Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:30, реферат
Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце 19 века. Нет практически ни одного выдающегося психолога, который занимался исключительно проблемами общей психологии. Так или иначе, все ученые занимались проблемами развития психики.
Психика - это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе его активного отражения.
Развитие психики – это, прежде всего, закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..2
1.Происхождение и развитие психики человека и животного по
А.Н.Леонтьтьву..................................................................................................................................4
2.Стадии развития психики………………………………………………………………………………………………….….8
2.1 Новорожденность и младенчество…………..………………………………………………….…..9
2.2 Ранний возраст………………………………………………….……………………………………………………..11
2.3 Дошкольный возраст…………………………………………………….………………………………………13
2.4.Младший школьный возраст…………………………………………………………………………....15
2.5.Подростковый возраст и начало юности........................................................17
2.6. Акмеологический период развития………………………………………………………………19
2.7. Период геронтогенеза……………………………………………………………………………………..….20
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..….21
Список использованной литературы………………………………………………………………………………...22
Это поздний период человеческой жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.
В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года); старческий возраст - 75-90 лет; долгожители - 90 лет и старше.
В целом денный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания и мышления.
Однако следует отметить,
что протекание данного периода
в значительной степени определяется
индивидуальными особенностями
человека. На позднем этапе онтогенеза
роль личности, ее социального статуса,
ее включенности в систему общественных
связей особенно велика для сохранения
трудоспособности человека. Приспособление
к социуму, в котором развивается
психика человека, во внешней среде
которого удовлетворяются его
Современная психология развития отказалась от рассмотрения вопроса о природе развития психики в терминах: или биологическое, или средовое (социальное, культурное) в пользу понимания важности и того и другого факторов в психическом развитии. Современная психология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и культурных (средовых) факторов как неразрывных звеньев процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.
Развитие человека - неравномерный
процесс становления разных психических
функций, способностей, формирования характера
и личности. В этом процессе важно
учитывать как генетические возможности
человека, так и воздействия среды,
общества и культуры. Следует помнить,
что генетика - это только возможность,
которая реализуется в
Возрастные циклы жизни
человека имеют разную периодизацию.
В зависимости от критерия выделяются
разные периоды в жизни человека
в разных психологических концепциях.
Однако, не смотря на разные основания
периодизаций развития, большинство
теорий выделяют одни и те же возрастные
этапы. Например, младенческий период
описывается как возраст
Чем определяется психическое развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что приобретает человек на каждом этапе и какие главные аспекты психического развития выделяются в каждом возрастном периоде. Эти ответы на эти вопросы имеют не только научное, но и практическое значение. От знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям.
Список использованной литературы.
1. Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания.- Л.:Изд. ЛГУ,1968- 338 с.
2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985.-318 с
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М, Просвещение, 1968г. 179 с.
4. Выготский Л.С.. Вопросы детской психологии // Собр. соч. в 6 т. Т.4. М., 1984.
5. Выготский Л.С.. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6т.Т.3,. М., 1983.
6. Выготский Д.Б. Ранее детство. Кризис трех лет. // Собр. соч. в 6 т. Т.4 М., 1984.
7. Кон И.С. Психология юношеского возраста-М.: Просвещение,1979 -175 с.
8. Леонтьев А.H. Деятельность.Сознание.Личность М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
9. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка М. 1998 – 346 с.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 576с.
11. Психология. Учебник./под ред. А.А.Крылова -М.:ПБОЮЛ Гриженко Е.М.,2002г.-584 с.
12. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. псих. труды, М., 1989
13. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского// Избр. псих. труды, М.,1989.
14. Эриксон Э.. Детство и общество. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996 - 592 с.
Информация о работе Происхождение и развитие психики в работах А.Н. Леонтьева