Психические типы эффективных руководителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:48, творческая работа

Краткое описание

Презентация по "Психологии"

Оглавление

1. Введение
2. Руководитель. Типы руководителей
Диктатор
Демократ
Либерал
3. Основные качества руководителей
4. Эффективный руководитель: психологический портрет.
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

Психические типы эффективных руководителей.pptx

— 1.02 Мб (Скачать)

Психические типы эффективных руководителей

 

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

 

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

 

 

Выполнила: Атауоллина А.Д.

Факультет: «ОЗ»

Курс: 3

Группа: 303

Проверила: Переборова Ю.В.

План

 

1. Введение

2. Руководитель. Типы руководителей

    • Диктатор
    • Демократ
    • Либерал

3. Основные качества руководителей

4. Эффективный руководитель: психологический портрет.

5. Заключение

6. Список литературы

 

 

 

 

 Руководитель - это не должность, а психология, образ жизни и образ мысли.

Введение

 

      Управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Управление людьми несомненно имеет важное значение для всех организаций. Без людей нет организаций. Без хороших управленцев ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.

 

         Как известно, в любом деле можно реализовать всего две стратегии: или стать хозяином и взять на себя руководство своим делом, или пойти в наемные работники. Подчиняться и искать общий язык с вышестоящими начальниками придется и в том, и в другом случае. По статистике, наемных работников гораздо больше, чем хозяев, поэтому тема эффективного сотрудничества с руководителем (или руководителями) в настоящее время чрезвычайно актуальна.

Руководитель. Типы руководителей. 

 

        Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках установленных полномочий выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы. Как психологический тип, руководитель на линейке деловой ответственности стоит выше, чем исполнитель, специалист и ответственный сотрудник.

        Руководитель:  
- Всегда думает о нужном впереди результате (устремлен в будущее, а не разбирается в прошлом).  
- Всегда отдает распоряжения, хоть сотрудникам,

хоть коллегам, хоть боссу.

 Не объясняет, а руководит! Дает инструкции. 

 

         Психологи разных школ составили множество классификаций руководителей, но самой первой и соответственно классической является классификация Курта Левина, американского психолога. Он описал три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный .  
 
         Руководителя, придерживающегося авторитарного стиля руководства, назовем «Диктатор», демократического соответственно «Демократ», либерального, естественно, «Либерал». Теперь рассмотрим, как каждый из них относится к подчиненным, к выполнению своих обязанностей, к ведению бизнеса.  

«Диктатор»

 

Как правило, в офисах Диктаторов тихо, двери  закрыты, у большинства сотрудников  плечи слегка приподняты, голова вытянута вперед и взгляд испуганный, слегка исподлобья. Диктатор пресекает  любую инициативу как недопустимое своеволие и дерзкое свободомыслие. Структура компании напоминает армейскую  с девизом: «Приказы не обсуждаются  – приказы выполняются!» Решения Диктатор принимает единолично и обсуждать ничего ни с кем и никогда не собирается. Но поскольку совсем одному человеку плохо, даже такому, как Диктатор, со временем он заводит узкий круг единомышленников. Но не для того, чтобы советоваться, а для того, чтобы получать информацию, оттачивать свои идеи. Оппозицию он не принимает, всех оппозиционеров увольняет моментально, «дабы другим неповадно было». Контролирует всех подчиненных перманентно и очень жестко. Совещания собираются для того, чтобы раздать задания и проконтролировать реакцию на эти задания. Эмоции игнорируются, креатив изгоняется. Пословица «Я начальник – ты дурак» сложена про него. В мире бизнеса жесткая позиция Диктатора работает чаще всего на него, на повышение его авторитета и уважения среди партнеров.

«Демократ»

 

            В его компании значительно теплее. Можно услышать и громкую речь, и смех. Народ толпится в курилках, обсуждает последние новости. Над столами сотрудников развешаны плакаты креативного содержания. Девиз: «Мы – команда!» витает в воздухе. Демократ созывает совещания для выработки и принятия общих решений. Ему по душе мозговые штурмы, споры, яростные дискуссии. Он всячески поощряет коллегиальность и любую инициативу. Безынициативные сотрудники выпадают из его поля зрения. Демократ не помнит их в лицо и по имени. Тот, кто не звучит, для него отсутствует как личность. Он умело делегирует полномочия и разделяет ответственность. Понимает приколы и снисходительно относится к розыгрышам. Всегда готов принять участие в общем веселье и, как правило, является желанным гостем на любой вечеринке. При этом он любит, когда про него говорят хорошие слова и демонстрируют ему свою симпатию и лояльность.

         Демократ отличается искренним вниманием к сотрудникам. Знает, у кого сколько детей, бывает в курсе семейных проблем. Для него каждый сотрудник – интересная личность. При такой кажущейся мягкости дисциплина в коллективе не страдает, народ работает не за страх, а за совесть. После окончания рабочего дня работают из интереса и азарта, зная, что их достижения будут замечены и оценены по достоинству. Для осуществления контроля Демократ обычно находит

 

себе соответствующего заместителя  и иногда играет со своими подчиненными в игру «хороший и плохой парень». Как правило, Демократ отличный политик  и тонкий дипломат и это позволяет  ему быть успешным в бизнесе.

«Либерал»

 

             Термин «руководство» не очень ему подходит. Он, скорее, числится руководителем, является формально назначенным начальником. Старается избежать ответственности и принятия решений. Ссылается на авторитет «партии и правительства», акционеров, президента и прочих вышестоящих. Требовательность, контроль, дисциплина в его компании отсутствуют. Он предпочитает без боя отдать власть трудовому коллективу. При этом в коллективе всегда находится неформальный лидер, осуществляющий фактическое руководство компанией. От Либерала в такой ситуации требуется только рука: подписать договор, платежку, счет. И его эта ситуация очень даже устраивает. Как правило, у Либерала есть давнее хобби, которому он страстно отдается в свободное, а иногда и в рабочее время. Часто Либерал не имеет сильной воли и четкой цели, не обладает глубокими знаниями и стремлением овладеть ими. Но может достаточно долго занимать руководящий пост, если устраивает акционеров и «серого кардинала», если ему нравится размер зарплаты и при этом начисто отсутствует «охота к перемене мест». При особо благоприятных обстоятельствах он может даже гордиться своей миссией. Нужно ли говорить, что уважением в коллективе Либерал не пользуется, чаще всего это снисходительное отношение со стороны сотрудников и бизнес-партнеров. 

Основные качества руководителей

 

     В психологической структуре личности руководителя выделяют 3 основных блока профессионально важных качеств: 

 

I. Профессиональная  компетентность, включающая в себя: 
знания, умения, навыки (специальные); административно-правовая, экономическая компетентность, социально-психологическая компетентность, т.е. знания в сфере психологии.  

II. Педагогические способности  – способности влиять на других людей с целью направленного изменения свойств и состояний этих людей.  
III. Блок качеств: 
- Организационные способности (ведущий блок) т.е. способен к согласованию и координации совместной деятельности людей, способность ставить задачи, стимулировать, контролировать совместную деятельность исполнителя и добиваться решений поставленных задач.  
- Нравственно-этические качества (способность человека соблюдать нормы деловой этики).  
- Коммуникативные способности (к деловому общению).

Эффективный руководитель: психологический  портрет.

 

          Согласно Л. Р. Кричевскому, руководство - это феномен, имеющий место в системе формальных отношений; роль руководителя заранее определена, оговорён круг функций реализующего её лица. Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций. 
          Анализируя психологический портрет эффективного руководителя, Л. Р. Кричевский приводит критерии оценки эффективности руководителя. 
          Критерии эффективности разделяются на два класса: психологические и непсихологические. Остановимся на психологических критериях, к которым относятся:

 

1. Удовлетворённость членством в трудовом коллективе различными его аспектами (отношениями с коллегами и руководителем, условиями труда, заработной платой и др.); 
2. Мотивация членов коллектива (желание трудиться и стремление сохранить членство в коллективе); 
3. Авторитет руководителя в коллективе; 
4. Самооценка коллектива (касается ряда важных

 характеристик и представляет собой общий итог

 успешности его функционирования).

           Учитывая выше приведённые критерии эффективности руководства, 

Л. Р. Кричевский приходит к выводу, что руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по данным психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.

 

       Составляющие  черты личности руководителя представлена следующими личностными характеристиками (наиболее часто встречающиеся в исследованиях как обуславливающие эффективность руководства):

  
-доминантность, как стремление влиять на подчинённых, при этом влияние руководителя, основывающееся на средствах как социального, формально-организационного, так и психологического характера, должно находить внутренний отклик у подчинённых; 
-уверенность в себе, дающая подчинённым основу для чувства стабильности, а другим руководителям -основу для делового сотрудничества; 
-эмоциональная уравновешенность, контроль своих эмоциональных проявлений, адекватность проявляемых эмоций; 
-стрессоустойчивость; 
- креативность, способность к творческому решению задач, что особенно важно для инновационной деятельности; 
- стремление к достижению, предполагает принятие на себя ответственности в решении проблемы, стремление к умеренному, предсказуемому риску, потребность в конкретной обратной связи; 
- предприимчивость; 
- ответственность, включающая в себя с одной стороны верность договорённостям, с другой - высокое качество производимой продукции; 
- надёжность в выполнении задания; 
- независимость, своя точка зрения, своё профессиональное и человеческое лицо; 
- общительность, одна из наиболее важных характеристик успешности, так как руководитель около трёх четвертей своего рабочего времени посвящает именно общению.

Названные выше черты личности эффективного руководителя Р. Л. Кричевский дополняет следующими менеджерскими характеристиками:

 

1. Широта  взглядов, глобальный подход, 
2. Долгосрочное предвидение и гибкость, 
3. Энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска, 
4. Упорная работа и непрерывная учёба, 
5. Умение чётко формулировать цели и установки, готовность выслушивать мнение других,  

 

6. Беспристрастность,  бескорыстие и лояльность, 
7. Способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций, 
8. Личное обаяние, 
9. Способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нём, 
10. Здоровье.

Заключение

 

       Общей чертой управленческой деятельности руководителя является право легитимно диктовать, навязывать свои волю, мнение объекту управления через систему административных, экономических, властных механизмов.

        Эффективные руководители – это люди, прекрасно осознающие свои личностные достоинства и недостатки. Осознавая их, они стараются максимально использовать свои достоинства и свести к минимуму последствия своих недостатков. 

        Эффективный руководитель действует по плану, в котором предусмотрены все его главные действия, его отношение с подчинёнными, а также выделено время на обдумывание перспективных вопросов и время на повышение своей квалификации. Он трезво оценивает результаты своей деятельности и признаёт свои ошибки. Внимательно выслушивает любую критику и предложения подчинённых. Руководитель, пренебрегающий справедливыми критическими замечаниями, неизбежно противопоставляет себя коллективу и, в конечном счёте, теряет возможность эффективно управлять. Основой подлинного авторитета руководителя являются знания и умения, принципиальность и человечность, смелость и решительность, так как ничто так не компрометирует руководителя, как безынициативность и трусость, боязнь ответственности и постоянное ожидание указаний свыше, что и как делать.  

Список литературы

 

    • Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. М.: Изд. «Юнити», 2001.
    • Кричевский Р. Л. Если Вы - руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. - 384 с.
    • Организационная психология / Сост. и общая ред. Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
    • http://rudocs.exdat.com/docs/index-218355.html?page=4#7226427
    • http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00046141_0.html

Информация о работе Психические типы эффективных руководителей