Происхождение и развитие психики в работах А.Н. Леонтьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:30, реферат

Краткое описание

Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце 19 века. Нет практически ни одного выдающегося психолога, который занимался исключительно проблемами общей психологии. Так или иначе, все ученые занимались проблемами развития психики.
Психика - это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе его активного отражения.
Развитие психики – это, прежде всего, закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..2
1.Происхождение и развитие психики человека и животного по
А.Н.Леонтьтьву..................................................................................................................................4
2.Стадии развития психики………………………………………………………………………………………………….….8
2.1 Новорожденность и младенчество…………..………………………………………………….…..9
2.2 Ранний возраст………………………………………………….……………………………………………………..11
2.3 Дошкольный возраст…………………………………………………….………………………………………13
2.4.Младший школьный возраст…………………………………………………………………………....15
2.5.Подростковый возраст и начало юности........................................................17
2.6. Акмеологический период развития………………………………………………………………19
2.7. Период геронтогенеза……………………………………………………………………………………..….20
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..….21
Список использованной литературы………………………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Происхождение и развитие психики в работах Леонтьева.docx

— 60.30 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..2

1.Происхождение и развитие психики человека и животного по

А.Н.Леонтьтьву..................................................................................................................................4

2.Стадии развития психики………………………………………………………………………………………………….….8

2.1 Новорожденность и младенчество…………..………………………………………………….…..9

2.2 Ранний возраст………………………………………………….……………………………………………………..11

2.3 Дошкольный возраст…………………………………………………….………………………………………13

2.4.Младший школьный возраст…………………………………………………………………………....15

2.5.Подростковый возраст и начало юности........................................................17

2.6. Акмеологический период развития………………………………………………………………19

2.7. Период геронтогенеза……………………………………………………………………………………..….20

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..….21

Список использованной литературы………………………………………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    

 

 

 

Введение

 

Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной  психологии в конце 19 века. Нет практически  ни одного выдающегося психолога, который  занимался исключительно проблемами общей психологии. Так или иначе, все ученые занимались проблемами развития психики.

Психика - это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе его активного отражения.

Развитие психики –  это, прежде всего, закономерное изменение  психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Как и всякое в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие проходило. Развитие было долгим, оно  прошло путь от низших, и , следовательно, примитивных форм, до высших, совершенных.

 Актуальность исследования проблемы происхождения психики заключается в том, что на сегодняшний день существует представления о происхождении психики, но все они базируются на различных теориях и гипотезах. Само их разнообразие говорит о том, что единого представления на сегодняшний день не существует, т.к. невозможно доказать превосходство и весомую важность ни одной из гипотез. Восстановить течение эволюции мы не можем, поэтому пользуемся лишь знаниями, полученными из зоопсихологии.

Главным же постулатом в  развитии и происхождении психики  является теория, нашей предложенная А.Н. Леонтьевым.

Цель работы: изучить теорию происхождения и развития психики в работах А.Н. Леонтьева.

Объект исследования - происхождение психики, а предмет – теория происхождения психики. Для раскрытия данной темы нами были поставлены следующие задачи : охарактеризовать  отдельные стадии происхождения и развитие психики человека и животного, общие положения теории деятельности А.Н. Леонтьева.

Развитие психики человеческого  индивида - это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия - с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Развитие человека представляет собой непрерывную динамику изменений. Эти изменения особо видны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека, старика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Происхождение и развитие психики человека и животного

 

С незапамятных времён человек  замечал различия в строении и  поведении животных, умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живут совсем другой жизнью, они не похожи на людей как внешне, так и по их поведению. Вероятно, основываясь на этом учёными до середины 17 века полностью отрицалась общность человека и животного. С развитием медицины и анатомии в 18 веке общность анатомического строения была признана. Общность психики же отрицали до 19 века. В чём же дело? Прежде всего, какова история развития психики человека и животного.

Психика - свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно отражать действительность.

Существуют 2 истории развития психики:

1) филогенез - историческое развитие (отхватывает весь процесс эволюции вида, более глобальная);

2) онтогенез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи);

Рассмотрим исторические ступени развития психики. Психика  развивается по биологическим законам, т. е. развитие идёт по ступеням усовершенствования. Элементарная сенсорная психика. Этот первый этап развития психики представил русский психолог А. Н. Леонтьев. Как  представляется мир для нас с  вами? Мы его видим как совокупность различных предметов и их отношений  друг к другу. А животные, обладающие элементарной сенсорной психикой представляют мир лишь в виде таких и только таких свойств и элементов, от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненных потребностей.

На низшем этапе эволюции такому уровню отражения действительности присуща сетевидная (как у кишечнополостных) нервная система, а на высшем – ганглиозная (узловая, как у насекомых). В качестве примера рассмотрим поведение паука. На первый взгляд оно кажется наблюдателю настолько осмысленным и совершенным (паук плетёт паутину, терпеливо поджидает жертву, опутывает её и затем съедает), что приходится лишь восхищаться его способностям. Но эту точку зрения легко опровергнуть. Бросим в паутину маленький камушек. Паук, почувствовав вибрацию сети, немедленно отправляется к «жертве», опутывает её паутиной и пытается съесть. Этот опыт можно продолжать до бесконечности - пока камушки или что-то иное вызывает колебания паутины, паук каждый раз будет искать ее и пытаться с ней расправиться. Мы наблюдаем абсолютно бессмысленное поведение паука. То есть психика паука работает по элементарной схеме: в ответ на конкретный раздражитель непосредственно следует конкретная реакция для ответа на этот раздражитель. Здесь мы имеем дело с инстинктивным поведением, которое зародилось на этом этапе развития и является для него основным.

Перцептивная (воспринимающая) психика. На этой стадии животные видят  мир в форме образов целостных  вещей и их соотношений друг к  другу. Этот уровень развития требует  достаточного развития центральной  нервной системы. Наряду с инстинктами, основную роль начинают играть определённые навыки, усвоенные в период жизни  особи. На высших этапах развития можно  уже говорить о простейшем интеллекте.

Инстинкты. На данном и предыдущем этапах они играют определяющую роль в поведении животного. Какими бы сложными не казались нам инстинкты, их основной и неисправимый недостаток в том, что срабатывают они  только тогда, когда соблюдены в определённом порядке все внешние условия. Животные не могут рассмотреть и среагировать на целостную ситуацию, они способны произвести элементарный анализ отдельных её элементов. В зависимости от результата активизируются инстинкты.

Интеллект. Как выглядит интеллектуальное поведение обезьян очень наглядно описал немецкий учёный В. Келер. Опыты, проведённые им неоднократно повторялись, уточнялись и совершенствовались, поэтому их результаты достаточно точны и серьёзных сомнений не вызывают.

Итак, на потолке клетки с  шимпанзе подвешен банан так, что  шимпанзе не может никак дотянуться или допрыгнуть до банана. Она довольно быстро прекращает бесплодные попытки  и пытается найти другой способ решения  поставленной задачи. В клетке имеется  ящик. Подумав, обезьяна переставляет ящик под банан, взбирается на него и с лёгкостью достаёт пищу.

Леонтьев назвал такую  деятельность двухфазной: сначала идёт процесс подготовления (1 фаза), затем процесс осуществления (2 фаза). Этим подтверждается вывод Леонтьева и Фабрина о том, что уровень развития психики можно определять по уровню развития органов манипулирования с предметами. Естественно, что шимпанзе с более развитыми передними конечностями гораздо быстрее додумается применить предмет для осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь.

Итак, остановимся на этом при анализе развития психики  животного. Можно сделать вывод, что даже самая наисообразительнейшая обезьяна никогда (во всяком случае в обозримом будущем) не смастерит себе ножа, не будет носить его с собой и не построит дом. Ни одна обезьяна не станет человеком и из-за несовершенства развития нервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровню развития человека. Это, с моей точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Но, вернёмся к развитию психики человека.

Хотя возникновение человеческой психики является частью развития животного  мира, психика человека существенно  отличается от психики животного. Ведущую  роль в развитии человеческой психики  играют не биологические, а социально-общественные закономерности. Здесь мы подошли  к самому важному вопросу: как  возникла высшая форма отражения действительности - человеческое сознание.

Сознание - высшая интегрирующая  форма психики, результат исторических условий, сформированный при постоянном общении с другими людьми и труде. Важнейшим условием появления человека разумного был стадный образ жизни. Это и дало толчок к развитию сознания и мышления - высших форм понимания, осмысления и отражения действительности. В первобытном человеческом стаде человек получил возможность трудиться и общаться с себе подобными. Это дало возможность передать однажды приобретённый опыт от одной особи к другой, в то время как ни одно животное не обучает целенаправленно других животных тому, что научилось делать само. У животных из поколения в поколение передавались лишь инстинкты, навыки же приходилось приобретать самим. В человеческом стаде потомки усваивали навыки предков, таким образом они смогли развиваться всё быстрее и быстрее, и вместе с их развитием развивался их интеллект, мышление, сознание. В частности, развитию мышления способствовало развитие в результате постоянного труда членораздельной речи.

Появление и совершенствование  труда повлекло и другие изменения  в человеческой психики: для успешного  труда человек должен поставит себе цель, представлять конечный результат. Так развиваются воля, обостряется  память. В процессе труда человек  работает какими-то частями своего тела, конечностями - развивается точная координация движений, внимание, зоркость.

Таким образом, в результате непрерывного и долговременного  труда выковывались все без исключения стороны психики человека. Все  перечисленные процессы стали контролироваться сознанием, стали сознательными  и управляемыми. Итак, именно труд создал человека, выделил его из животного  мира и возвысил над царством животных.

 

 

 

2.Стадии развития психики

 

Развитие психики человеческого индивида – это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это – внутреннее необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия, с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии , в формировании его как личности.

Существует весьма большое  количество подходов к проблеме развития психики человека. А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики человека. На каждой из них я хотела остановиться подробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Новорожденность и младенчество

 

Рождение ребенка, по убеждению  специалистов, - главенствующий процесс  нашей жизни. В постнатальный  период происходит коренное изменение  жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма. Поэтому новорожденность с физиологической  точки зрения – это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.

Это период интенсивной начальной  психофизиологической адаптации новорожденного к новой внешней среде обитания. Ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные, вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена.

Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни  во внутриутробный период: в состоянии  покоя ребенок сохраняет прежнюю  эмбриональную позу, сон занимает 4/5 всего времени, внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена  на удовлетворении своих потребностей в пище. Тем не менее, стадия новорожденного является первой стадией, на которой начинает формироваться поведение в виде простейших актов, а самое главное - особенно интенсивно формируется сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны губ, щек, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы.

По истечении 2-3 недель при  нормальном развитии появляется комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности  и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития . Все эмоциональные и двигательные реакции ребенка, ранее происходящие разобщено, соединяются в едином поведенческом акте. Как правило, на появление матери он может одновременно улыбнуться в ее сторону ручки. Появление комплекса оживления означает окончание периода новорожденности.

Информация о работе Происхождение и развитие психики в работах А.Н. Леонтьева