перцептивный  опыт субъекта формируется в процессе перцептивной деятельности. Зинченко выделил следующие типы перцептивных действий:

  • обнаружение адекватных задач информационных признаков;
  • обследование выделенных признаков.9

     В результате перцептивного действия формируются различные когнитивные  структуры.

     В когнитивной психологии сформулировано большое количество гипотез относительно автоматически сформированных в  процессе восприятия когнитивных структур.

     Внимательного рассмотрения требует гипотеза о  том, что образные схемы связаны  с визуальными кодами. В кодах  информация представлена в сжатом и  обобщенном виде. Механизмы формирования кода выработаны в процессе эволюции и зависят от биологического вида воспринимающего и его генетически  обусловленных способностей.

     Для понимания визуального кода психологи  различают код части объекта  и общий код объекта.

     Код части объекта возникает, если это  часть стимула:

  • важна для решения задачи
  • обладает некоторой независимостью от других частей стимула
  • встречается достаточно часто при тренинге на подобных стимулах.10 Код части не может существовать изолированно, не будучи частью чего-либо.

     Общий код объекта – это композиция двух частей. Общие коды представляют собой систему кодов. Они имеют структуру и могут включать в себя новые коды.

     Предполагается, что в памяти сохраняются визуальные коды (образы) «реальных» объектов и коды (когнитивные карты) сложно устроенных сцен физического мира.

     Визуальный  код объекта содержит информацию о его геометрических характеристиках, его качестве, детализированную информацию возможных действий над ним.

     Предложено  две модели возникновения кодов: это модель экземпляров и модель реализаций. В модели реализаций каждая экспозиция стимула вызывает соответствующую  внутреннюю трассировку. Адекватность модели реализации подтверждается экспериментальными результатами.

     Статистически достоверной является следующая  закономерность: чем больше было предложено тренировочных стимулов, тем точнее и быстрее будет опознание, т.е. тем качественней будет построенный  код.

 

5. Механизм и закономерности процесса восприятия

 

     Существуют  принципы функционирования восприятия при решении следующих задач:

  • выделение объекта из фона;
  • формирование кода объекта;
  • установление тождества и различий объектов;
  • классификация объектов по категориям;
  • формирование когнитивной схемы для пространственных сцен;
  • формирование репрезентации.11

     Восприятие  можно представить как процесс, который работает по двум противоположным  стратегиям: декомпозиции и интеграции. Обе стратегии используются в  процессе визуального кода объектов или сцен (системы объектов, расположенных  в пространстве). Выбор стратегии  определяется как волевым посылом  индивидуума, так и природой стимульного  материала. Знания – как вербального характера, так и моторные навыки – влияют на процесс восприятия.

     Точность  и быстрота восприятия всех типов  стимулов совершенствуется в результате тренировок. Это объясняется тем, что при многократном повторении стимула формируется и запоминается его обобщенный код, что делает процесс  распознавания более эффективным.

     В процессе восприятия часто используется операция установления подобия. Объекты  сравниваются путем сравнения частей объектов. Этот метод называется структурным  сравниванием.

     В проблеме фона и объекта, деление  на значимое и незначимое объект представляется как сосредоточение внимания «здесь» и «сейчас», а фон – это контекст ситуации. Деление на фон и объект относительно и динамично, т.е. фон «здесь» и «сейчас» может стать объектом где-нибудь и когда-нибудь.

     Исследования  психологов доказывают существование  врожденных принципов разложения чувственного восприятия на объекты, приобретаемых  в течение жизни критериев  а так же присутствие элементов  обучения.

     Важный  момент, на который указывает современная  психология – это тесная связь восприятия с навыками субъекта (представить целое, как совокупность частей).

     Тип восприятия, направленный на разложение стимула на систему подстимулов, обладающих определенной самостоятельностью, называется декомпозиция. Декомпозиция происходит автоматически, независимо от нашего сознания. Способности к  дифференциации повышаются с возрастом  т.е. с накоплением опыта.

     Интеграция  объединяет части в целое. При  помощи интеграции достигается единство многообразия.

     Основные  закономерности процесса интеграции:

  • способность к объединению вырабатывается с опытом;
  • части объединяются в целое, если они часто появляются вместе. Возникает обобщенный код;
  • стимулы, представляющие собой расположенные в пространстве предметы, могут восприниматься как единый образ, т.е. как сцена. Код такой сцены называется топологическим.12

     Для точного распознания объекта  необходимо перцептивные действия. Была разработана модель перцептивного  цикла. Алгоритм его работы заключается  в следующем:

  • инициализируется определенное множество предвосхищений (гипотез) относительно воспринимаемого объекта.
  • эти предвосхищения определяют план дальнейшего обследования
  • в результате обследования происходит уточнение: часть гипотез отбрасывается, другая – уточняется.13

     Репрезентация – это когнитивная структура, обеспечивающая решение задач в состоянии «брошенности», когда индивидууму необходимо действовать, а интеллектуальные механизмы (логический анализ) слишком медленные и не отвечают временным ограничениям, которые накладывает ситуация.

     Репрезентация физиологически обусловлена, в процессе ее формирования преобладают такие  автоматические механизмы, как сравнение, автоматическая концептуализация, формирование топологического и метрического кода физического пространства. Репрезентация  зависит от воспринятой информации, формируется «здесь» и «сейчас» для решения задач, стоящих перед индивидуумом в данный момент. В репрезентации происходит синтез знания и сенсорной информации.14

 

Заключение

 

     Когнитивная   психология  изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.  Когнитивная   психология  охватывает весь диапазон психологических процессов – от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения. Взятый нами курс – курс на понимание природы человеческой мысли – является одновременно амбициозным и волнующим. Поскольку это требует очень широкого круга знаний, то и диапазон изучения будет обширен; а поскольку эта тема предполагает рассмотрение человеческой мысли с новых позиций, то вероятно, что и ваши взгляды на интеллектуальную сущность человека изменятся радикально.

     Идеи  когнитивной психологии дают новый  взгляд на вещи, который находит  свое практическое воплощение в рамках искусственного интеллекта и разработки программного обеспечения. Например, в  проекте по созданию автономной интеллектуальной платформы указывается исключительная важность идей когнитологии. НАТО проводит множество конференций, посвященных  различным проблемам когнитологии. Работы в области когнитологии активно  взаимодействуют с исследованиями познавательных процессов, проводимых в смежных областях. Так, когнитивные  исследования функций понятия в  познавательной деятельности человека позволили по-новому взглянуть на учения классической семантики и формальной логики как модели мыслительных процессов человека.

 

Список  литературы

 
     
  1. Александров, А.А. Психогенетика / А.А. Александров. –  СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
  2. Алфимова, М.В Психогенетика / М.В. Алхимова. – М.: Академия, 2008. – 341 с.
  3. Григоренко, Е.Л. Психогенетика / Е.Л. Григоренко. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 448 с.
  4. Малых, С.Б. Психогенетика / С.Б. Малых. – СПб.: Питер, 2008. – 408 с.
  5. Марютина, Т.М. Психогенетика / Т.М. Марютина. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 447 с.
  6. Фёдоров, А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия / А.П. Федоров. – СПб.: Питер, 2008. – 345 с.

Информация о работе Психологические иссследования когнитивных функций