Психологическая готовность студентов к профессионально-педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Объект: процесс профессионального становления личности.
Предмет: структура психологической готовности к профессионально – педагогической деятельности.
Гипотеза: Мотивация к профессиональной деятельности является ведущим компонентом структуры профессиональной готовности будущего учителя.

Оглавление

Введение
Глава I Проблема психологической готовности личности к профессиональной деятельности
1.1 Процесс становления личности в студенческом возрасте
1.2 Теоретические аспекты понятия профессиональная готовность
Выводы к Главе I
Глава II Исследование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности
2.1 Методы исследования
2.2 Результаты исследования и выводы
Выводы к Главе II
Заключение
Библиографический список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии).doc

— 255.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

2.2. Результаты исследования и выводы.

В исследовании приняли участие 18 человек. Мы обработали полученные данные и получили следующие результаты.

1.  реактивная агрессивность

Низкий -13 чел = 72%

Средний -4 = 22 %

Высокий -1 =  6 %

 

2. открытость

Низкий 1 = 6 %

Средний 5 =  28 %

Высокий 12 =  67%

 

3. коммуникативные способности

Низкий 1 = 6

Средний 9 =  50%

Высокий 8 = 44

 

4. организаторские способности

Низкий 0 =0

Средний 9 = 50

Высокий 9  = 50

 

5. внутренняя мотивация

Низкий 0 =0

Средний 11 = 61

Высокий 7 = 39

 

6. просоциальная стратегия

Низкий 0 = 0

Средний 15 = 83

Высокий 2 = 17

 

7. тенденция к отчужденности и эмоциональной отстраненности

Низкмй 0 =0

Средний 13 = 72

Высокий 5 = 28

 

8. эгоцентрическая направленность

Низкий 0= 0

Средний 5 =28

Высокий 13 = 72

 

9. готовность

Низкий 0 =0

Средний 13 =72

Высокий  5 =28

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Исследование психологической готовности студентов к педагогической деятельности.

 

Вывод

Мы провели исследование на выявление уровня психологической готовности к профессиональной деятельности среди студентов 3 курса филологического факультета по методике «Психологическая готовность к профессионально-педагогической деятельности». В исследовании приняли участие 18 человек.

Методика состоит из 8 шкал. Каждая шкала направлена на выявление различных психологических характеристик, таких как реактивная агрессивность, открытость, коммуникативные способности, организаторские способности, внутренняя мотивация, просоциальная стратегия поведения, тенденция к отчужденности и эмоциональной отстраненности и эгоцентрическая направленность.

Анализ и интерпретация полученных результатов исследования.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что студенты 3 курса филологического факультета отделения иностранных языков имеют:

      реактивная агрессивность.

Под реактивной агрессивностью следует понимать враждебное поведение, возникающее в ответ на реальные или мнимые угрозы, фрустрацию какой-либо потребности индивида.

У большинства опрошенных (13 чел) низкий уровень реактивной агрессивности. Низкие оценки свидетельствуют  о низком уровне психопатизации, отсутствием агрессивного отношения к социальному окружению, демократичностью. Характерно доверие людям, дружелюбие, бесконфликтность, морально-нравственная ориентация в отношении к людям. Лишь 1 человек имеет высокий уровень реактивной агрессивности, а остальные средний уровень. Низкие оценки свидетельствуют  о низком уровне психопатизации, отсутствием агрессивного отношения к социальному окружению, демократичностью. Характерно доверие людям, дружелюбие, бесконфликтность, морально-нравственная ориентация в отношении к людям.

На наш взгляд, основная причина низкого уровня агрессивности у испытуемых благоприятная среда развития и проживания, т.е доверительные личностные и профессиональные взаимоотношения.

      открытость

Открытость – способность человека доверять, раскрыться перед собеседником.

Двенадцать из двадцати опрошенных имеют высокий уровень открытости. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Характерна открытость, искренность, признание собственных недостатков и ошибок. У 5 человек средний уровень открытости и лишь один человек имеет низкий уровень открытости. Низкие оценки свидетельствуют о стремлении к социально желательному поведению при низком уровне самокритичности. Характерна скрытность, неискренность, лживость, неспособность признаться в собственных ошибках и недостатках, исключение критики в свой адрес.

Причиной высокого уровня открытости у испытуемых является доверительные, дружелюбные отношения со сверстниками.

      коммуникативные способности

Коммуникативные способности - вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности.

У 50 % опрошенных средний уровень коммуникативных способностей, у 44 % - высокий, а у 6 % реципиентов низкий уровень коммуникативных способностей.   Высокие показатели говорят о способности к общению с другими людьми, стремлении найти правильный подход к другому человеку, установить с ним целесообразные отношения. Низкие оценки свидетельствуют о том, что мотивы общения, взаимодействия не значимы. Характерна замкнутость, необщительность, закрытость, отсутствие такта. 

Хорошие коммуникативные способности реципиентов могут объясняться желанием общаться с окружающими людьми, обмениваться впечатлениями, опытом, что так важно в процессе профессионального становления.

      организаторские способности,

Организаторские способности – это способность человека к организации своей деятельности и поведения, сохранению устойчивости, направленность усилий на ведущие цели. 

Уровень организаторских способностей у реципиентов находится на среднем и высоком уровнях ( по 50 %).  Высокие оценки свидетельствуют о способности организовать коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, а также на способность организовать свою собственную работу, планировать и самому контролировать ее. 

Причиной высоких организаторских способностей может быть сильное желание работать среди людей и грамотно организовывать как свою так и совместную деятельность, что также является необходимой характеристикой хорошего педагога.

      внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация – внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения.

61 % опрошенных имеют средний уровень внутренней мотивации и у 39 % опрошенных высокий уровень мотивации.  Высокие оценки свидетельствуют о том, что деятельность мотивирована внутренне, характерно ощущение удовлетворения, покоя, быстрого течения времени. Желание работать стойкое и продолжительное, человек выбирает для себя трудные цели, лучше выполняет творческие задачи, требующие нестандартного подхода. Деятельность внутренне мотивированных людей характеризуется высокой креативностью и сопровождается эмоциями радости и удовлетворения. При этом улучшаются мнемические процессы, возрастает уровень самоуважения.

Средний уровень мотивированности опрошенных можно объяснить тем, что они находятся в процессе профессионального становления и в будущем уровень внутренней мотивации возрастет, т. к люди заинтересованы в успешной карьере и профессиональном росте.

      просоциальная стратегия поведения

Просоциальная стратегия поведения - модель преодолевающего поведения в значимых и сложных (стрессовых) ситуациях.

83 % опрошенных имеют средний уровень просоциальной стратегии поведения и 17 % - низкий уровень просоциального поведения.  Высокие оценки свидетельствуют о высокой адаптивности личности, стремлении выполнять социальные требования, ожидания, нормы. Характерно самоприспособление, подчинение личных интересов требованиям среды. Низкие оценки говорят о самоуверенности, индивидуальной активности, интериоризации ответственности, склонности полагаться только на себя.

      тенденция к отчужденности и эмоциональной отстраненности

Тенденция к отчужденности и эмоциональной отстраненности – это стремления личности к уединению, независимо­сти, отстраненности, экономии физических и психических ресурсов.

72 % опрошенных имеют среднюю тенденцию к отчужденности и эмоциональной отстраненности. У 28 % опрошенных данный показатель находится на высоком уровне. Высокие оценки свидетельствуют о низком уровне эмпатического потенциала личности и коммуникативной направленности. Характерна низкая потребность в общении, дружеских отношениях, сочувствии собеседнику. Отсутствует потребность в оказании содействия, помощи, покровительства другим людям. Низкие оценки свидетельствуют о заинтересованности личности в проявлении сочувствия и сопереживания другому человеку, эмоциональной впечатлительности, чуткости, отзывчивости.

      ярко выражена эгоцентрическая направленность

Эгоцентрическая направленность - степень центрированности личности на себе, на своих качествах, мыслях, переживаниях, представле­ниях, действия и т. п.

72 % реципиентов имеют высокий уровень эгоцентрической направленности и у  28 % реципиентов эгоцентрическая направленность находится на среднем уровне. Высокие оценки свидетельствуют о снижении эмпатических тенденций личности, преобладании функционально-оценочного подхода к другому человеку, сопровождающихся утратой неподдельного интереса к партнеру по общению, к его субъективной реальности. Низкие оценки свидетельствуют о наличии высокого эмоционального потенциала (эмоциональная активность, реактивностъ), обеспечивающего эмпатические способности: эмоциональную отзывчивость, интуицию при взаимодейст­вии с партнёрами по общению, способность входить в состояние другого чело­века, т. е. сопереживать, сочувствовать.

Причиной высокой эгоцентрической направленности студентов может быть сосредоточенность на своих целях и стремлениях.

Таким образом, можно сделать вывод, что студенты 3 курса филологического факультета имеют средний уровень профессиональной готовности к педагогической деятельности, т. е такие индивидуально-психологические качества как открытость, коммуникабельность, организаторские способности, необходимые для осуществления эффективной педагогической деятельности находятся на достаточно высоком уровне. Однако не менее важные качества как внутренняя мотивация, эмпатия находятся на стадии формирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог результатам проведенного нами исследования по проблеме психологической готовности студентов к педагогической деятельности можно отметить его высокую актуальность и практическую значимость в плане качественной и своевременной психологической подготовки и психологической помощи будущему специалисту и профессионалу.

Мы изучили особенности психологической готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, выполнив поставленную цель. Также выполнили все поставленные перед собой задачи.

Проведенный анализ литературы по проблеме готовности будущих учителей к педагогической деятельности позволяет выделить основные подходы к определению готовности:

- на личностном уровне готовность рассматривается как многоплановая структура качеств, свойств и состояний, которые в совокупности позволяют более или менее успешно осуществлять деятельность;

- на функциональном уровне готовность – это результат подготовки к определенной деятельности; некое интегративное личностное образование, включающее различные компоненты: совокупность умений, навыков, личностных качеств, адекватных требованиями и содержанию деятельности.

Таким образом, мы определяем готовность студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач (ППЗ) как интегративное личностное образование, характеризующееся стремлением студентов педвуза к успешному решению задач профессиональной деятельности на основе совокупности знаний, умений, опыта деятельности, положительной мотивации.

Проанализировав различные подходы к структуре готовности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, К.М. Дурай-Новакова, Н.В. Ипполитова, Н.М. Яковлева) можно без сомнения утверждать, что все ученые- исследователи выделяют мотивационный компонент в структуре готовности как определяющий. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Согласно полученным данным проведенного исследования на выявление уровня психологической готовности студентов к педагогической деятельности, можно сказать, что студенты третьего курса филологического факультета имеют средний уровень готовности к профессиональной деятельности. Основная причина, на наш взгляд, невысокий уровень внутренней мотивации. Как было определено выше, именно внутренняя мотивация является основным компонентом структуры готовности личности к профессиональной деятельности.

Исходя из выше сказанного, необходимо разработать план действий по повышению мотивации студентов к педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста.// Современные психологические проблемы высшей школы.- Л., 1974.- Выпуск 2.

2.      Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя.- М., Новосибирск: НГПУ, 2002.-266 с.

3.      Горностай, П.П. «Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема» Текст. / П.П. Горностай // Сб. науч. трудов. Депонировано в ИНИОН АН СССР, № 42525 от 27.07.1990 г. С. 126-138.

4.      Дурай-Новакова, К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / К.М. Дурай-Новакова. — М., 1983. — 32 с.

Информация о работе Психологическая готовность студентов к профессионально-педагогической деятельности