Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 04:59, контрольная работа
Целью работы являются психологические исследования когнитивных функций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать сущность когнитивной психологии;
рассмотреть моделирование когнитивных процессов в психологии;
дать характеристику функциональной схеме познавательного процесса;
обозначить проблему восприятия в когнитологии;
проанализировать механизм и закономерности процесса восприятия.
Введение 3
1. Сущность когнитивной психологии 4
2. Моделирование когнитивных процессов в психологии 9
3. Функциональная схема познавательного процесса 11
4. Проблема восприятия в когнитологии 13
5. Механизм и закономерности процесса восприятия 16
Заключение 19
Список литературы 20
Содержание
Введение 3
1. Сущность когнитивной психологии 4
2. Моделирование когнитивных процессов в психологии 9
3. Функциональная схема познавательного процесса 11
4. Проблема восприятия в когнитологии 13
5. Механизм и закономерности процесса восприятия 16
Заключение 19
Список
литературы 20
Актуальность темы заключается в том, что в последние годы неуклонно растет интерес к изучению познавательных процессов. До начала 50-х годов вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике. В начале 50-х исследованием механизмов познания стали интенсивно заниматься специалисты в области психологии. Первые исследования были посвящены изучению механизмов восприятия.
В
настоящее время изучаются
Термин «познание» стал употребляться не только для обозначения процесса формирования научного знания, но и для обозначения психологического процесса формирования житейских представлений. Естественный подход к исследованию феномена познания, базирующийся на данных психологических и нейрофизиологических исследований механизмов познания, получил название когнитология.
В настоящее время когнитология становится важным объектом исследования, необходимым для решения одной из стратегических задач цивилизации, целью которой является разработка методов сознательного управления личностью и создания роботов гуманоидов.
Целью работы являются психологические исследования когнитивных функций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Контрольная работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Когнитивная психология – современное направление в исследовании познавательных процессов. Хотя познавательные процессы изучались еще на самом раннем, интроспекционистском, этапе существования экспериментальной психологии, термин К. п. возник для обозначения появившегося в 1950-60-е гг. течения, которое вновь привлекло внимание к исследованию познавательных процессов, оставленному в стороне господствовавшим до этого бихевиоризмом. Это течение, вдохновлявшееся успехами в области создания технических систем переработки информации, рассматривается сегодня как одна из составных частей когнитивной психологии и носит название информационного подхода. Основной характеристикой работ, выполненных в русле информационного подхода, является применение моделей, точно и однозначно описывающих операции, совершаемые над информацией в когнитивной системе человека. Такое однозначное описание в принципе позволяет проверять функционирование моделей на технических устройствах, например компьютерах. Важно отметить, что понятия, применяемые в информационных моделях, носят функциональный характер: они описывают функции операций, но не то, как эти операции реализуются материально. Электронные процессы, протекающие в компьютере, по всей видимости, не имеют ничего общего с физиологическими процессами нервной системы, однако и те и другие могут обеспечивать сходные функции.1
Первые
исследования в рамках информационного
подхода стимулировались
На
следующем этапе, наметившимся в 1970-х
гг., в рамках информационного подхода
были предприняты попытки описать
механизмы целостных
Процедурное знание формализуется в виде т.н. продукций, состоящих из двух частей – «если» и «то». Когда часть «если» продукции совпадает с содержанием, находящимся в оперативной памяти, продукция активизируется и исполняется предписание, заложенное в ее части «то», что приводит к изменению содержания оперативной памяти. Андерсон показал, что его модель может среди прочего описывать процессы понимания, решения задач и обучения – он смоделировал при помощи ACT прогресс, достигнутый при прохождении курса геометрии неким лицеистом R. Согласно Андерсону, его модель математически эквивалентна машине Тьюринга, т. е. ее возможности в моделировании решения задач очень велики. В 1980-е гг. в рамках информационного подхода развилось другое направление, получившее название коннекционизма. В основе коннекционизма лежит навеянная нейрофизиологическими исследованиями идея, что переработка информации осуществляется связанными в сеть элементами, называемыми формальными нейронами, которые обмениваются между собой тормозными или возбуждающими импульсами. Тем самым отрицается наличие элементов, репрезентирующих те или иные части знания, знания сохраняются всей сетью в целом на уровне взаимодействия элементов. Знания, т.о., не могут быть отделены от операций по их переработке. К настоящему времени созданы коннекционистские модели, описывающие процессы формирования понятий, восприятия фонетики речи по принципу «анализ через синтез», некоторых патопсихологических симптомов.4
Параллельно
с информационным подходом развиваются
и другие виды когнитивной психологии.
Несмотря на трудности в объяснении ряда
эмпирических фактов, с которыми столкнулась
теория Ж. Пиаже, ряд ее понятий очень важны
и успешно развиваются в современной когнитивной
психологии. В первую очередь это относится
к понятию схемы, введенному Пиаже в связи
с исследованиями сенсомоторного интеллекта.
Схема при этом понималась как механизм
осуществления семейства сходных действий.
Например, схема хватания может быть применена,
несколько при этом изменяясь, для схватывания
соски, погремушки, игрушки и т.д., что отличает
ее, по мысли Пиаже, от рефлекса, определяющего
жесткую последовательность движений.
В современных работах ряда представителей
неоструктурализма, а также таких исследователей,
как К. Бастьен или Ж. Верньо, область применения
схем расширяется и охватывает также и
репрезентативный интеллект, а взаимодействие
схем понимается как определяющее динамику
протекания когнитивных процессов. По
сравнению с информационным подходом,
направление когнитивной психологии,
развивающее понятие схемы, позволяет
более адекватно описать феномены умственного
развития. В исследованиях интеллектуального
развития ребенка выделилось также течение,
описывающее это развитие как совершенствование
теорий, которые ребенок создает об окружающем
его мире и о себе.
Современные исследования познавательных функций доказывают, что познание может быть познано, т.е. объект исследования может быть изучен средствами этого же объекта. Инструментом исследования могут выступать:
Выделяется 2 методологических подхода к изучению когнитивных процессов: феноменологический и нейрофизиологический.
Феноменологический
подход описывает наблюдаемые
Нейрофизиологический подход объясняет процесс познания исходя из действия физиологических механизмов.
Базовой
основой когнитивных
Ментальная модель конструируется индивидуумом в процессе познания и дана ему от рождения как продукт эволюционного развития. Ментальная модель позволяет индивидууму ориентироваться в "настоящей" реальности и обеспечивает ему выживание. Это является одной из целей когнитивного процесса.
Традиционно в психологии признается два типа когнитивных процессов: явный и автоматический (скрытый, подсознательный). Они взаимообусловлены.
Явные механизмы познания доступны для наблюдения с помощью интроспекции, т.е. осознаются индивидуумом. Важной особенностью явного механизма является целенаправленный характер его деятельности, регулируемый волевым усилием. При помощи явных механизмов решается осознаваемая задача.
Скрытые процессы изучаются с помощью психологических экспериментов. В результате экспериментов показано, что скрытые познавательные способности являются приобретенными, а часть их – врожденными. Современная господствующая точка зрения – бессознательная категоризация происходит на уровне скрытых механизмов познания, которые поддаются тренировке.
Цель когнитивного моделирования – построить модель интеллектуального поведения человека, где сознание представляется в виде информационной машины.
Для
спецификации познавательного процесса
как информационного процесса используются
функциональные схемы. Блоки - схемы
строятся из функциональных блоков, связанных
между собой информационными
потоками. Грубая функциональная схема
познавательного процесса описывает
познавательную деятельность как процесс
взаимодействия функциональных блоков.
В схему включены как автоматические
действующие когнитивные
Схема состоит из функциональных блоков:
Информация о работе Психологические иссследования когнитивных функций