Профилактика злоупотребления ПАВ младшими школьниквми классов коррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Оглавление
Злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Всё больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6-10 лет.

Оглавление

Стр.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава . Теоретические основы профилактики злоупотребления ПАВ младшими
школьниками классов коррекции……………………………………………….6
1.1 Основные понятия теории профилактики злоупотребления психоактивными веществами………………………………………………………6
1.2 Факторы риска злоупотребления психоактивными веществами…………..9
Глава . Особенности младшего школьного возраста и их учет в профилактике злоупотребления психоактивными веществами………………………………….21
2.1 Содержание, цели и задачи профилактики наркозависимости у детей младшего школьного возраста: факторы риска наркотизации и защитные факторы……………………………………………………………………………..212.2 Организация и технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения……………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………...…36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ДАША.doc

— 419.30 Кб (Скачать)

    Важной задачей является развитие способности получать удовлетворение от процесса познания. Подобная работа должна проводиться в доступных и привлекательных для ребёнка формах - форме сказки и игры.

    Другая важная задача в работе с первоклассниками - способствовать установлению атмосферы дружелюбия и доверия. Таким образом, стратегия проведения работы по профилактике злоупотребления ПАВ с младшими школьниками предполагает целенаправленное всестороннее развитие личности и социальных навыков детей, а также разрешение специфических возрастных проблем. 
 
 
 
 

    2.2.Профилактическая деятельность, нацеленная на снижение факторов риска наркотизации и усиление защитных факторов с учётом возрастных особенностей детей. Наиболее значимыми факторами риска и защиты для детей младшего школьного возраста являются условия, связанные с семьёй и школой. Кроме того, факторами, способными оказать влияние на вовлечения в наркотизацию, являются особенности самосознания младших школьников, степень их адаптации к школьным условиям, развитие социальных навыков, наличие у детей установок на употребление ПАВ или отказ от него.

    В соответствие с этим «Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде» (2000) в качестве основных объектов, на которые направлена профилактика, определяет семью, образовательное учреждение и самих младших школьников.  В зависимости от выбора основных объектов профилактического воздействия выделяют следующие направления в профилактической работе: работа с семьей, создание антинаркотической среды в образовательном учреждении, превентивное обучение детей.

    Согласно Концепции профилактики злоупотребление ПАВ в образовательной среде, работа с семьей ребенка в рамках первичной профилактики наркозависимости направлено на формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию детей и подростков «законопослушного, успешного и ответственного поведения».

    Работа с семьями детей по вопросам профилактики наркозависимости ведется в нескольких направлениях:

  1. Общая информационно-просветительская работа с родителями и заменяющими их лицами.

    Предполагает проведение лекций по проблеме влияния семейного воспитания на формирование предпосылок злоупотребление психоактивными веществами. Также возможно организация круглых столов, семинаров по данной проблеме. Перспективным направлением профилактической работы с семьей является проведение тренингов родительской компетенции с целью активизации семейных факторов, способствующих формированию устойчивости по отношению к наркотическому заражению.

  1. Индивидуальное консультирование по вопросу детей и проблемам, связанным с употреблением ПАВ.

    Консультативная деятельность педагога и психолога образовательного учреждения профилактики злоупотребления психоактивными веществами ограниченно рамками его профессиональной компетенции и реализуется в форме рекомендаций по вопросам воспитания ребенка с учетом его возрастных и индивидуально-психологических особенностей. Особое значение имеет вопрос о развитии у ребенка разносторонних социально одобряемых интересов, или увлеченности ребенка каким то видом деятельности как альтернативы наркотизации. В качестве рекомендации по практическому решению задач развитие разносторонней личности педагог может посоветовать родителям записать ребенка в кружок, спортивные секции и в другие организации системы дополнительного образования.

  1. Работа с семьями «группы риска»

    «Основным направлением работы учителя с семьями детей по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами является общая информационно - просветительская работа. Школьный психолог также может организовать и проводить родительские группы, тренинги детско - родительских отношений, а также тренинги для родителей и других заинтересованных членов семьи по вопросам профилактики злоупотребления ПАВ. Для проведения тематических обучающих групп для взрослых можно использовать материалы тренингов формирования отношения проблеме употребления психоактивных веществ, например приведенных в программе Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского, или тренинга для взрослых, разработанного Л.В. Немшевой, Э.Г. Вешт…» [12, с. 83-88].

  1. Создание антинаркотической среды в общеобразовательном учреждении.

    Работа по профилактики наркозависимости на уровне школы предполагает:

  • внедрение в образовательной среде инновационных педагогических технологий, обеспечивающих формирование и развитие воспитанников ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» наркотиков;
  • расширение спектра досугов мероприятий за счет совершенствования системы дополнительного образования;
  • создание и внедрение технологий раннего обнаружения случаев употребления психоактивных веществ учащимися.

        При обсуждении вопроса о создании антинаркотического климата в школе

    необходимо отметить тот факт, что до настоящего времени в рамках этого направления профилактической деятельности проводятся только разовые мероприятия. Например, такие как: выставки, конкурсы детского рисунка, оформление стендов с информации о принципах ведения здорового образа жизни, рекомендации родителям и так далее.

    Превентивное обучение учащихся начальных классов общеобразовательных школ представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики, и предполагает сочетание просветительской работы с формированием у детей здоровых установок и навыков ответственного поведения. Общая цель гармонического развития конкретизируется в таких задачах обучения, как формирование и усиление у ребенка антинаркотических установок, гармонизации отношения ребенка с окружающим миром и самим собой, развитие способностей саморегуляции, формирование навыков принятия ответственных решений и фиктивного общения.

    Роль педагогов в превентивном обучении, независимо от формы его организации имеет ряд существенных особенностей, отличающих превентивную педагогику от классической: задачи создания благоприятных условий для самораскрытия возможностей ребенка, укрепления веры в собственные силы, развитие самоуважения и уверенности в себе; особенно важно не только и не столько то, что говорит педагог, сколько то, как он поступает; педагогу необходимо помнить, что некоторые темы могут оказаться сложными и вызывающими болезненные переживания у отдельных учащихся.          

                

                  

 

Список использованных источников 

  1. Гусева, Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей / Н.А. Гусева. - Санкт-Петербург: «Речь», 2003. - 117с.
  2. Бехтель, Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем / Э.Е. Бехтель. - М., 1986. - 69с.
  3. Божовичь, Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божовичь. - М., Воронеж, 1995. - 98с.
  4. Качалов, В. Об аудикциях и адективном поведении / В. Качалов. - Internet, 2008
  5. Ковалёв, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалёв. - М., 1973. - 239с.
  6. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2000 №619// Вестник образования. 2000. №8.
  7.   Курик, Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление ПАВ / Н.С. Курик. - СПб, 2001. - 173с.
  8. Макеева, А.Г. Профилактика раннего наркотизма у младших школьников. Автореферат дис. канд. пед. наук / А.Г. Макеева. - Москва, 1995. - 185с.
  9. Мать, дитя, клиницист: новая психоаналитической психотерапии. - М., 1994. - 189с.
  10. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М., 1998. - 167с.
  11. Никольская, И.М. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы / И.М. Никольская, Г.Л.Бардиер. - СПб, Рига, 1996. - 127с.
  12. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. - М., 1998. - 153с.
  13. Шипицина, Л.М. Профилактика злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Л.М. Шипицина, Л.С. Шпилени. - М.,2003. - 127с.
  14. Березина, С.В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / С.В. Березина, К.С. Лисиценкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2000. - 332с.
  15. Иванца, Н.Н. Руководство по наркологии / Н.Н Иванца. - В-2-х т. - 2002. - 210с.
  16. Сирота, Н.А. Программа формирования здорового жизненного стиля / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. - М., 2000. - 137с.
  17. Мемшева, Л.В. Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками / Л.В.Мемшева, Э.Г. Вешт. - СПб., 2001. - 68с.
  18. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: Программы формирования психологического здоровья у младших школьников / О.В. Хухлаева. - М., 2001. - 215с.
  19. Шабалина, В.В. Зависимое поведение школьников / В.В. Шабалина. - СПб., 2001. - 70с.
  20. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2001. - 54с.
  21. Шульга, Т.И. Слот В., Спарниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска» / Т.И. Шульга. - М., 2001. - 99с.
  22. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М., Воронеж 1995. - 285с.
 

     

      

             

              

           

           

         

Информация о работе Профилактика злоупотребления ПАВ младшими школьниквми классов коррекции