Адаптация персонала. Стресс и стрессоустойчивость

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном предприятия. К сожалению, важность мероприятий по адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации.
Также стоит обратить внимание на стресс, возникающий при адаптации персонала. Стоит анализировать причины его возникновения, влияния его на организм человека, а также изучение способов борьбы со стрессами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА. СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ.
1.1. Понятие, этапы и виды адаптации персонала……………………………..5
1.2. Организация процесса адаптации…………………………………………..9
1.3. Стресс и стрессоустойчивость. Пути их преодоления…………………..12
2. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АВТОЦЕНТР
«БЕРЁЗКА». СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АВТОЦЕНТР «БЕРЁЗКА».
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Автоцентр
«Берёзка»………………………………………...………………………………………15
2.2. Организация процесса адаптации на предприятии ООО «Автоцентр
«Берёзка»…………………………………………………………………………….…...16
2.3. Стресс, возникающий при адаптации персонала на ООО «Автоцентр
«Берёзка»………………………………………………………………………….……...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Содержание КУРСОВАЯ.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

       1) организацию рабочих мест в соответствии требованиями эргономики;

       2) гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени в соответствии с индивидуальными особенностями людей;

       3) построение структуры организации (подразделения), распределение трудовых функций и конкретных заданий, исходя из личных способностей работников;

       4) индивидуализацию системы стимулирования.

       5) поощрения и наказания, критерии оценки труда и прочее. 
 

       1.2. Организация процесса адаптации. 

       Организационные мероприятия (индивидуальные и коллективные) в рамках процесса адаптации, схему которых людям желательно сообщать, можно объединить в две группы:

       1) связанные с введением в организацию;

       2) связанные с введением в подразделение и должность.

       Введение  в организацию обычно осуществляется кадровыми службами в основном в  форме курса общей ориентации, который читается группе вновь принятых работников. Здесь происходит их ознакомление с организацией, ее политикой (в том числе в кадровой сфере), условиями труда, правилами поведения, основными требованиями к работе. В западных фирмах обычно сообщаются следующие сведения:

       1) об организации в целом – история, традиции, структура, руководство, виды деятельности, продукция, потребители, приоритеты развития, проблемы;

       2) порядках – процедуры  найма, увольнения, требования к внешнему виду, поведению, внутренние отношения;

       3) кадровой и социальной политике;

       4) оплате труда – формы и системы вознаграждения, оплата за выходные  и сверхурочные, условия премирования и прочее;

       5) режиме труда и отдыха, порядке предоставления отпусков и отгулов;

       6) дополнительных льгот;

       7) охране труда и технике безопасности;

       8) вопросах, связанных с управлением персоналом;

       9) отношениях с профсоюзами;

       10) о решении бытовых проблем;

       11) экономическом положении организации.

       Индивидуальное  введение в организацию начинается сразу же после принятия предложения о работе путем предварительного рассказа о ней, предоставлении книг, брошюр, буклетов и тому подобное.

       Введение  в подразделение может быть индивидуальным и коллективным. В последнем случае группе новичков руководством организуется курс специальной ориентации (в небольшом подразделении необходимую информацию сообщает непосредственный руководитель в личной беседе.)

         Индивидуальное введение в должность  завершается на рабочем месте  непосредственным руководителем  или наставником. Оно является длительным процессом, в том числе после того, как человек уже начинает работать.

       Первый  день оставляет самые глубокие впечатления, поэтому в этот момент к новичкам надо относиться особенно дружелюбно.

       Введение  в должность планируется в  письменной форме, фиксируется после завершения каждого этапа, контролируется.

       Чтобы оно было эффективным, перед приходом новичка целесообразно  выяснить:

       1) Подготовлено ли рабочее место (оборудование, помещение).

       2) Проинформированы ли официально о нем будущие коллеги (фамилия, имя, послужной список, намечаемые функции) и будет ли он благожелательно встречен ими.

       3) Кого назначить шефом, обладающим высоким статусом в коллективе, коммуникабельным, готовым прийти на помощь, оказать содействие в освоении тонкостей своей и смежных профессий и привлекать к делам коллектива.

       4) Подготовлены ли документы для новичка.

       Таким документом может быть памятка для  новых сотрудников, в которой  отражаются обязанности и ответственность, требования к работе, распорядок дня, подотчетность, контроль, основания для поощрения и наказания, критерии оценки труда и прочее.

       5) В какой форме будет осуществляться адаптация (наставничество, семинар, курсы, ролевые игры и тому подобное).

       6) К каким задачам новичок может приступить сразу. Новому работнику нельзя давать трудных заданий, а начать для укрепления уверенности в себе и желания работать с поручений средней сложности, не забывая об инструктировании.

       7) Составлен ли план-график введения в должность. План-график введения в должность составляет непосредственный руководитель с запасом 10 – 15% времени.

       В процессе индивидуального введения в должность непосредственный руководитель поздравляет нового сотрудника с  началом работы, представляет коллективу, знакомит с подразделением и обстановкой с ним, подробно излагает требования, сообщает о трудностях, которые могут встретиться, и о наиболее распространенных ошибках в работе, о будущих коллегах, особенно тех, у кого трудный характер, и тех, на которых всегда можно положиться, попросить совета.

       В результате у человека складывается ощущение, что его ждали, к его  приходу готовились. Это позволяет  уменьшить психологическую боязнь провала, избежать на первых порах многих ошибок, сформировать позитивное отношение  к новым обязанностям и окружению, тем самым – снизить вероятность разочарования и досрочного ухода. 

       Если  новичок хорошо проинструктирован, испытывает доверие к руководителю, организации, усвоил предъявляемые  к нему требования, комфортно себя чувствует, он будет эффективно и  с желанием работать. 
 

       1.3 Стресс и стрессоустойчивость.  Пути их преодоления. 

         Процесс адаптации часто бывает  сопряжен со стрессом. Стресс  представляет собой особое нервное  состояние индивида, порожденное  тем, что окружающая действительность  в его восприятии существенно отличается от ожиданий. Такое расхождение вызывает неприятные ощущение, затянувшееся переживание которых становится причиной нервно-психических расстройств.

       Стресс  – это психологический процесс  приспособления организма к такому состоянию, направленный на его самосохранение.

       Различают несколько видов стресса:

       1) физиологический, вызываемый излишними физическими нагрузками;

       2) психологический, связанный со сложными отношениями с окружающими;

       3) информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации;

       4) управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых решений;

5) эмоциональный, проявляющийся при опасности, неожиданной радости.[7]

       Основные  источники стрессовых ситуаций:

       1) Особенности трудового процесса: «рваный» ритм, повышенная ответственность, однообразие, монотонность, недогрузки и перегрузки, плохая организация деятельности, отсутствие необходимых перерывов, дефицит времени и прочее.

       2)Положение индивида в организации: высокое обычно связано со значительными нервными нагрузками, низкое – с непрестижностью, плохими условиями труда, отсутствием должного уважения со стороны окружающих, поддержки, обратной связи, неудовлетворительной заработной платой и невозможностью реализовать себя.

       3)Неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отсутствие взаимной поддержки и помощи, плохие отношения с руководством, служебные конфликты и прочее.

       4) Трудности согласования служебных и семейных обязанностей.

       5) Неумение сотрудника самостоятельно справиться с возникающими проблемами, нравственные дефекты личности.

       6) Личные качества работника: отсутствие необходимых знаний, навыков, низкая способность контролировать себя, свои эмоции.

       7) Неблагоприятные социальные и бытовые условия.

       Во  многих случаях имеет место одновременное  действие нескольких факторов. Толчком стрессу обычно дает какое – то из ряда вон выходящее событие, которое субъект начинает внутренне оценивать, и если последствия предполагаются негативными, возникает стресс. В своем развитии он проходит следующие стадии:

       1) напряжение характеризуется ощущением опасности, осознанием травмирующих факторов, чувством безысходности при невозможности их устранения, тревогой и депрессией;

       2) сопротивление нарастающему стрессу связано с неадекватным эмоциональным реагированием (черствость, равнодушие, экономия эмоций не только на работе, но и дома, упрощение способов исполнения  профессиональных обязанностей);

       3) истощение: появляется ощущение эмоционального дефицита, отстраненности (исключение эмоций из профессиональной деятельности), невозможности сопереживать, помогать другим, безразличие ко всему, в том числе к работе, утрата интереса к людям, ненависть, презрение к ним, болезненные ощущения в организме, в сердце, бессонница, страх.

       Здесь организм находится в состоянии  мобилизации всех своих сил для  сопротивления, которое продолжается, пока воздействие стрессора не превышает  его возможностей сопротивляться. В  противном случае происходит истощение  сил.

       Чтобы этого избежать, человек начинает искать пути изменения хода событий или внутреннего отношения к ним. Обычно используется комбинация этих подходов.

       Как правило, люди, уверенные в своих  силах и способности изменить положение дел, пользуются внутренними  ресурсами и успешно справляются с проблемами.

       Для управления стрессом необходимо прежде всего тщательно проанализировать ситуацию, выявить факторы, его порождающие, и определить, какие из них поддаются  целенаправленному воздействию, а  какие – нет. Затем намечается план действий, на выбор которых влияют личные качества субъекта, особенности ситуации, имеющиеся ресурсы, поддержка со стороны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АВТОЦЕНТР «БЕРЁЗКА». СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «АВТОЦЕНТР «БЕРЁЗКА» 
 

       2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Автоцентр «Берёзка»  

       ООО «Автоцентр «Берёзка» является обществом с ограниченной ответственностью зарегистрированном   16 августа 2010 года. Место нахождения общества:  446013, Самарская обл., г.Сызрань ул.Плеханова 3. Учредителями являются физические лица.  Уставный капитал общества составляет 10000 рублей, который разделен на доли учредителей.

       Кадровый  состав предприятия составляет 20 человек.

       Предметом деятельности ООО «Автоцентр «Берёзка» являются:

       1) розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;

       2) мелкосрочный ремонт;

       3) шиномонтаж;

       4) химчистка салона;

       5) заправка кондиционеров;

       6) замена всех видов масел;

       7) аппаратная промывка инжекторов;

Информация о работе Адаптация персонала. Стресс и стрессоустойчивость