Адаптация персонала. Стресс и стрессоустойчивость

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном предприятия. К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации.
Также стоит обратить внимание на стресс, возникающий при адаптации персонала. Стоит анализировать причины его возникновения, влияния его на организм человека, а также изучение способов борьбы со стрессами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА. СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ.
1.1. Понятие, этапы и виды адаптации персонала……………………………..5
1.2. Организация процесса адаптации…………………………………………..9
1.3. Стресс и стрессоустойчивость. Пути их преодоления…………………..12
2. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АВТОЦЕНТР
«БЕРЁЗКА». СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АВТОЦЕНТР «БЕРЁЗКА».
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Автоцентр
«Берёзка»………………………………………...………………………………………15
2.2. Организация процесса адаптации на предприятии ООО «Автоцентр
«Берёзка»…………………………………………………………………………….…...16
2.3. Стресс, возникающий при адаптации персонала на ООО «Автоцентр
«Берёзка»………………………………………………………………………….……...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Содержание КУРСОВАЯ.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

       СОДЕРЖАНИЕ

       ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

       1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА. СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ.

    1.1. Понятие, этапы и виды адаптации персонала……………………………..5

    1.2. Организация процесса адаптации…………………………………………..9

    1.3. Стресс и стрессоустойчивость.  Пути их преодоления…………………..12

    2. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АВТОЦЕНТР

«БЕРЁЗКА». СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АВТОЦЕНТР «БЕРЁЗКА».

    2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Автоцентр

«Берёзка»………………………………………...………………………………………15

       2.2. Организация процесса адаптации на предприятии ООО «Автоцентр

    «Берёзка»…………………………………………………………………………….…...16

    2.3. Стресс, возникающий при адаптации персонала на ООО «Автоцентр

    «Берёзка»………………………………………………………………………….……...21

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

       ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Подбор  и прием на работу представляет собой  довольно длительный и дорогостоящий  процесс — к первому дню  работы нового сотрудника организация уже затрачивает на него значительные средства. Поэтому организация заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник во-первых, не уволился через несколько дней или недель, во-вторых, как можно быстрее начал приносить организации определенный доход. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию — важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам.

       Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном предприятия. К  сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации.

       Также стоит обратить внимание на стресс, возникающий при адаптации персонала. Стоит анализировать причины его возникновения, влияния его на организм человека, а также изучение способов борьбы со стрессами.

       Целью данной курсовой работы является изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом, его неотъемлемой части и проблемы стресса и стрессоустойчивости при адаптации на предприятии. Соответственно, задачами будут:

    1) теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация, введение в должность и  стресса, возникающего  при адаптации персонала;

    2) детальный разбор системы эффективного управления адаптацией в организации и способов борьбы со стрессом на предприятии. 

       1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА. СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ. 
 

       1.1. Понятие, этапы и виды адаптации  персонала. 

       В общем смысле адаптацией является реакция  субъекта на изменение условий его  жизнедеятельности, которая противодействует действительному или возможному снижению ее эффективности. Этой реакцией можно целенаправленно управлять.

       Адаптация имеет две стороны:

       1)  Совокупность внутренних психологических процессов, в рамках которых происходит отвыкание человека от прежней работы и привыкание к новой, полное приспособление (ассимиляция) к среде, отождествление личных интересов и целей с общими (идентификация).

       2) Совокупность организационных мероприятий, протекающих под контролем службы персонала и облегчающих новому работнику овладение новыми трудовыми функциями, знаниями и навыками, усвоение правил и стандартов поведения, приспособление к условиям труда и социальной среде.[6]

       Конкретные  задачи такого управления:

       1) ускорение достижения приемлемых показателей в работе;

       2) облегчение вхождения в коллектив;

       3) снижение чувства тревожности, неуверенности в себе;

       4) сокращение текучести кадров;

       5) экономия затрат времени окружающих на помощь и консультации;

       6) повышение удовлетворенности работой;

       7) достижение в результате общей экономии затрат.

       Обычно  адаптация на «самотеке» продолжается до 1,5 лет, но при грамотном управлении ее срок сокращается до нескольких месяцев.

       Процесс адаптации включает несколько этапов:

       1) Ознакомительный, длящийся примерно месяц. В его рамках происходит знакомство нового сотрудника с организацией, обязанностями, правами, требованиями, возможностями (за этот период можно продемонстрировать свои возможности). Одновременно происходит оценка его подготовленности к работе.

       2) Этап вхождения (продолжительность до года), когда достигается овладение системой знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональных требований, освоение в новом коллективе.

       3) Интеграционный, в течение которого постепенно происходит приобретение, углубление и совершенствование необходимых навыков и знаний, формирование их единого комплекса. Работник приобретает квалификацию соответствующего уровня, превращается в специалиста, способного самостоятельно и заинтересованно работать, получать удовлетворение от своего труда, стремиться к совершенствованию.

       Способность человека к адаптации определяется возможностью предвидеть основные негативные факторы, с которыми он может столкнуться, и умением быстро на них реагировать.

       Принято различать первичную (для лиц, не имеющих трудового опыта), связанную, как правило, с большими трудностями  адаптацию. Элементом первичной  адаптации можно считать профессиональную ориентацию, представляющую собой комплекс организационно-воспитательных мероприятий, направленных на ознакомление с существующими видами деятельности, выявления интереса, склонности и пригодности к ним, показ их социального престижа, привлекательности и значимости, формирование личной предрасположенности. Это позволяет молодым людям принять соответствующее решение или повысить уровень своей трудовой мотивации.

       Этапами профессиональной ориентации являются:

       1) знакомство с профессией, дающее о ней начальное представление;

       2) осознание своих интересов и способностей в данной области;

       3) принятие решения.

       Так же существует вторичная (для опытных  работников), обычно протекающая быстрее  и не требующая особой помощи со стороны руководителя адаптация.

       По  направленности выделяют несколько  видов адаптации, основными среди  которых считаются организационная, профессиональная, социально-психологическая, психофизиологическая.

       Организационная адаптация состоит в приспособлении к новому месту работы, действующим правилам и порядкам, организации труда, способам действий (для начала в стандартных ситуациях).

       Профессиональная  адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых знаний, навыков, приемов, техники и технологии деятельности. Считается, что полный срок профессиональной адаптации составляет 5 – 8 лет.

       На  профессиональную адаптацию влияют следующие факторы:

       1) рабочая среда (место, технология, окружение);

       2) личные особенности работника (опыт, знания, умения, навыки);

       3) мотивация (интересы, чувство долга, стремление к профессиональному росту);

       4)индивидуально-психологические свойства (коммуникабельность, активность, доброжелательность);

       5) помощь и контроль со стороны руководителя и коллег, стимулирование;

       6) особенности производственных заданий, темпы включения в работу.

       Психофизиологическая  адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха особых сложностей не представляет. Она протекает быстро и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, а также от характеристики самих этих условий. Тем не менее большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.                                               

       Социально-психологическая  – адаптация к коллективу и его нормам, особенностям взаимоотношений, своей новой роли и статусу; к руководству и коллегам. Она может быть связана с немалыми трудностями:

       1) обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой препятствий;

       2) переоценка значения теоретических знаний и инструкций и недооценка важности живого человеческого общения, практического опыта и прочее.

       Социально-экономическая  – адаптация к уровню и способам получения доходов. Успех адаптации  обусловлен:

       1) высоким исходным уровнем опыта, знаний и навыков;

       2) интересом к организации и новой работе, наличием перспективы;

       3) обладанием необходимыми волевыми и психологическими качествами (упорством, хладнокровием, терпением и тому подобное);

       4) своевременной помощью окружающих, прежде всего руководителя;

       5) умением предвидеть трудности и своевременно реагировать на неожиданные ситуации и прочее.

       Признаками  успешной адаптации являются;

       1) овладение необходимыми  профессиональными навыками и знаниями;

       2) появление интереса к организации и работе, которая начинает играть все более значительную роль в жизни, и ощущения связи с профессией, удовлетворенность;

       3) неукоснительное выполнение требований трудовой дисциплины;

       4) стремление к совершенствованию;

       5) хорошие взаимоотношения в коллективе, ощущение психологического комфорта.

       В то же время адаптация связана  немалыми трудностями:

       1) предубеждение и негативное отношение на первых порах окружающих (особенно руководителя);

       2) необходимость выполнения новых обязанностей, часто в непривычных условиях (при отсутствии необходимого опыта и навыков и непригодности многих прежних), поэтому значительная подверженность стрессам;

       3) несоответствие представлений и реальности (неудовлетворенность возможностями организации, обманутые ожидания);

       4) безразличное отношение нового коллектива;

       5) сложность разрыва прежних связей и привыкания к новым нормам.

       Помимо  адаптации человека к работе сегодня  необходимо и обратное – адаптация  работы к человеку, что предполагает:

Информация о работе Адаптация персонала. Стресс и стрессоустойчивость