Психологическая устойчивость к стрессам

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:10, реферат

Краткое описание

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Устойчивость личности к стрессогенным факторам…………………….……4
Внутренние стрессогенные факторы…………………………………………..6
Внешние стрессогенные факторы……………………………………………....8
Формирование психологической устойчивости к стрессу студентов
первого курса вуза……………………………………………………………..11
Признаки стрессового напряжения у студентов в вузе……………………..14
Группы стрессоустойчивости…………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………....20

Файлы: 1 файл

ПУ в ЧС.docx

— 44.55 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

 

 

ФГБОУ ВПО ИВАНОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Кафедра гражданской защиты и управления в ЧС

 

Реферат на тему:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССАМ

по дисциплине: Психологическая устойчивость в ЧС

 

 

Выполнил:

Студент 2-ого курса

203-ей учебной группы

факультета платных образовательных услуг

Рыжалов Н.С.

 

 

 

Проверил:

Начальник

кафедры Гражданской защиты

полковник внутренней службы

Чейда И.И.

 

 

 

 

 

Иваново 2014

Содержание:

 

  1. Введение………………………………………………………………………….3
  2. Устойчивость личности к стрессогенным факторам…………………….……4
  3. Внутренние стрессогенные факторы…………………………………………..6
  4. Внешние стрессогенные факторы……………………………………………....8
  5. Формирование психологической устойчивости к стрессу студентов

первого курса вуза……………………………………………………………..11

  1. Признаки стрессового напряжения у студентов в вузе……………………..14
  2. Группы стрессоустойчивости…………………………………………………16
  3. Заключение……………………………………………………………………..18
  4. Список использованной литературы………………………………………....20

 

 

Введение

 

Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле сопровождается повышением роли человека в достижении высокой эффективности и качества деятельности, безопасности труда, возрастает количество возможных проблемных ситуаций и темп работы, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности.

Психологический стресс является одной из главных «болезней века», составляющей серьезную угрозу трудоспособности и качеству жизни населения. Психологическая устойчивость к стрессу – это интегральный показатель, в котором отражаются результаты обучения и воспитания личности, а также опыт взаимодействия с окружающей средой.

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования.

 

 

Устойчивость личности к стрессогенным факторам

 

Психологическая устойчивость как сложное качество личности объединяет целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Можно выделить три аспекта психологической устойчивости:

  • стойкость, стабильность;
  • уравновешенность, соразмерность;

- сопротивляемость, резистентность;

Одна из сторон стойкости - приверженность избранным идеалам и целям. Стойкость возможна, если удовлетворены основные высшие потребности: в самореализации, самовыражении, самоутверждении. Для части людей основные потребности ограничены витальными потребностями, потребностями в безопасности, в принятии другими людьми.

В стабильность входит постоянство функционирования, надежность в профессиональной деятельности. Успешная профессиональная деятельность является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость. Ее следует рассматривать как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивости личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях.

Составной частью устойчивости можно считать уравновешенность. Она проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение.

Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска, стресса, фрустрации. Существует комплексное понятие «сопротивляемость к стрессу»: способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, выбора как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведенческой активности.

К сожалению, наших детей как в школе, так и высших учебных заведениях не учат правильно выражать эмоции. А это грозит определенными издержками на уровне личных переживаний, может послужить внутренним источником стресса и повлиять на качество межличностных отношений. Особенно опасен дистресс или отрицательный стресс, который повышает уязвимость организма и поэтому требует немедленных мер по его преодолению. Именно такой стресс в обыденном сознании рассматривается как негативное явление, которое приносит одни страдания, что, естественно, оказывает влияние на здоровье человека. Эта точка зрения характерна для студентов, большинство из которых также рассматривают стресс только как негативное, неприятное явление в своей жизни.

Человек оценивает свои возможности и способности встретить стресс и сопоставляет их с предъявляемыми требованиями, внешними или внутренними, исполняющими роль стрессоров. Несоответствие между потенциальными стрессорами и имеющимися способностями вызывает стресс на физиологическом и психологическом уровнях. Такое несоответствие может быть обозначено как дисбаланс.

Потенциальный стресс для одного может стать жизненной трагедией, а для другого - необходимым элементом жизнедеятельности. К стрессогенным факторам социальной среды относят: факторы, поддерживающие самооценку; условия, способствующие самореализации; условия, способствующие адаптации; психологическая поддержка социального окружения, эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т.п.

Существует общая классификация, которая включает в себя деление стрессогенных факторов на внутренние и внешние.

Внутренние стрессогенные факторы

 

Под внутренними факторами следует понимать личную самооценку ситуации, например: отношения личности; сознание личности; эмоции и чувства; познание и опыт. Рассмотрим некоторые из них подробнее:

1. Отношения личности, в том числе к себе: оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом; философское (сюда можно отнести ироничное отношение к трудным ситуациям); уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое общение; терпимость, принятие других такими, какие они есть; чувство общности, в адлеровском смысле, чувство социальной принадлежности; удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли; достаточно высокая самооценка; согласованность Я - воспринимаемого, Я- желаемого, Я- реального и Я- идеального. При наличии этих факторов, положительных полюсах качеств сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным: апатия, уныние, депрессивное состояние, тревога, а настроение - сниженным, неустойчивым.

  1. Сознание личности: вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели; ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения; установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью; осознание социальной принадлежности к определенной группе. Сюда входят эмоции и чувства: доминирование позитивных эмоций; переживание успешности самореализации; эмоциональное насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства; познание и опыт: понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования; рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации, отсутствие иррациональных суждений; адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов; структурированный опыт преодоления трудных ситуаций; поведение и деятельность: активность в поведении и деятельности; использование эффективных способов преодоления трудностей.
  2. Настроение. Под настроением следует понимать относительно устойчивый компонент психических состояний, основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний, чувствами и эмоциями, переживаниями событий, происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическим и физическим тонусом индивида.

Именно настроение выступает тем звеном, через которое сниженная из-за внешних или внутренних причин психологическая устойчивость обусловливает изменения в психическом состоянии в негативном направлении.

Можно выделить индивидуальные особенности, в наибольшей степени предрасполагающие к стрессу: повышенная тревожность; гневливость, враждебность, особенно подавляемые, агрессия, направленная на себя; эмоциональная возбудимость, нестабильность; пессимистическое отношение к жизненной ситуации; замкнутость, закрытость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешние стрессогенные факторы

 

К ним относятся: социальная среда, внешнее окружение. Заметим, что все они не охватывают полного базиса стресса. В поддержании его так или иначе участвуют все структуры личности. Так, например, на уровне темперамента свойствами, предрасполагающими к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность, тревожность. Существенное влияние оказывает уровень развития волевых качеств.

Важная составляющая стрессогенных факторов - позитивный или негативный образ «Я», в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности. В своих работах Л.Г. Ионин отмечает, что в «инсценировках групп» превалируют внешние знаки идентификации: их члены осваивают символику одежды, кожаные куртки, казачью форму, специфический жаргон, стиль движений и приветствий. Для многих объединений такого рода характерна своя субкультура. В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает, в частности, это проявляется в том, что обостряется потребность в групповой принадлежности. Как и в других странах, переживающих или переживавших эпоху выраженной социальной нестабильности, в России удовлетворить эту потребность в наибольшей степени способны межпоколенные общности - семья и этнос.

Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», частью какой-либо группы, осознавая принадлежность к которой, человек обретает опору в жизни. К таким группам можно отнести этнические группы, партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения лиц близкого возраста, сходных интересов. Многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но членство в них не всегда приводит к удовлетворению потребности в психологической стабильности.

Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какую-то провинность из группы исключить. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос становится для человека надежной группой поддержки.

Еще одним немаловажным фактором психологической устойчивости является семья. Она играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения.

Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, незаменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

Психологическими стрессогенными факторами в этом случае являются также затруднения самореализации, восприятие себя неудачником; внутриличностные конфликты; телесные расстройства. Неблагоприятные факторы, стрессоры вызывают реакцию стресса, то есть стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая плохая адаптация.

Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь, может стать причиной психосоматических заболеваний.

Информация о работе Психологическая устойчивость к стрессам