Психологические иссследования когнитивных функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 04:59, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы являются психологические исследования когнитивных функций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать сущность когнитивной психологии;
рассмотреть моделирование когнитивных процессов в психологии;
дать характеристику функциональной схеме познавательного процесса;
обозначить проблему восприятия в когнитологии;
проанализировать механизм и закономерности процесса восприятия.

Оглавление

Введение 3

1. Сущность когнитивной психологии 4

2. Моделирование когнитивных процессов в психологии 9

3. Функциональная схема познавательного процесса 11

4. Проблема восприятия в когнитологии 13

5. Механизм и закономерности процесса восприятия 16

Заключение 19

Список литературы 20

Файлы: 1 файл

№ 45091 Психологические исследования когнитивных функций.docx

— 43.75 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1. Сущность когнитивной  психологии 4

2. Моделирование когнитивных  процессов в психологии 9

3. Функциональная схема  познавательного  процесса 11

4. Проблема восприятия  в когнитологии 13

5. Механизм и закономерности  процесса восприятия 16

Заключение 19

Список  литературы 20 

 

Введение

 

     Актуальность  темы заключается в том, что в  последние годы неуклонно растет интерес к изучению познавательных процессов. До начала 50-х годов вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике. В начале 50-х исследованием механизмов познания стали интенсивно заниматься специалисты в области психологии. Первые исследования были посвящены изучению механизмов восприятия.

     В настоящее время изучаются более  сложные когнитивные механизмы, такие как: механизм принятия решений, обучения, память и т.д.

     Термин  «познание» стал употребляться не только для обозначения процесса формирования научного знания, но и для обозначения психологического процесса формирования житейских представлений. Естественный подход к исследованию феномена познания, базирующийся на данных психологических и нейрофизиологических исследований механизмов познания, получил название когнитология.

     В настоящее время когнитология становится важным объектом исследования, необходимым  для решения одной из стратегических задач цивилизации, целью которой  является разработка методов сознательного  управления личностью и создания роботов гуманоидов.

     Целью работы являются психологические исследования когнитивных функций.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать сущность когнитивной психологии;
  • рассмотреть моделирование когнитивных процессов в психологии;
  • дать характеристику функциональной схеме познавательного процесса;
  • обозначить проблему восприятия в когнитологии;
  • проанализировать механизм и закономерности процесса восприятия.

     Контрольная работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

1. Сущность когнитивной психологии

 

     Когнитивная психология – современное направление в исследовании познавательных процессов. Хотя познавательные процессы изучались еще на самом раннем, интроспекционистском, этапе существования экспериментальной психологии, термин К. п. возник для обозначения появившегося в 1950-60-е гг. течения, которое вновь привлекло внимание к исследованию познавательных процессов, оставленному в стороне господствовавшим до этого бихевиоризмом. Это течение, вдохновлявшееся успехами в области создания технических систем переработки информации, рассматривается сегодня как одна из составных частей когнитивной психологии и носит название информационного подхода. Основной характеристикой работ, выполненных в русле информационного подхода, является применение моделей, точно и однозначно описывающих операции, совершаемые над информацией в когнитивной системе человека. Такое однозначное описание в принципе позволяет проверять функционирование моделей на технических устройствах, например компьютерах. Важно отметить, что понятия, применяемые в информационных моделях, носят функциональный характер: они описывают функции операций, но не то, как эти операции реализуются материально. Электронные процессы, протекающие в компьютере, по всей видимости, не имеют ничего общего с физиологическими процессами нервной системы, однако и те и другие могут обеспечивать сходные функции.1

     Первые  исследования в рамках информационного  подхода стимулировались появившимися в 1950-60-е гг. возможностями объективного измерения объемов информации и были направлены на выявление ограничений объемов перерабатываемой людьми информации. Так возникли когнитивистские модели внимания (Д. Бродбент, Э. Трейсман), использующие метафору канала с ограниченной пропускной способностью, на каждом следующем этапе которого информация подвергается все большей обработке: вначале физической, потом семантической. Основные дискуссии при этом вызывала проблема локализации воронки – ранняя (до этапа физической или семантической переработки информации) или поздняя. Трудности, встреченные моделями ограниченной пропускной способности, вызвали к жизни альтернативу – понимание внимания как активного процесса, способствующего анализу и синтезу перцептивных данных. Параллельно развивались модели памяти, среди которых наиболее важное место заняла трехкомпонентная модель, проводящая различие между сверхкратковременной (сенсорной), кратковременной (рабочей в более современной трактовке) и долговременной памятью. На этом же этапе информационный подход ассимилировал детекторную теорию восприятия и ряд других идей. Были предложены многочисленные остроумные экспериментальные приемы (типа дихотического прослушивания) и модернизированы старые (от заучивания слогов в духе Г. Эббингауза до хронометража). К экспериментальным методам были добавлены методы математического или компьютерного моделирования. Информационные модели первого поколения, как видно из предыдущего, описывали работу когнитивной системы в весьма специфических и искусственных ситуациях. Они не рассматривали адаптивную, целостную и осмысленную деятельность, что затрудняло оценку роли отдельных компонентов в когнитивной системе и послужило основанием упреков в отсутствии «экологической валидности».2

     На  следующем этапе, наметившимся в 1970-х  гг., в рамках информационного подхода  были предприняты попытки описать  механизмы целостных поведенческих  актов, таких как решение задач  или понимание текстов. Г. Саймоном была предложена формализация процессов  решения различных задач, разработаны  понятия проблемного пространства, эвристик и т.д. В качестве центральной  выступила проблема формирования целостной  репрезентации ситуации и операций над этой репрезентацией. Если на первом этапе информация описывалась абстрактно как набор единиц независимо от образуемой ими структуры, то теперь интерес переместился на исследование форм организации знаний и процессов оперирования над ними. Была описана организация знаний в виде категорий или целостных схем. Среди последних большую популярность получили скрипты и фреймы, исследованные Р. Шенком в работах по искусственному интеллекту. Скрипты (сценарии) репрезентируют в памяти субъекта целостные события, развивающиеся во времени, такие как посещение ресторана, покупка в магазине или брачная церемония. Фреймы (рамки) служат для описания симультанных схем, например плана типичного дома. Обращение к описанию целостных поведенческих актов позволило в рамках информационного подхода создать глобальные модели, представляющие общую «архитектуру» когнитивной системы. Наибольшей известностью среди подобных моделей пользуется ACT (читается «эктстар») Дж. Андерсона. В ней постулируется различие между декларативными и процедурными знаниями. Декларативные знания представлены в виде схем или категорий в зависимости от репрезентируемого содержания.3

     Процедурное знание формализуется в виде т.н. продукций, состоящих из двух частей – «если» и «то». Когда часть «если» продукции совпадает с содержанием, находящимся в оперативной памяти, продукция активизируется и исполняется предписание, заложенное в ее части «то», что приводит к изменению содержания оперативной памяти. Андерсон показал, что его модель может среди прочего описывать процессы понимания, решения задач и обучения – он смоделировал при помощи ACT прогресс, достигнутый при прохождении курса геометрии неким лицеистом R. Согласно Андерсону, его модель математически эквивалентна машине Тьюринга, т. е. ее возможности в моделировании решения задач очень велики. В 1980-е гг. в рамках информационного подхода развилось другое направление, получившее название коннекционизма. В основе коннекционизма лежит навеянная нейрофизиологическими исследованиями идея, что переработка информации осуществляется связанными в сеть элементами, называемыми формальными нейронами, которые обмениваются между собой тормозными или возбуждающими импульсами. Тем самым отрицается наличие элементов, репрезентирующих те или иные части знания, знания сохраняются всей сетью в целом на уровне взаимодействия элементов. Знания, т.о., не могут быть отделены от операций по их переработке. К настоящему времени созданы коннекционистские модели, описывающие процессы формирования понятий, восприятия фонетики речи по принципу «анализ через синтез», некоторых патопсихологических симптомов.4

     Параллельно с информационным подходом развиваются  и другие виды когнитивной психологии. Несмотря на трудности в объяснении ряда эмпирических фактов, с которыми столкнулась теория Ж. Пиаже, ряд ее понятий очень важны и успешно развиваются в современной когнитивной психологии. В первую очередь это относится к понятию схемы, введенному Пиаже в связи с исследованиями сенсомоторного интеллекта. Схема при этом понималась как механизм осуществления семейства сходных действий. Например, схема хватания может быть применена, несколько при этом изменяясь, для схватывания соски, погремушки, игрушки и т.д., что отличает ее, по мысли Пиаже, от рефлекса, определяющего жесткую последовательность движений. В современных работах ряда представителей неоструктурализма, а также таких исследователей, как К. Бастьен или Ж. Верньо, область применения схем расширяется и охватывает также и репрезентативный интеллект, а взаимодействие схем понимается как определяющее динамику протекания когнитивных процессов. По сравнению с информационным подходом, направление когнитивной психологии, развивающее понятие схемы, позволяет более адекватно описать феномены умственного развития. В исследованиях интеллектуального развития ребенка выделилось также течение, описывающее это развитие как совершенствование теорий, которые ребенок создает об окружающем его мире и о себе. 

 

2. Моделирование когнитивных процессов в психологии

 

     Современные исследования познавательных функций  доказывают, что познание может быть познано, т.е. объект исследования может  быть изучен средствами этого же объекта. Инструментом исследования могут выступать:

  • способность к чувственному восприятию,
  • интроспекция психической и интеллектуальной жизни субъекта.5

     Выделяется 2 методологических подхода к изучению когнитивных процессов: феноменологический и нейрофизиологический.

     Феноменологический  подход описывает наблюдаемые проявления процесса познания (область когнитивной  психологии).

     Нейрофизиологический  подход объясняет процесс познания исходя из действия физиологических  механизмов.

     Базовой основой когнитивных исследований является то, что перед индивидуумом есть две реальности: ментальная и  «настоящая» (объективная). «Настоящая» реальность дана человеку через органы чувств. Она не меняется в результате познавательного процесса.

     Ментальная  модель конструируется индивидуумом в  процессе познания и дана ему от рождения как продукт эволюционного  развития. Ментальная модель позволяет  индивидууму ориентироваться в "настоящей" реальности и обеспечивает ему выживание. Это является одной из целей когнитивного процесса.

     Традиционно в психологии признается два типа когнитивных процессов: явный и  автоматический (скрытый, подсознательный). Они взаимообусловлены.

     Явные механизмы познания доступны для  наблюдения с помощью интроспекции, т.е. осознаются индивидуумом. Важной особенностью явного механизма является целенаправленный характер его деятельности, регулируемый волевым усилием. При помощи явных  механизмов решается осознаваемая задача.

     Скрытые процессы изучаются с помощью  психологических экспериментов. В  результате экспериментов показано, что скрытые познавательные способности  являются приобретенными, а часть  их – врожденными. Современная господствующая точка зрения – бессознательная категоризация происходит на уровне скрытых механизмов познания, которые поддаются тренировке.

     Цель  когнитивного моделирования – построить модель интеллектуального поведения человека, где сознание представляется в виде информационной машины.

 

3. Функциональная схема познавательного процесса

 

     Для спецификации познавательного процесса как информационного процесса используются функциональные схемы. Блоки - схемы  строятся из функциональных блоков, связанных  между собой информационными  потоками. Грубая функциональная схема  познавательного процесса описывает  познавательную деятельность как процесс  взаимодействия функциональных блоков. В схему включены как автоматические действующие когнитивные функции, так и интеллектуальные функции.

     Схема состоит из функциональных блоков:

  • область рецепторов – первичный анализ информации
  • системы восприятия: зрительная, слуховая, кожно-кинестетическая, вкусовая, обонятельная. Они обеспечивают многоуровневую работу информации и сложные рефлекторные процессы.
  • память рассматривается как сложно устроенное хранилище знаний и сенсорной информации. Важнейший вопрос, который пытаются решить исследователи памяти – это исследование механизма представления знаний в памяти и функций, выполняемых памятью в различных когнитивных процессах.
  • репрезентации, где осуществляется синтез восприятия, концептуального знания и образного кода. Репрезентация строится в процессе формирования поведения «здесь» и «сейчас». Они строятся автоматически, бессознательно. В процессе построения используются фреймы содержащихся в памяти или систем знаний. Конструирование репрезентации, основанной на фрейме, состоит из поиска подходящей репрезентации и модернизации ее согласно воспринятой информации. Способность генерировать репрезентации является врожденной и может усовершенствоваться в процессе жизни.6

Информация о работе Психологические иссследования когнитивных функций