Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа
Объект: процесс профессионального становления личности.
Предмет: структура психологической готовности к профессионально – педагогической деятельности.
Гипотеза: Мотивация к профессиональной деятельности является ведущим компонентом структуры профессиональной готовности будущего учителя.
Введение
Глава I Проблема психологической готовности личности к профессиональной деятельности
1.1 Процесс становления личности в студенческом возрасте
1.2 Теоретические аспекты понятия профессиональная готовность
Выводы к Главе I
Глава II Исследование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности
2.1 Методы исследования
2.2 Результаты исследования и выводы
Выводы к Главе II
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тобольская государственная социально-педагогическая академия
имени Д.И. Менделеева»
Курсовая работа
Тема: Психологическая готовность студентов к профессионально-педагогической деятельности.
Выполнила студентка: Камалитдинова Айгуль Тимиргалиевна
Направление: психология
Факультет: филологический
№ группы: 36
Подпись студента:
Научный руководитель: Бостанджиева Татьяна Михайловна
«16» мая 2011 г
Оглавление
Введение
Глава I Проблема психологической готовности личности к профессиональной деятельности
1.1 Процесс становления личности в студенческом возрасте стр 6
1.2 Теоретические аспекты понятия профессиональная готовность стр 8
Выводы к Главе I
Глава II Исследование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности
2.1 Методы исследования
2.2 Результаты исследования и выводы
Выводы к Главе II
Заключение
Библиографический список использованной литературы стр
Введение
Актуальность
Процесс формирования психологической готовности студентов к педагогической деятельности длителен и сложен. Он предполагает наличие соответствующих этапов разноуровневого проявления готовности - от интереса к детям и стремления к овладению определенным кругом научных знаний до выработки понимания значения педагогического труда, ответственного отношения к ребенку, являющемуся объектом и субъектом учебно-воспитательного процесса. Проблема психологической готовности студентов к педагогической деятельности изучена все еще недостаточно. Важнейшим аспектом ее исследования является анализ формирования готовности как устойчивого психологического состояния человека, которое характеризуется мотивами, убеждениями, знаниями, умениями, навыками, установками на определенную деятельность и дающего возможность принимать решения, быстро ориентироваться в сложных ситуациях. И исследование готовности студентов к педагогической деятельности предполагает, с одной стороны, рассмотрение особенностей этой готовности как устойчивого психологического состояния человека, с другой - выявление специфических закономерностей становления, развития готовности студентов педагогического вуза к труду педагога.
Выступая важнейшим показателем сформированности личности, психологическая готовность личности к педагогической деятельности имеет свой путь развития, свои особенности и закономерности. Наибольшие возможности формирования психологической готовности к педагогической деятельности открываются в педагогическом вузе. Здесь не только качественно изменяется социальная позиция растущего человека, но студент попадает в условия специально задаваемой системы педагогической деятельности. Поэтому важно проследить особенности реально существующей динамики формирования психологической готовности к учительскому труду в педагогическом вузе, условия ее становления, факторы, обеспечивающие оптимизацию этого процесса.
Формируясь в процессе общественно-ориентированной учебной деятельность студента, направленной на овладение учительской профессией, психологическая готовность к педагогической деятельности тесно взаимосвязана с развитием мотивационно-потребностной сферы личности молодого человека, определяясь не столько уровнем его профессиональных знаний и пониманием важности избранной специальности, сколько мотивом ответственности студента за свой будущий труд, за успешное развитие своих будущих воспитанников.
Таким образом, основной целью данной работы является изучить особенности психологической готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности.
Объект: процесс профессионального становления личности.
Предмет: структура психологической готовности к профессионально – педагогической деятельности.
Гипотеза: Мотивация к профессиональной деятельности является ведущим компонентом структуры профессиональной готовности будущего учителя.
Задачи:
1. провести теоретический анализ проблемы по изучению критериев психологической готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности;
2. провести исследование психологической готовности, используя методы психологического тестирования;
3. обработать и проанализировать результаты исследования;
4. разработать стратегию повышения психологической готовности к профессионально-педагогической деятельности.
Для решения поставленных задач в исследовании использован комплекс общенаучных и психологических методов: психолого-педагогический анализ, тестирование, количественная и качественная обработка данных.
Исследование проводилось на базе ТГСПА им. Д.И. Менделеева. В исследовании принимали участие студенты третьего курса филологического факультета, специальность «Иностранный язык» в количестве 18 человек.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании результатов исследования в процессе активизации работы по развитию направления будущего студента на профессиональную деятельность, а также в разработке рекомендаций для преподавателей ВУЗа как повысить мотивацию студентов к профессиональной деятельности.
Глава I
Проблема психологической готовности личности к профессиональной деятельности.
1.1 Процесс становления личности в студенческом возрасте.
Психологическая готовность определяется как особое состояние, имеющее сложную динамическую структуру и являющееся выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов, характеризующих личность. Она действует постоянно, ее не нужно каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Устойчивая готовность - это совокупность важнейших качеств личности: мотивов, убеждений, опыта, знаний, навыков, умений, необходимых для успешной деятельности. Представляя собой устойчивую характеристику личности, психологическая готовность к деятельности в конкретном своем проявлении выражается в готовности к профессиональной деятельности. Под готовностью к профессиональной деятельности понимается психическое состояние личности, выражавшееся в способности принимать самостоятельные решения при возникновении сложных профессиональных задач, оценивать свои возможности в их соотношении с предстоящими трудностями и достижениями определенных результатов; передавать свои знания другим и пр. Характер формирования психологической готовности к профессиональной деятельности на разных возрастных этапах отличается своими особенностями, возможностями. Наиболее благоприятные условия для становления психологической готовности создаются в юношеском возрасте. Уже дети подросткового возраста мечтают о самостоятельной жизни, стремятся к участию в общественно полезном труде. Но эти устремления особое значение приобретают в старшем школьном возрасте. Среди многообразия принимаемых растущим человеком решений, ни одно не может сравниться по своему значению, по психологической роли с решением кем стать, по какой жизненной дороге пойти, на каком поприще служить людям. Следует отметить, что основная масса старшеклассников осознает общественную роль и значение социально-необходимой деятельности. Так, старшеклассники, выбирающие профессию учителя, в ряду разнообразных мотивов прежде всего указывают на стремление быть полезным обществу, людям. Однако выбор профессии не заканчивается выбором профессионального учебного заведения, в том числе и вуза. Становясь студентами, юноши и девушки не обладают еще устойчивой психологической готовностью к профессиональной деятельности. Такая готовность предполагает не только появление желания, намерения, но и освоение соответствующего объема и уровня профессиональных знаний, формирование определенного отношения. Причем не только отношения к конкретной профессиональной деятельности, а и вообще к любой социально важной деятельности, формирование такого отношения, таких знаний, намерений, желаний и пр. - сложный двусторонний процесс, в котором участвует как специалисты, воспитатели (педагоги школ и вузов), так и сами молодые люди. В процессе формирования психологической готовности юношества к педагогической деятельности особое значение приобретает развитие такого важнейшего качества личности как ответственность - ответственность перед детьми и перед обществом за будущее этих детей. В связи с этим особое значение приобретает поиск методов, путей, условий, механизмов активного воздействия на процесс формирования устойчивой психологической готовности юношества к профессиональной, в частности, к педагогической деятельности. Показателем психологической готовности к труду учителя является полная самостоятельность молодых людей в решении профессиональных задач, - проявление активности, инициативы, появление чувства удовлетворенности от выполняемого труда, мотивированного ответственным отношением не только к делу, но и к ребенку, сознанием общественной значимости педагогической деятельности.
Психологическая готовность студенчества формируется в деятельности, которая по содержанию, формам приближается к развитой профессиональной деятельности. Отсюда наиболее эффективно готовность студентов педагогического института к педагогической деятельности формируется в процессе различных форм специально организуемой педагогической деятельности, в частности, педагогической практике. Именно в этих условиях появляются возможности особенно полно раскрыть перед студентами привлекательные стороны труда учителя, создаются возможности введения в педагогический труд новых элементов, позволяющих его оптимизировать. Главное же - в процессе практической педагогической деятельности студенты ставятся в ситуации, обусловливающие развитие их реальной ответственности за себя и за ученика, успех которого является целью педагогической деятельности, что не просто мобилизует юношество, но перестраивает мотивационно-потребностную сферу его личности.
1.2. Теоретические аспекты понятия профессиональная готовность.
Вопросы формирования готовности студентов педагогических вузов к будущей профессиональной деятельности находятся в центре внимания многих психолого-педагогических исследований.
Сущность понятия «готовность к деятельности» имеет различные подходы, что объясняется различными точками зрения исследователей по данному вопросу.
В психологической литературе среди различных подходов к определению понятия «готовность» выделятся два основных.
Понимание готовности как определенного психического состояния свойственно представителям первого подхода.
Так, П.П. Горностай рассматривает психологическую готовность личности к профессиональной деятельности как целенаправленное выражение личности, включающее систему профессиональных знаний, навыков, умений, потребностей, мотивов, психологических качеств, установок и состояний личности, позволяющее успешно включаться в профессиональную деятельность и осуществлять ее оптимальным для данной деятельности и данной личности образом [3].
М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович определяют готовность как «настрой» личности, установку на определенное действие. Готовность, по мнению авторов, это приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент, внутренняя настроенность личности на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на активные и целесообразные действия. Такую готовность ученые называют временной. Длительную готовность рассматривается ими как система профессионально важных качеств личности: ее опыт, знания, умения, необходимые для успешной работы [5].
Представители второго подхода понимают готовность как определенное свойство или систему свойств и качеств личности.
Как «свойство личности, обусловливающее ее общественно значимое поведение и включающее наряду с системой мотивов и задач также способности человека выполнять ту или иную полезную деятельность» рассматривает готовность С.Л. Рубинштейн [18].
В профессиональной педагогике и психологии профессий используется понятие профессиональная готовность. Проблема формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности рассматривается во многих психолого-педагогических исследованиях К.М. Дурай-Новаковой, Е.А. Климова, Л.М. Митиной, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и др. [4, 9, 13, 12, 17].
В исследованиях К.М. Дурай-Новаковой профессиональная готовность будущего учителя рассматривается как сформировавшееся активно действенное состояние его личности, обеспечивающее быструю адаптацию, эффективную актуализацию и использование в процессе практической работы приобретенные в вузе знания, умения, навыки [4].
В трудах М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович профессиональная готовность студента трактуется как личностное качество и существенная предпосылка эффективной деятельности после окончания вуза; это решающее условие быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации [5].
В ряде исследований (Н.В. Ипполитовой, Т.Е. Климовой, Р.И. Пеньковой, Н.М. Яковлевой и др.) готовность к педагогической деятельности рассматривается как интегративное профессионально значимое качество (свойство, образование) личности, в состав которого входят различные компоненты, в зависимости от определенного вида готовности [8, 11, 15, 19].
Так, Н.В. Ипполитова, изучая готовность будущих учителей к профессиональной педагогической деятельности, указывает, что готовность – это сложное интегративное личностное образование, активно-действенное субъективное состояние личности, характеризующее мобилизованность сил для выполнения поставленной профессиональной педагогической задачи [8].
Проведенный анализ литературы по проблеме готовности будущих учителей к педагогической деятельности позволяет выделить основные подходы к определению готовности:
- на личностном уровне готовность рассматривается как многоплановая структура качеств, свойств и состояний, которые в совокупности позволяют более или менее успешно осуществлять деятельность;
- на функциональном уровне готовность – это результат подготовки к определенной деятельности; некое интегративное личностное образование, включающее различные компоненты: совокупность умений, навыков, личностных качеств, адекватных требованиями и содержанию деятельности.