Происхождение и развитие психики в работах А.Н. Леонтьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:30, реферат

Краткое описание

Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце 19 века. Нет практически ни одного выдающегося психолога, который занимался исключительно проблемами общей психологии. Так или иначе, все ученые занимались проблемами развития психики.
Психика - это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе его активного отражения.
Развитие психики – это, прежде всего, закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..2
1.Происхождение и развитие психики человека и животного по
А.Н.Леонтьтьву..................................................................................................................................4
2.Стадии развития психики………………………………………………………………………………………………….….8
2.1 Новорожденность и младенчество…………..………………………………………………….…..9
2.2 Ранний возраст………………………………………………….……………………………………………………..11
2.3 Дошкольный возраст…………………………………………………….………………………………………13
2.4.Младший школьный возраст…………………………………………………………………………....15
2.5.Подростковый возраст и начало юности........................................................17
2.6. Акмеологический период развития………………………………………………………………19
2.7. Период геронтогенеза……………………………………………………………………………………..….20
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..….21
Список использованной литературы………………………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Происхождение и развитие психики в работах Леонтьева.docx

— 60.30 Кб (Скачать)

2.7. Период геронтогенеза (старение и старость).

 

Это поздний период человеческой жизни, включающий изменение позиции  человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для  мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года); старческий возраст - 75-90 лет; долгожители - 90 лет и старше.

В целом денный период характеризуется  угасанием физических и психических  функций. Отмечается снижение интенсивности  углеводного, жирового и белкового  обмена. Уменьшается способность  клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания и мышления.

Однако следует отметить, что протекание данного периода  в значительной степени определяется индивидуальными особенностями  человека. На позднем этапе онтогенеза роль личности, ее социального статуса, ее включенности в систему общественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека. Приспособление к социуму, в котором развивается  психика человека, во внешней среде  которого удовлетворяются его потребности, связано со значимыми людьми, предъявляющими к человеку, входящему в то или  иное конкретное социальное пространство, определенные требования, правила общежития.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современная психология развития отказалась от рассмотрения вопроса  о природе развития психики в  терминах: или биологическое, или  средовое (социальное, культурное) в  пользу понимания важности и того и другого факторов в психическом  развитии. Современная психология рассматривает  и изучает взаимодействие биологических (генетических) и культурных (средовых) факторов как неразрывных звеньев  процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представление о единстве генетических и средовых факторов в  психическом развитии человека.

Развитие человека - неравномерный  процесс становления разных психических  функций, способностей, формирования характера  и личности. В этом процессе важно  учитывать как генетические возможности  человека, так и воздействия среды, общества и культуры. Следует помнить, что генетика - это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность  к тем или иным нарушениям развития есть только возможность, которая может  быть реализована, а может быть и нет. В развитии человека выделяются возрастные циклы. Это периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения. Возрастные циклы психического развития человека отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако существует и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещен относительно общего хода жизненных изменений.

Возрастные циклы жизни  человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека в разных психологических концепциях. Однако, не смотря на разные основания  периодизаций развития, большинство  теорий выделяют одни и те же возрастные этапы. Например, младенческий период описывается как возраст становления  доверия к миру (Э. Эриксон), или  период оральной стадии (З.Фрейд), или период тесного эмоционального общения с матерью (Д.Б. Эльконин), или стадии сенсомоторного интеллекта (Ж.Пиаже). Разные концепции выделяют в качестве главного признака этого этапа разные стороны психического развития. Но все они выделяют именно этот возрастной цикл как качественно особый этап психического развития человека. Особое внимание также уделено развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

Чем определяется психическое  развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что приобретает  человек на каждом этапе и какие  главные аспекты психического развития выделяются в каждом возрастном периоде. Эти ответы на эти вопросы имеют  не только научное, но и практическое значение. От знания и понимания  причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы  обучения и воспитания, организации  различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания.- Л.:Изд. ЛГУ,1968- 338 с.

2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985.-318 с

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М, Просвещение, 1968г. 179 с.

4. Выготский Л.С.. Вопросы детской психологии // Собр. соч. в 6 т. Т.4. М., 1984.

5. Выготский Л.С.. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6т.Т.3,. М., 1983.

6. Выготский Д.Б. Ранее детство. Кризис трех лет. // Собр. соч. в 6 т. Т.4 М., 1984.

7. Кон И.С. Психология юношеского возраста-М.: Просвещение,1979 -175 с.

8. Леонтьев А.H. Деятельность.Сознание.Личность М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

9. Леонтьев А.Н. К теории  развития психики ребенка М. 1998 – 346 с.

10. Леонтьев А.Н. Проблемы  развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во  Моск. ун-та, 1972. – 576с.

11. Психология. Учебник./под ред. А.А.Крылова -М.:ПБОЮЛ Гриженко Е.М.,2002г.-584 с.

12. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. псих. труды, М., 1989

13. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского// Избр. псих. труды, М.,1989.

14. Эриксон Э.. Детство и общество. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996 - 592 с.

 


Информация о работе Происхождение и развитие психики в работах А.Н. Леонтьева