Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:10, курсовая работа
Теория воспитания - часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Психологические основы воспитания………………………………...……5
2.Феноменология развития личности……………………………………….27
3.Подходы и принципы воспитания…………………………………..…….49
Заключение…………………………………………………….………….…..64
Голосарий……………………………………………………………………..67
Список использованных источников…………
Процесс формирования системы ценностей на основе сублимации энергии жизненных влечений человека, то есть ее возведение с исходных уровней культуры к более высшим, был описан еще в трудах Платона. На эти же основы опирается христианство, показывая путь духовного развития человека. Современные философы: в частности, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Л. Шестов, А. Ф. Лосев, К. Юнг, М. Шеллер — отводили сублимации роль основного механизма построения системы ценностей, системообразующим основанием которой была бы предельно универсальная ценность.
Такая система ценностей рассматривается как универсальная, так как при сохранении уникальности систем ценностей отдельных людей она обеспечивала возможность непротиворечивых отношений между ними. С формированием универсальной системы ценностей названные выше философы связывали возможность организации гармоничного бытия человека. Макс Шеллер такое строение системы ценностей характеризовал как правильный ordо amoris (лат. — порядок любви).
Одним из условий формирования универсальной системы ценностей является процесс сублимации стремлений человека, обеспечивающий последовательное возвышающее освоение им общественной культуры всего человечества. Необходимая последовательность предусматривает и наиболее полное освоение всех уровней предметностей культуры. Полнота освоения каждого уровня культуры отнюдь не означает необходимость ознакомления людей со всеми ее существующими формами. Она должна быть достаточна для того, чтобы совершился ценностный переход человека на более высокий уровень культуры.
Анализ механизма сублимации позволяет прийти к выводу, что каждый предмет влечения человека привлекает его потому, что представляется средством разрешения какого-то противоречия. Причем как отдельный человек, так и любой социум в целом всегда стремятся к поиску универсального средства снятия всех противоречий. Можно сказать, что стремление к поиску универсального средства разрешения противоречий живет в нас, и мы удовлетворяем его как через освоение тех средств, которые предлагаются нам в качестве таковых культурой, так и через самостоятельное сотворение таких средств.
Что же может реально выступать в качестве средств разрешения противоречий?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить природу возникновения противоречий. В материальной природе противоречия возникают между предметами, которые в силу той или иной причины вступают в контакт, т. е. в отношение. При установлении отношения между человеком и миром одни свойства относящихся сторон (свойства человека и свойства объектов или явлений природы и культуры, свойства других людей и самого себя) являются средством удовлетворения потребностей, а другие свойства, напротив, препятствуют этому удовлетворению, то есть возникает противоречие.
Избежать его можно либо отказавшись от данного отношения, либо через такую организацию отношения, которая бы позволила удовлетворить потребности с наименьшими неудобствами или вообще без них. Универсальными (а значит годными для любых отношений) культурными средствами разрешения противоречий не могут выступать ни отдельные предметы, ни отдельные свойства этих предметов. Например, мы знаем, что какое-то лекарство помогло многим людям вылечиться от болезни. Но мы знаем также, что оно может не помочь вам вылечиться от той же болезни. Позитивное качество человека всегда говорить правду в некоторых отношениях между людьми порождает лишь новые противоречия и проблемы. Выступать в качестве средств разрешения противоречий отдельные предметы или отдельные свойства этих предметов могут только в конкретных отношениях.
В процессе культурного развития человечество стало выделять в качестве универсальных средств разрешения противоречий определенные формы организации отношений. Прежде всего к таким формам относятся нормы поведения и деятельности, зафиксированные в общественном сознании на уровне представлений (т. е. правила), как средство разрешения противоречий между предметами материальной культуры. Но эти нормы поведения и деятельности в силу своего разнообразия сами порождают противоречия. И тогда в качестве средств разрешения противоречий выступают отношения, которые выстраиваются как реализация людьми при организации своего поведения и деятельности отдельных принципов. В качестве принципов используются понятия и категории.
В последние два столетия русская культура в лице выдающихся философов и ученых, таких как И. Ильин, В. Соловьев настойчиво обращает внимание на способ установления отношения с миром, в основе которого лежит любовь как таковая. Эта позиция поддерживается и многими психологами и педагогами-гуманистами (А. Маслоу, К. Роджерсом, Д. К. Ушинским, В. А. Сухомлинским, Ш. А. Амонашвили и т. д.).
Любовь как таковая выступает в качестве системообразующей ценности в системе ценностей только тогда, когда человек освоил все предметности культуры. Его переход на уровень предметности культуры — 4 (П-4) происходит через переживание и осознание того, что никакой предмет и предметность культуры сами по себе не могут стать панацеей от всех бед. Тогда внимание человека обращается на самого себя, и он обнаруживает, что только он сам может сделать окружающий его мир добрым, справедливым, гармонично устроенным и т. п. Таким образом человек обретает всю полноту свободы человека, обратная сторона которой — полная ответственность за мир, в котором он живет. И тогда оптика человека меняется. Он другими глазами смотрит на мир и видит его весь уже не отчужденным: в культуре, в природе, в других людях он начинает видеть то, что поможет ему построить желаемый, благополучный для него и для других мир.
Осознание взаимозависимости категорий «ничто» и «все» помогает человеку осознанно удерживать равновесие между его любовью к себе к другим.
Эти категории превращаются в ценностнообразующее основание — эталон, посредством которого он относится к своей системе ценностей, постоянно удерживая ее универсальность. Такое отношение В. И. Плотников выделяет как аксиологическое отношение.
Таким образом, форма поведения и деятельности людей, ценностным основанием которых является любовь как таковая, задается парными категориями «ничто» и «все».
Вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что освоение человеком каждого уровня культуры и его ценностный переход на более высокий уровень связывается с развитием способности человека к синтезу противоположных сил и направлений, открывающихся в процессе познания действительности (Б. П. Вышеславцев). Таким образом, универсализация ценностей человека связана с открытием для него возможности гармоничных отношений всего того, что ранее представлялось полярным — идей, теорий, норм, вещей, с рождением новой, не существующей для него ранее ступени бытия.
Изучив данный вопрос, можно сделать вывод, что принципы воспитания являются исходными моментами в воспитательном процессе, определяющие весь его ход. Их значение трудно переоценить, так как на их основе строится вся система воспитания, благодаря им воспитательный процесс приобретает отчетливые черты и превращается в научно-обоснованное воздействие на развитие личности. Принципы воспитания задают целевую установку воспитательного процесса, которая состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании - умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти - соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и восприятии.
Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представила как объединение в единый процесс наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.
В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкцией. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языка и может быть использован при обучении иностранным языком.
Одновременно завершается процесс формирования речи как средство обучения, что подготавливает благоприятную почву для активации воспитания и для развития ребенка как личности. В процессе воспитания, проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форме и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее опознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный – путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие – формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Теория воспитания | - часть педагогической науки, которая рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного процесса. |
2 | Самовоспитание | - это анализ собственной личности с помощью самонаблюдения. |
3 | Упражнение | — это организованное и целенаправленное повторение действий, поступков в различных вариациях. |
4 | Развитие личности | – процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. |
5 | Ситуация успеха | – это субъективное переживание персональных достижений в контексте индивидуального развития личности и ее индивидуальной жизни |
6 | Самосознание личности | – это совокупность ее представлений о себе |
7 | Принципы воспитания | — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса |
Информация о работе Психологическая теория воспитания: современное состояние и перспективы развития