Психологическая устойчивость к стрессам

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:10, реферат

Краткое описание

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Устойчивость личности к стрессогенным факторам…………………….……4
Внутренние стрессогенные факторы…………………………………………..6
Внешние стрессогенные факторы……………………………………………....8
Формирование психологической устойчивости к стрессу студентов
первого курса вуза……………………………………………………………..11
Признаки стрессового напряжения у студентов в вузе……………………..14
Группы стрессоустойчивости…………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………....20

Файлы: 1 файл

ПУ в ЧС.docx

— 44.55 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование психологической устойчивости к стрессу студентов первого курса вуза

 

Стрессогенные факторы, влияющие на психологическую устойчивость, зависят от той или иной деятельности. Далее рассмотрим более подробно специфику формирования психологической устойчивости к стрессу студентов первого курса вуза. Следует отметить, что время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности и первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. В этом возрасте проявляется усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение управлять собой. Повышается интерес к нравственным проблемам: цели, образу жизни, долгу, любви, верности и т.д. Этот возраст является этапом формирования самосознания и собственного мировоззрения. В этот период начинает формироваться умение принимать ответственные решения, определяющие всю дальнейшую жизнь человека, а именно: выбор профессии и своего места в жизни, определение смысла жизни, выработка жизненной позиции. Вчерашние школьники, определяясь в своей будущей профессиональной деятельности, стоят на пороге студенческой жизни. Развитие профессиональных компетенций происходит только тогда, когда студент благополучно прошел процесс

адаптации к новой для него образовательной и социальной среде, уверен в правильности своего выбора, испытывает внутреннюю потребность в развитии и готов к самореализации. Причем личностная адаптация – это не простое приспособление личности к социальной среде, а действенное стремление к установлению оптимальных взаимоотношений с социальной средой. Адаптация к вузовским условиям учебы, досуга связана с резким изменением социального положения личности. В связи с тем что происходит усложнение деятельности, юноши и девушки вступают в новую для них систему отношений, традиций, стереотипов, ценностей и т.д., меняется и представление о содержании предстоящей деятельности, об особенностях новой социальной микросреды. Новые представления, знания о деятельности и среде ведут к внутренней коррекции, самокоррекции, которая начинается с ориентированности в себе, в деятельности, в социальном пространстве, времени – психологическом времени личности. Студент, поступивший в вуз, задает себе вопросы: что я могу, что не могу, как меня воспринимают однокурсники, лучше я или хуже других, кем я буду после окончания вуза, достигну ли успеха и в какой сфере или в ряде сфер деятельности и т.п. На основе ориентированности, которая является неотъемлемой частью самоопределения, выстраивается и направленность личности на себя, на деятельность, на социальное окружение; ее взгляды, идеалы как образцы для уподобления, интересы, ценностные ориентации, жизненные планы, цели и перспективы. Претерпевает перестройку в связи с новым целеполаганием и мотивацией установка на самоутверждение, Я-концепция. Сущность проблемы личностной адаптации – «в успешном освоении новых условий деятельности и вхождения, “вживания” в систему новых официальных и – что еще важнее – неофициальных взаимоотношений, нахождение в другой

микросреде определенного статуса, самоутверждение в эмоционально комфортной, перспективно обнадеживающей позиции, причем это не только процесс активного приспособления и волевой регуляции усвоенных норм и ценностей, но и готовность к использованию различных ресурсов: информационных, коммуникативных, организационных; способствующих профессиональному и личностному становлению».

 Одновременно  происходит адаптация и в социально-психологическом  плане. Под ней следует понимать  осознание социального статуса, ролевого поведения в системе  межличностных отношений, формирования  и реализации определенных ценностных  ориентаций, групповых норм и  т.д. На протяжении первого-второго  курсов обучения складывается  студенческий коллектив, формируются  навыки и умения рациональной  организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и формированию профессионально значимых качеств личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки стрессового напряжения у студентов в вузе

стресс личность психологический устойчивость

К ним относятся следующие внутренние и внешние факторы.

К внутренним в данном случае можно отнести следующие факторы: невозможность сосредоточиться на чем-то; слишком частые ошибки в работе; ухудшение памяти; слишком часто возникающее чувство усталости; очень быстрая речь; невозможность логически выстроить свои мысли; довольно часто появляются боли - голова, спина, область желудка; повышенная возбудимость; работа не доставляет прежней радости; потеря чувства юмора; резко возрастает количество выкуриваемых сигарет; появляется пристрастие к алкогольным напиткам; постоянное ощущение недоедания; пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде; невозможность вовремя закончить работу.

К внешним факторам будут относиться следующие:

  1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, то есть задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Например: студенту поручили непомерное количество заданий на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация - чувство крушения, а также чувство безнадежности и материальных потерь. Но недогрузка для студента может вызвать точно такие же чувства. Студент, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре вуза и ощущает себя явно невознагражденным;
  2. Конфликт ролей. Он возникает тогда, когда к студенту предъявляют противоречивые требования. Стресс может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой;
  3. Неопределенность ролей. Возникает в том случае, если студент не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но уклончивы и неопределенны. В этом случае необходимо иметь правильное представление об ожиданиях педагогов – что и как должен выполнить студент, как его после этого будут оценивать;
  4. Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что наличие более интересной работы ведет к тому, что проявление беспокойства и физического недомогания меньше, чем при занятии неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим;
  5. Существуют также и другие факторы, вызывающие стрессовое состояние студента, такие как физические условия, температурный режим, освещение и пр. Стресс в этом случае может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы стрессоустойчивости

По степени сопротивляемости студента к стрессирующим нагрузкам можно выделить четыре группы стрессоустойчивости, сопротивляемости стрессу. Эти группы образуются от двух пар признаков: «рациональность – иррациональность» и «правые – левые».  Особенность иррационалов в том, что они легко и быстро переключаются между делами, событиями, процессами. Например, если пригласить иррационала в кино, то лучше это сделать сейчас. Скорее всего он быстро согласится. Рационала надо приглашать заблаговременно, лучше сказать ему, что есть хороший фильм и на него имеются билеты на выходные. Рационалы не очень любят какое-либо вмешательство в свои планы, они предпочитают размеренность. Поэтому переключаются хуже.

Признаки «правые – левые» – это так называемый настрой на процесс и результат. Кто-то проявляет склонность решать задачу стабильными методами, без скачков и отклонений. Они ориентированы на отлаженный процесс – это «правые». Им присуща ярко выраженная тенденция к самоорганизации, стабилизации, объединению, сосредоточению внимания на исходном и игнорированию различий. Но именно ориентация на процесс не всегда хороша – они начинают «вязнуть» в процессе, как в трясине. И не надо забывать, что стресс является и результатом, и процессом, поэтому «правыми» он переживается дольше, чем «левыми».

               У «левых» ярко выражен настрой на результат и желание быстро выйти из стрессовой ситуации. Для них характерно скачкообразное развитие, стремление «поставить точку», добиться результата. Им необходима четкость и ясность дела.  Высокой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям обладают левые иррационалы. Их преимущество в том, что они хорошо решают задачи в экстремальных условиях. Внезапное изменение ситуации мобилизует их, придавая новые силы. Их можно назвать эластичными. Как это проявляется в жизни? Это студент, который после одного экзамена тут же идет на второй, а затем на третий. Хотя это не легкие экзамены, он сдает их в один день, а потом идет к другу отмечать день рождения. Таких людей очень хорошо видно в стрессовых ситуациях. Они сильно активизируются и доводят дела до конца. Правые иррационалы образуют группу стрессотормозных типов людей. Они способны противостоять стрессу довольно длительное время, но с каждой новой стрессирующей волной их силы истощаются, и они меняют тактику противодействия на самоустранение, загоняя внутрь свои переживания. И за счет «правости» их темперамент имеет такую составляющую, как вязкость. К сожалению, такое свойство – гасить эмоции и загонять переживания в себя – может со временем сказаться на здоровье и привести к хроническим заболеваниям. Левые рационалы – это группа стрессотренируемых. Человек проходит свою «школу выживания», повышая с каждым разом степень сопротивляемости. Для нее характерна адаптация к экстремальным условиям. Однако они стремятся избегать экстремальных ситуаций, которые являются для них очень сильным стрессом. Свойство, присущее им – кристалличность. Это достаточно устойчивые к стрессам люди, настроенные на результат и имеющие в своем арсенале множество методов для достижения цели.

 

 

 

 

Заключение

На основании проведенного анализа можно заключить, что психологическая устойчивость определяется как системное свойство, обуславливающее успешную адаптацию человека к воздействию различных психосоциальных нагрузок и факторов среды обитания без негативных кратковременных и долговременных последствий для психического и физического здоровья.

Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают дома, на учебе, на работе. С точки зрения психологии наибольший интерес представляют организационные факторы. Знание этих факторов поможет предотвратить многие стрессовые ситуации.

Потенциальный стресс для одного может стать жизненной трагедией, а для другого - необходимым элементом жизнедеятельности. Можно выделить индивидуальные особенности, в наибольшей степени предрасполагающие к стрессу: повышенная тревожность; гневливость, враждебность, особенно подавляемые, агрессия, направленная на себя; эмоциональная возбудимость, нестабильность; пессимистическое отношение к жизненной ситуации; замкнутость, закрытость

Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека, а также организационными факторами, конфликтами ролей, неинтересной работой, то есть внутренними и внешними.

Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно. Стрессовые ситуации возникают дома, на учебе, на работе. С точки зрения психологии наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс в вузе. Знание этих факторов поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность учебы, а также достичь целей с минимальными психологическими и физиологическими потерями.

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Крупник, Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория [Текст] / Крупник, Е.П. // Научные труды МПГУ. М., 2004. (Сер. «Психолого-педагогические науки»).
  2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 2006.
  3. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учебное пособие. СПб.:

СПГУ, 2004.

  1. Оллпорт, Г. Личность в психологии. М.-СПб.: Грана, 2007.

 

Размещено на Allbest.ru

 

 

 


Информация о работе Психологическая устойчивость к стрессам