Психологическая готовность студентов к профессионально-педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Объект: процесс профессионального становления личности.
Предмет: структура психологической готовности к профессионально – педагогической деятельности.
Гипотеза: Мотивация к профессиональной деятельности является ведущим компонентом структуры профессиональной готовности будущего учителя.

Оглавление

Введение
Глава I Проблема психологической готовности личности к профессиональной деятельности
1.1 Процесс становления личности в студенческом возрасте
1.2 Теоретические аспекты понятия профессиональная готовность
Выводы к Главе I
Глава II Исследование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности
2.1 Методы исследования
2.2 Результаты исследования и выводы
Выводы к Главе II
Заключение
Библиографический список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии).doc

— 255.50 Кб (Скачать)

Важным для нашего исследования является анализ структуры готовности. В отечественной науке широкое признание получил подход к выявлению компонентов готовности, отраженный в работах М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [5]. Они выделяют следующие структурные компоненты готовности: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компонент.

К.М. Дурай-Новакова отмечает, что ядром профессиональной готовности являются положительное отношение студентов к профессии учителя, устойчивые мотивы педагогической деятельности, наличие профессионально значимых качеств личности, совокупность профессионально-педагогических знаний, умений и определенный опыт их применения на практике [4].

Исследуя проблему личностного аспекта профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, Н.В. Ипполитова в структуре готовности будущего учителя к профессиональной педагогической деятельности выделяет три взаимосвязанных компонента: личностный – характеризует степень нравственно-педагогической готовности учителя к профессиональной деятельности, отражает степень сформированности ценностных ориентаций, интереса профессии, уровень развития мотивации педагогической деятельности; когнитивный компонент отражает информированность педагога о сущности и содержании педагогической деятельности, уровень общепедагогических, методических, специально-предметных знаний, необходимых для эффективной профессионально-педагогической деятельности; праксикологический компонент характеризует профессиональные умения и навыки, которые необходимы учителю для реализации функций педагогической деятельности и обеспечения ее эффективности [8].

Н.М. Яковлева также предлагает компонентный подход к определению готовности будущих педагогов к творческому решению воспитательных задач. В качестве компонентов автор предлагает обозначить содержательно-процессуальный, мотивационно- целевой, эмоционально-нравственный [19].

Итак, анализ научной литературы по проблеме структуры готовности к профессиональной деятельности показал, что большинство исследователей в составе готовности выделяют знания, умения, определенный опыт их применения на практике, положительное отношение студентов к профессии учителя, устойчивые мотивы педагогической деятельности, наличие профессионально значимых качеств личности.

Опираясь на выделенные положения, мы определяем готовность студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач (ППЗ) как интегративное личностное образование, характеризующееся стремлением студентов педвуза к успешному решению задач профессиональной деятельности на основе совокупности знаний, умений, опыта деятельности, положительной мотивации.

Структуру готовности студентов педвуза к компетентному решению ППЗ целесообразно представить как единство следующих взаимосвязанных компонентов: когнитивного, практического, мотивационного.

Когнитивный компонент готовности студентов педвуза к компетентному решению ППЗ представлен совокупностью знаний (общекультурных, естественнонаучных, психолого-педагогических, специальных), необходимых будущему педагогу для эффективного решения задач, возникающих в профессиональной деятельности.

Практический компонент готовности включает совокупность умений, позволяющих будущему учителю анализировать педагогические ситуации, формулировать задачи и осуществлять их решение в профессиональной деятельности, содействует расширению опыта осуществления данной деятельности.

Мотивационный компонент готовности, обеспечивая целостный характер данного образования, отражает уровень развития присущих будущему учителю мотивов деятельности по решению профессиональных задач, степень сформированности интереса к деятельности по решению задач.

Итак, целью подготовки студентов педагогического вуза к компетентному решению ППЗ является формирование готовности к данному виду деятельности. Структуру изучаемого вида готовности мы представляем как единство взаимосвязанных компонентов: когнитивного, практического, мотивационного.

Наиболее инвариантным по отношению к спектру профессий из выделенных компонентов нам представляется мотивационный компонент.

Выводы к Главе I

1.      Психологическая готовность к деятельности в конкретном своем проявлении выражается в готовности к профессиональной деятельности

2.      Характер формирования психологической готовности к профессиональной деятельности на разных возрастных этапах отличается своими особенностями, возможностями.

3.      Следует отметить, что основная масса старшеклассников осознает общественную роль и значение социально-необходимой деятельности. Так, старшеклассники, выбирающие профессию учителя, в ряду разнообразных мотивов прежде всего указывают на стремление быть полезным обществу, людям.

4.      Психологическая готовность студенчества формируется в деятельности, которая по содержанию, формам приближается к развитой профессиональной деятельности. Отсюда наиболее эффективно готовность студентов педагогического института к педагогической деятельности формируется в процессе различных форм специально организуемой педагогической деятельности, в частности, педагогической практике. Главное же - в процессе практической педагогической деятельности студенты ставятся в ситуации, обусловливающие развитие их реальной ответственности за себя и за ученика, успех которого является целью педагогической деятельности, что не просто мобилизует юношество, но перестраивает мотивационно-потребностную сферу его личности.

5.      Проведенный анализ литературы по проблеме готовности будущих учителей к педагогической деятельности позволяет выделить основные подходы к определению готовности:

- на личностном уровне готовность рассматривается как многоплановая структура качеств, свойств и состояний, которые в совокупности позволяют более или менее успешно осуществлять деятельность;

- на функциональном уровне готовность – это результат подготовки к определенной деятельности; некое интегративное личностное образование, включающее различные компоненты: совокупность умений, навыков, личностных качеств, адекватных требованиями и содержанию деятельности.

6. В отечественной науке широкое признание получил подход к выявлению компонентов готовности, отраженный в работах М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [5]. Они выделяют следующие структурные компоненты готовности: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой и оценочный компонент.

7. Итак, анализ научной литературы по проблеме структуры готовности к профессиональной деятельности показал, что большинство исследователей в составе готовности выделяют знания, умения, определенный опыт их применения на практике, положительное отношение студентов к профессии учителя, устойчивые мотивы педагогической деятельности, наличие профессионально значимых качеств личности.

Опираясь на выделенные положения, мы определяем готовность студентов педвуза к компетентному решению профессиональных педагогических задач (ППЗ) как интегративное личностное образование, характеризующееся стремлением студентов педвуза к успешному решению задач профессиональной деятельности на основе совокупности знаний, умений, опыта деятельности, положительной мотивации.

 

 

 

Глава II. Исследование психологической готовности студентов к педагогической деятельности.

2.1. Методы исследования.

В работе использована методика «Психологическая готовность к педагогической деятельности», разработанная Т.М. Бостанджиевой и Э.П. Кожевниковой. Методика позволяет определить индивидуальные варианты психологической готовности к профессиональной деятельности.

Цель методики: выявить уровень психологической готовности студентов к педагогической деятельности.

Текст  опросника

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и выразите свое согласие или несогласие с ситуацией ответами «Да» или «Нет». В регистрационном бланке напротив номера каждого утверждения поставьте знак «+» или «−». Заполните бланк по всем восьми шкалам.

Шкала 1

1.      Не думаю, что можно было бы простить обиду

2.      В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять

3.      Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы

4.      Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем

5.      Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной

6.      Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику

7.      Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом

8.      Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна

9.      Стараюсь, вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие

10. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства

Шкала 2

1.      Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом

2.      Иногда нет никакого желания чем-либо заняться

3.      Я не всегда говорю правду

4.      Бывало, я опаздывал к назначенному времени

5.      Иногда могу похвастаться

6.      В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал

7.      Я люблю не всех своих знакомых

8.      У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться

9.      В компании я веду себя не так, как дома

10. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно

11. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих

12. Подростком я проявлял интерес к запретным темам

13. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть

Шкала 3

1.      У меня много друзей, с которыми я постоянно общаюсь

2.      У меня есть стремление к установлению новых знакомств с различными людьми

3.      Я легко устанавливаю контакты с людьми, которые значительно старше меня

4.      Я легко устанавливаю контакты с незнакомыми людьми

5.      Я стремлюсь при удобном случае познакомиться или побеседовать с незнакомыми людьми

6.      Мне нравится постоянно находиться среди людей

7.      Я люблю участвовать в коллективных мероприятиях

8.      Мне недостает особого труда внести оживление в малознакомую для меня компанию 

9.      Я чувствую себя непринужденно, попав в незнакомую компанию

10. У меня много друзей

11. Меня долго беспокоит чувство обиды, причиненной кем-либо из моих товарищей

12. Мне нравится проводить время с книжками или за каким-либо другим занятием, чем с людьми

13. Мне трудно включаться в новые для меня компании

14. Мне трудно осваиваться в новом коллективе

15. Меня раздражают окружающие люди, и мне часто хочется побыть одному

16. Я испытываю чувство затруднения, неудовольствия, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с незнакомыми людьми

17. Я чувствуете себя неудобно среди малознакомых людей

18. Я стремлюсь ограничить круг своих знакомств меньшим количеством людей

19. Я не чувствую себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей

20. Я часто смущаюсь, чувствуя неловкость при общении с малознакомыми людьми

Шкала 4

1.      Мне часто удается склонить большинство моих товарищей к принятию ими моего решения

2.      Мне нравится заниматься общественной работой

3.      Я люблю придумывать и организовывать различные игры и развлечения со своими друзьями

4.      Я стремлюсь добиться, чтобы мои товарищи действовали в соответствии с моим мнением

5.      Я часто в решении важных дел беру инициативу на себя

6.      У меня возникает раздражение, если мне не удается закончить начатое дело

7.      Часто я проявляю инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы моих товарищей

8.      Я принимаю участие в общественной работе в школе, училище и т.п.

9.      Я охотно приступаю к организации различных мероприятий для моих товарищей

10. Часто я оказываюсь в центре внимания у своих друзей

11. Мне всегда трудно ориентироваться в критических ситуациях

12. Если у меня возникает препятствие в осуществлении моих намерений, то я легко отказываюсь от них

13. Часто я откладываю на другие дни те дела, которые надо сделать сегодня

14. У меня не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения своих обязательств

15. Я обыкновенно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке

16. Я быстро утомляюсь от частого общения с товарищами

17. Я редко стремлюсь к доказательству своей правоты

18. Я не стремлюсь к доказательству своей правоты

19. Я часто опаздываю на деловые встречи

20. Я не очень уверенно чувствую себя в окружении большой группы своих товарищей

Информация о работе Психологическая готовность студентов к профессионально-педагогической деятельности