Психоаналитическая терапия: формирование фаллической (Эдиповой) фиксации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Психоанализ - это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.

Файлы: 1 файл

Фаллическая фиксация.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Психоаналитическая  терапия: формирование фаллической (Эдиповой) фиксации 

ВВЕДЕНИЕ  

      Психоанализ - это психотерапевтический метод, разработанный  З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о  бессознательных психических процессах  и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.

      В основу теории общего психического развития легла концепция о стадиях детской сексуальности, которой посвящена отдельная глава моего реферата (“Психосексуальные стадии развития”). На её базе Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации.

Одна  из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек  рождается с определенным количеством  либидо, которая затем проходит в  своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальное развитие - биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня. С современной точки зрения, “психосексуальное развитие человека продолжается всю жизнь, в ходе решения задач личностного и эмоционального развития, создания семьи, воспитания детей... В конечном итоге, последней стадией психосексуальной развития человека является продуктивная и здоровая старость”.

Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В психоанализе учитывают ещё несколько факторов, введенных Фрейдом. Например, в случае фрустрации  

Л. Хьелл, Д. Зиглер. “Теории личности”. СПб, 1999.

психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, не находя оптимального удовлетворения; при сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями. Но в любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к “остаточному” поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустрация или регрессия. Также важными понятиями в психоаналитической теории являются регрессия и фиксация:

- регрессия  - возврат в наиболее раннюю  стадию и проявление ребяческого поведения, характерного для этого периода;

- фиксация - задержка или остановка развития  на определенной стадии.

      Оральная  стадия длится от рождения примерно до 18-месячного возраста. В этот период он полностью зависит от родителей, и область рта связана с сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Фрейд описал типы личности, возникающие при фиксации на данной стадии:

      Орально-пассивный - веселый, оптимистичный, ожидает “материнского” отношения к себе. Он (она) характеризуется  доверчивостью, пассивностью, незрелостью  и чрезмерной зависимостью.

      Орально-агрессивный - выражается в таких чертах как  любовь к спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно  эксплуатировать других людей и  доминировать над ними с целью  удовлетворения своих нужд.

      Основным  результатом оральной стадии является открытие ребёнком значимого другого, способность получать удовлетворение от эмоционального контакта с матерью и готовность испытывать радость от

 

Л. Хьелл, Д. Зиглер. “Теории личности”. СПб, 1999.

телесного контакта. Чувство базисного доверия (или его отсутствие) к другому человеку определит, как будут складываться эмоциональные контакты с другими людьми.

      Анальная  стадия начинается в возрасте от 18-ти месяцев и продолжается до третьего года жизни. В этой стадии приучения  к туалету ребенок учится разграничивать требования Ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии.

      В результате фрустрации в этот период (например, родительского требования “немедленно сходить на горшок”) возможно формирование анально-удерживающего типа личности. Этот тип в более взрослом возрасте чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален и упрям. Второй результат этой анальной фиксации - анально-выталкивающий. Чертами такого типа является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистскую жестокость.

      Некоторые родители поощряют своих детей к  регулярному опорожнению и щедро  хвалят за это. Считается, что подобный подход воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

      Эмоциональное отношение к матери на этой стадии характеризуется амбивалентностью: одновременным сосуществованием любви  и ненависти, агрессивности и потребности в близости. В это время ребёнок часто становится упрямым, всё отрицающим, агрессивным по отношению к матери, как бы проверяя её чувства на прочность. Негативным последствием эмоциональной травмы, полученной на этой стадии, может быть тенденция к отреагированию агрессивных импульсов взрослым человеком в адрес наиболее эмоционально значимого лица. Задача овладения своими

 

Л. Хьелл, Д. Зиглер. “Теории личности”. СПб, 1999. 

агрессивными  импульсами, решение проблемы собственной амбивалентности есть итог анальной стадии развития ребёнка.

      Фаллическая (Эдипова) стадия - период между тремя  и шестью годами. Интересы, обусловленные  либидо, смещаются в зону гениталий. На протяжении фаллической фазы психосексуального  развития дети могут исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. По мнению Фрейда, дети имеют хотя бы смутное представление о сексуальных отношениях и, как правило, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери. Доминирующий конфликт этой стадии у мальчиков называется эдиповым комплексом, и аналогичный у девочек - комплекс Электры. Суть этих комплексов заключена в неосознанном желании каждого ребенка обладать родителем противоположенного пола и устранении родителя одного с ним пола. В норме эти комплексы развиваются по-разному у мальчиков и девочек.

      С момента рождения главным источником удовлетворения для мальчика является мать или фигура её замещающая. Мальчик  хочет обладать матерью, хочет выражать свои эротические чувства точно так же, как делают старшие. В тоже время отец воспринимается как препятствие к получению генитального удовлетворения. То есть чувства к родителям носят амбивалентный характер. Отсюда, из-за соперничества или вражды с отцом, так как мальчик чувствует, что отец не желает терпеть его романтические чувства к матери, в результате чего возникает опасность возмездия, появляется боязнь кастрации. Это заставляет отказаться от стремления к инцесту. 
 
 

 

Л. Хьелл, Д. Зиглер. “Теории личности”. СПб, 1999.

1 Формирование фаллической (Эдиповой) фиксации

  Вслед за утверждениями первого психоаналитика Зигмунда Фрейда относительно этапов развития личности в психоанализе принято считать, что между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Психологи указывают, что на протяжении фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, заниматься мастурбацией и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть половых отношений более ясно, чем предполагают родители. Психотерапевты, ведущие психологические консультации с детьми, утверждают: дети могут оказаться свидетелями полового акта родителей, или, возможно, они рисуют "первичную" сцену в своих фантазиях, основываясь на каких-то репликах родителей или на объяснениях других детей. Большинство детей, по мнению Фрейда, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери и испытывают в связи с этим страхи. Следует подчеркнуть, что данное им описание этой стадии оказалось предметом серьезных споров (в том числе, среди представителей психологии и психотерапии) и недопонимания . К тому же многие родители не могут допустить и мысли о том, что у их четырехлетних детей могут оказаться половые побуждения.

      Доминирующий  конфликт на фаллической стадии состоит  в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у  девочек получил название комплекса  Электры). Описание этого комплекса  основатель психоанализа заимствовал  из трагедии Софокла "Царь Эдип", в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в

 

В.К. Лосева, А.И. Луньков. “Психосексуальное развитие ребёнка”. М, 1995.

кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Хотя Фрейд знал, что повествование об Эдипе берет начало из греческой мифологии, он в то же время рассматривал трагедию как символическое описание одного из величайших человеческих психологических конфликтов, создающего почву для невроза. В сущности, этот миф символизирует бессознательное (неосознанное)желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Конечно, обыкновенный ребенок не убивает своего отца и не вступает в половую связь с матерью, но фрейдисты убеждены в том, что у него есть бессознательное желание сделать и то, и другое - и это создает психологический стресс и основу для обращения за консультацией и помощью психолога. Более того, Фрейд усматривал подтверждение идеи комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных сообществах.

      В норме, как считают психоаналитики, эдипов комплекс развивается несколько  по-разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим вначале, как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой член. Этот факт говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конкурента, препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. Отсюда следует, что отец становится его главным соперником или врагом. В то же время мальчик догадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он понимает,

 

В.К. Лосева, А.И. Луньков. “Психосексуальное развитие ребёнка”. М, 1995.

что отец не намерен терпеть его романтические  чувства к матери. Соперничество  влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к инцесту с матерью. В этом возрасте у ребенка могут активно проявляться пугающие сны (кошмары), развиваться те или иные фобии. Эти переживания, нередко превосходящие эмоциональные ресурсы ребенка, делают востребованной психологическую помощь - психологическое консультирование и/или помощь психотерапевта.

      В возрасте примерно между пятью и  семью, как считают психоаналитики, годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои половые желания в отношении матери и начинает отождествлять себя с отцом (перенимает его черты). Процесс отождествления с отцом, получивший название отождествления с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во-вторых, отождествляясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое свойство отождествления, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития Сверх-Я или совести ребенка. То есть Сверх-Я является следствием разрешения эдипова комплекса.

      Версия  эдипова комплекса у девочек  получила название комплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает  персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата  Ореста убить их мать

 

- “Психотерапевтическая энциклопедия” (под редакцией Б.Д. Карвасарского). СПб, 1998.

- З. Фрейд. «Введение в психоанализ: Лекции». М, 1989.

и ее любовника  и таким образом отомстить  за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек  является мать. Однако когда девочка  вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизировать недостаток силы). Как только девочка делает это аналитическое открытие, она начинает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочки развивается зависть к пенису, что в определенном смысле является психологическим аналогом страха кастрации у мальчика. (Нет ничего удивительного в том, что Фрейд предан анафеме сторонниками феминистского движения!) Вследствие этого девочка начинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что та родила ее без пениса, или возлагая на мать ответственность за то, что та отняла у нее пенис в наказание за какой-то проступок. Фрейд полагал, что в некоторых случаях девочка может низко оценивать собственную женственность, считая свой внешний вид "дефективным". В то же самое время девочка стремится обладать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Зная, что она неспособна заполучить пенис, девочка ищет другие источники полового удовлетворения в качестве заменителей пениса. Половое удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрасте пяти-семи лет клиторная мастурбация иногда сопровождается маскулинными фантазиями, в которых клитор становится пенисом.

Информация о работе Психоаналитическая терапия: формирование фаллической (Эдиповой) фиксации