Адаптация персонала. Стресс и стрессоустойчивость

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном предприятия. К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации.
Также стоит обратить внимание на стресс, возникающий при адаптации персонала. Стоит анализировать причины его возникновения, влияния его на организм человека, а также изучение способов борьбы со стрессами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА. СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ.
1.1. Понятие, этапы и виды адаптации персонала……………………………..5
1.2. Организация процесса адаптации…………………………………………..9
1.3. Стресс и стрессоустойчивость. Пути их преодоления…………………..12
2. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АВТОЦЕНТР
«БЕРЁЗКА». СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АВТОЦЕНТР «БЕРЁЗКА».
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Автоцентр
«Берёзка»………………………………………...………………………………………15
2.2. Организация процесса адаптации на предприятии ООО «Автоцентр
«Берёзка»…………………………………………………………………………….…...16
2.3. Стресс, возникающий при адаптации персонала на ООО «Автоцентр
«Берёзка»………………………………………………………………………….……...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Содержание КУРСОВАЯ.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

       8) автомойка и т.д.

       Общество  является юридическим лицом, отвечает по своим обязательством всем своим  имуществом, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде; предлагает качественный, сертифицированный и проверенный товар клиенту, а также несет полную юридическую ответственность, за некачественный (ремонт) товар и услуги.

       За  год успешной работы организация  наладила прочные контакты со многими автопроизводителями, заслужили доверие автолюбителей, а также крупных организаций Сызрани.

       Миссия  автоцентра заключается в том, чтобы  донести до масс населения, имеющих  автомобиль, как можно качественнее обслуживать свое авто. Для этого каждый уважающий себя руководитель, должен тщательно отбирать сотрудников.

       Очень мало квалифицированных людей в  этой сфере услуг. Рабочий в этой области должен знать все плюсы  и минусы своей работы. Очень много  тонкостей при ремонте и т.д., любая ошибка может повлечь за собой целый ряд не стыковок, при последующей эксплуатации автомобиля, когда он вернется к хозяину.

       Задачей, руководителя любой организации является качество подготовки сотрудников. И «Автоцентр «Берёзка» не является исключением. 
 

       2.2 Организация процесса адаптации на предприятии ООО «Автоцентр «Берёзка». 

       При приходе работника на предприятие  происходит его адаптация к новой  работе с новыми условиями, требованиями и новым коллективом. Зачастую адаптация  нового работника протекает под  наблюдением уже работающего  персонала, который облегчает работнику овладение новыми трудовыми функциями, знаниями и навыками, помогают усвоить правила и стандарты поведения, приспособиться к условиям труда и социальной среде.

       Задачами  адаптации на предприятии являются:

       1) облегчение вхождения нового сотрудника в коллектив;

       2) снижение чувства тревожности, неуверенности в себе;

       3) экономия затрат времени окружающих на помощь и консультации;

       4) помощь в достижении приемлемых показателей в работе;

       5) усиление чувства удовлетворенности работой, коллективом и достижениями.

       Процесс адаптации на предприятии проходит в несколько этапов.

       Первый  этап длится примерно месяц, когда происходит знакомство сотрудника с предприятием, со своими обязанностями, правами, требованиями, возможностями и со своим новым коллективом. На этом же этапе происходит оценка его подготовленности к работе, его навыков, умений и знаний в определенной деятельности.

       Второй  этап имеет продолжительность до года. Здесь работник осваивается  в своем коллективе и овладевает системой знаний, навыков в определенной сфере деятельности, которые необходимы для выполнения профессиональных требований. В этот период сотрудник может показать себя с плохой или с хорошей стороны, показать свою выдержку и способность работать в различных условиях. Работодатель же в свою очередь сможет оценить его по-своему, где-то направить его, где-то помочь ему. Коллективу в этот период необходимо понимать нового работника, быть с ним поосторожней, делать ему снисхождения и не выплескивать свои эмоции на него, чтобы он чувствовал себя уверенно и не замкнуто.

       На  третьем этапе происходит уже  углубление и совершенствование  необходимых навыков и знаний к работе. Работник приобретает квалификацию соответствующего уровня, превращается в специалиста, способного самостоятельно и заинтересованно работать. Работник получает удовлетворение от своих трудов и достижений, он стремится к самосовершенствованию. Соответственно работодатель начинает гордиться таким работником, старается его поощрить и всячески похвалить.

       Конечно же адаптация не всегда проходит так  благоприятно, как кажется. Иногда работнику  бывает очень сложно приспособиться, и он не выдерживает большого напряжение. Естественно такие работники  долго на предприятии не задерживаются.

       Лица, приходящие на предприятие без опыта работы очень часто сталкиваются с трудностями при адаптации к работе, а вот опытные работники проходят адаптацию с легкостью и не требуют большой помощи со стороны работодателя.

       Придя на предприятие сразу после получения образования, работник в первую очередь знакомится со своей профессией на таком предприятии как например  ООО «Автоцентр «Берёзка». Работник осознает свои интересы и способности в данной отрасли, которые во многих случаях могут не совпадать с его личными представлениями и интересами.

       Успешной  адаптация может быть при таких  признаках:

       1)  работник обладает высоким уровнем знаний, имеет опыт работы;

       2) проявляет интерес к новой работе и пытается узнать лучше деятельность предприятия;

       3) обладает силой воли, упорством, хладнокровием и терпением для успешного прохождения адаптации, так же умением показать себя с лучшей стороны;

       4) работнику оказана своевременная помощь со стороны руководителя;

       5) умеет предвидеть трудности и может своевременно реагировать на неожиданные ситуации;

       6) стремится к самосовершенствованию;

       7) неукоснительно выполняет  требования трудовой дисциплины;

       8) старается наладить хорошие взаимоотношения в коллективе и прочие показатели.

       Организационные мероприятия на предприятии при  процессе адаптации состоят из двух частей. Первая часть – введение в деятельность предприятия, которое осуществляется заместителем директора. Здесь происходит ознакомление с работой предприятия, условиями труда, правилами поведения. Так же предоставляется бланк для прохождения техники безопасности, пожарной безопасности и охраны труда. Сообщаются такие сведения, как структура, руководство, вид деятельности предприятия, требования к внешнему виду, процедура найма и увольнения, правила поведения, форма оплаты труда, система вознаграждения, порядок предоставления отпусков. Дополнительно предоставляют сведения о страховании, выходных пособиях, возможности обучения, наличии столовой, буфетов, оздоровительных центров.

       Вторая  часть – введение в подразделение  и должность. Новичкам руководством организуется курс специальной ориентации. В этот курс входят следующие вопросы:

       1) внутренние и внешние отношения и связи;

       2) процедуры, правила и предписания, касающиеся выполнения работы, оформление документов, а также поведения при пожарах и авариях;

       3) правила гигиены;

       4) персональные обязанности и ответственность, ожидаемые результаты;

       5) продолжительность и распорядок рабочего дня, сверхурочные, замены;

       6) личная информация (объяснение того, где что взять, как ремонтировать, у кого просить помощь, как действовать в случае опоздания, болезни, необходимости получить отгул; организация отдыха, перерывов, приема пищи; телефонных разговоров личного характера):

       7) возможность повышения квалификации;

       8) смотр подразделения, комнат отдыха, мест для курения, различных специальных служб;

       9) знакомство с руководством и будущими коллегами.

       Перед приходом новичков руководитель предприятия  проверяет подготовленность рабочего места, проинформированы ли  о нем  коллеги, подготовлены ли документы (такими документами могут быть памятки для новых сотрудников, в которых отражаются ответственность, требования к работе, распорядок дня, контроль, основания для поощрения и наказания, критерии оценки труда и прочее), составлен ли план-график введения в должность. В план-график введения в должность на предприятии ООО «Автоцентр «Берёзка» входят такие пункты, как сведения об охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности.

       Важнейшим социальным и физиологическим свойством  человека является работоспособность – возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с определенной эффективностью. Она зависит от состояния здоровья и естественных ресурсов организма, особенностей нервной системы, тренированности, а так же во многом от адаптированности к условиям и характеру труда. Работоспособность напрямую зависит от адаптации. Если адаптация проходит значительно тяжело, то это скажется на работоспособности сотрудника.

       Причинами низкой работоспособности могут  стать:

       1) незавершенность адаптации и восстановление забытых навыков;

       2) иная, по отношению к выполняемой работе, психологическая установка (мысли о другом);

       3) воздействие неблагоприятных внешних факторов;

       4) отрицательное или безразличное отношение к работе;

       5) специфические эмоциональные состояния (стресс, эйфория).

       Работодатель  может выявить низкую работоспособность  на предприятии за счет таких показателей:

       1) появление ошибок и нарушений техники безопасности;

       2) неспособность выполнить действия, предусмотренные содержанием работы, их замещение сложными стереотипными операциями;

       3) неустойчивость трудовой деятельности.

       Работоспособность на предприятии может изменяться в течение дня, суток, недели, месяца, года. В течение дня ее динамика имеет несколько стадий:

       1) нарастающая работоспособность продолжается 1 – 1,5 ч.;

       2) достигаются наилучшие результаты при минимальной затрате энергии, сохраняющиеся в течение 2 – 2,5 ч.;

       3) снижение к середине дня в связи с обеденным перерывом.

       Аналогичная динамика имеет место по дням недели. Наилучшие показатели наблюдаются во вторник, среду и четверг; в пятницу и субботу работоспособность падает. Это обусловлено утомлением и переутомлением работников. На таком небольшом предприятии как ООО «Автоцентр «Берёзка» на утомление работников влияет, прежде всего информационная нагрузка (характер и количество информации), нерезультативная работа, однообразие выполняемых обязанностей, повышенная ответственность, дефицит времени, чрезмерные психические усилия.  

       2.3. Стресс, возникающий при адаптации персонала на ООО «Автоцентр «Берёзка»  

       На  предприятии существуют небольшие  проблемы, связанные с адаптацией персонала различного рода. Одной  из них являются стресс и стрессоустойчивость.

         Иногда проблемой становится  плохая сплоченность коллектива, когда коллеги отвергают вновь пришедшего работника. Тогда этот работник чувствует себя изгоем и естественно это может привести к большому стрессу данного работника и в дальнейшем даже  его потере.

       Также при приходе на новую работу уровень знаний в свою очередь тоже является проблемой, если руководитель будет обладать высоким уровнем знаний, а его подчиненные наоборот – это создаст положение «генерала без войска», в противном случае коллектив будет «стадом без пастуха».

       Работа  на предприятии осуществляется в  несколько смен, что является тяжким  условием для сотрудников, тем более только что пришедших. Происходит постоянное утомление, стресс в работе. Усталость сигнализирует о необходимости прекратить работу или снизить ее интенсивность. Однако она не всегда соответствует степени утомления, поскольку, если работа выполняется с удовольствием, человек меньше устает, даже, несмотря на ее тяжесть и неприятный характер. 

Информация о работе Адаптация персонала. Стресс и стрессоустойчивость