Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:24, курсовая работа
Оглавление
Злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Всё больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6-10 лет.
Стр.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава . Теоретические основы профилактики злоупотребления ПАВ младшими
школьниками классов коррекции……………………………………………….6
1.1 Основные понятия теории профилактики злоупотребления психоактивными веществами………………………………………………………6
1.2 Факторы риска злоупотребления психоактивными веществами…………..9
Глава . Особенности младшего школьного возраста и их учет в профилактике злоупотребления психоактивными веществами………………………………….21
2.1 Содержание, цели и задачи профилактики наркозависимости у детей младшего школьного возраста: факторы риска наркотизации и защитные факторы……………………………………………………………………………..212.2 Организация и технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения……………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………...…36
Сходный процесс происходит и в отношениях с учителем. Учитель поначалу наделяется всеми качествами родителя. Он заведомо любим и уважаем и в тоже время внушает страх. Это особенно характерно для первоклассников. Некоторый страх перед учителем входит в диапазон нормального развития других социальных страхов в этот период, поскольку это оно из проявлений первого опыта социализации ребенка. «Он боится не соответствовать общепринятым нормам и образцам по ведения, опасается сделать что-нибудь не так, опоздать, не выполнить задание и т. д.» [16, с. 40]. Однако появление устойчивого страха перед учителем свидетельствует об опасности перерастания нормальных школьных страхов в невротические. Со временем (обычно н втором, третьем году обучения) учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ, дети начинают на его смотреть более реалистично. Учитель может просто «упасть с пьедестала», тогда некритичное преклонение сменится пренебрежением или озлоблением. Чаще такой «перегиб» происходит по отношению к очень авторитарным, доминирующим, или эмоционально неуравновешенным, склонным к аффектам учителям. Привлечение учителя к профилактическим занятиям в качестве помощника ведущего или участника группы позволяет сделать этот процесс менее болезненным и скорректировать «перегибы».
Кроме отношений со взрослыми (родителями, учителем) младший школьник начинает все более активно взаимодействовать со сверстниками, и эти отношения начинают оказывать на его развитие и социальную адаптацию все большее влияние.
Взаимоотношения со сверстниками могут складываться по-разному и не всегда гладко. Нужно учитывать, что большинство детей приходят в школу, не имея опыта общения в детском коллективе. Те же , кто посещал детский сад, страдают от «смены первичного окружения, от утраты налаженных дружеских контактов» [18, с. 67].
Статус в классе и самооценка ребенка взаимосвязаны и на первом году обучения жестко детермированымнением учителя и успеваемостью. Неуспешная учебная деятельность, конфликтные отношения с учителем и низкий социометрический статус в классе приводят к депривации потребности в признании, что вызывает к жизни неадаптивные защитные механизмы. При пассивном типе поведения появляются замкнутость, лень, апатия, уход в фантазии или болезни - реальные и симулированные. При активном поведении защита оборачивается агрессией, компенсируя школьную неуспешность в других сферах деятельности, в том числе асоциальной.
В последствии самооценка ребенка и его положение среди сверстников зависят от учителя и успеваемости все меньше и меньше. К концу обучения в начальной школе, в классе могут образовываться группы детей (чаще мальчиков), которые утверждают себя через некоторое противостояние требованиям и мнению учителя (это поведение станет особенно заметным в подростковом возрасте, но предвестники этого появляются уже во втором - третьем классе). Немаловажным фактором приобщения к психоактивным веществам может стать и то обстоятельство, что младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательном. Главным образом это касается мальчиков. Ребенок с удовольствием демонстрирует окружающим «чудеса храбрости» - не думая о последствиях, перебегает прямо перед носом мчащейся машины дорогу, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». И в том случае если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, «стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к психоактивным веществам…» [20, с. 30].
Обобщая все выше сказанное, можно отметить, что поступление в школу может провоцировать проявление неблагоприятных микросоциальных факторов, сформировавшихся в более ранние периоды развития ребенка. Кроме того, важным фактором риска проявления различных отклонений, в том числе злоупотребления психоактивными веществами, становится школьная дезадаптация, усугубляемая сложными отношениями в семье. И наоборот, гармоничные семейные отношения, построенные на эмоциональной близости и взаимном уважении, оптимальный стиль воспитания (сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью, принятием и эмоциональной поддержкой ребенка), хорошая адаптация ребенка к условиям учреждения образования, конструктивное взаимодействие и позитивные отношения со сверстниками и педагогами выступают защитными от злоупотребления ПАВ факторами.
Особая значимость влияния на младших школьников их микросоциального окружения учитывается при выборе основных направлений профилактического воздействия. Кроме непосредственной работы с детьми, основными направлениями профилактической деятельности будут работа с семьей учащихся и воздействие на школьную среду. Таким образом, профилактическая работа в начальных классах должна быть нацелена на уменьшение влияния факторов риска наркотизации, связанных с воспитанием в семье и обучением в школе, а также на усиление семейных и школьных защитных факторов.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие личности ребенка, поэтому особую значимость приобретают индивидуально-личностные факторы защиты по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию. Значимыми защитными факторами выступают гармоничные всестороннее развитие личности, хорошее ролевое развитие и социальная компетентность ребенка. Рассмотрим эти факторы подробнее.
Гармоничное развитие личности младшего школьника предполагает в первую очередь баланс развития ее эмоциональной, когнетивной и волевой сторон. Младший школьный возраст соответствует аффективному (эмоциональному) этапу формирования личности. «В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость и повышенная эмоциональная возбудимость» [5, с. 31].
С другой стороны, к семи годам, в связи с возрастанием роли второй сигнальной системы, у ребенка формируется способность дифференцировать свои эмоции посредством речи, и эти дифференцированные эмоции становятся важным регулятором поведения (Л. С. Выготский). Благодаря распознаванию и анализу своих эмоциональных свойств и способов реагирования развивается самосознание, понимание себя и других, идет овладение навыками самопомощи, восприятия социальной поддержки. Мышление приобретает все большее значение и начинает определять работу всех других функций сознания, которые интеллектуализируются и становятся произвольными.
В контексте профилактики наркозависимости наряду с рефлексией особое значение имеет формирование и развитие критичности мышления. В сочетании с уверенностью к себе, это свойство считается основой способности противостоять наркогенному социальному давлению (в том числе скрытой пронаркотической рекламе в СМИ).
Учебная деятельность не только требует, но и способствует развитию волевой регуляции поведения младшего школьника. Хотя в работах по возрастной психологии внимание акцентируется на принятие ребенком новой социальной - роли ученика, хорошее ролевое развитие предполагает гибкость ребенка в принятии разнообразных ролей в соответствии с требованием ситуации. Во многом эта гибкость зависит от отношения родителей и других членов семьи. Важно, чтобы во внеучебных и связанных с приготовлением уроков ситуаций у ребёнка была возможность быть просто «ребёнком своих родителей», «другом сверстников», «пассажиром общественного транспорта» и т. д. Разнообразие родителей, принимаемых ребёнком (заметим, что для младшего школьника ролевая игра ещё не является значимым видом деятельности), позволяет противостоять такому негативному образованию, которое Э. Эриксон называет «ограниченной идентичностью», и тем самым избежать формирования важного фактора риска наркотизации.
«Следующим важным фактором защиты от приобщения к психоактивным веществам является социальная компетентность ребёнка. В отношении детей младшего школьного возраста социальной компетентностью может считаться способность эффективно решать определённые возрастные задачи.
Рассмотрим перечень возрастных задач, который положен в основу программ по показанию социальной и психолого-педагогической помощи детям с асоциальным поведением и их семьям, а также программ профилактики девиантного поведения» [21, с. 5-8].
Специфическим личностным фактором защиты являются антинаркотические установки, в структуре которых принято выделять информационный, оценочный и поведенческий компоненты.
В зависимости от степени вовлечения в проблему злоупотребление психоактивными веществами в профилактической работе с детьми выделяют два направления:
Профилактическая работа с детьми группы риска направлена на коррекцию личностных особенностей, способных спровоцировать приобщение к одурманивающим веществам. Она предполагает помощь детям, испытывающим трудности социальной адаптации, - развитие у них коммуникативных навыков, приёмов противостояний негативному социальному давлению, внутриличностных революционных механизмов, а также организацию условий для их успешной адаптации в детском коллективе.
Рассматривая особенности младших школьников, необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте сохраняются некоторые психологические черты, характерные для дошкольников: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность и впечатлительность, которые могут использоваться при проведении профилактической работы с детьми этого возраста.
Кардинальное отличие младшего школьника от дошкольника состоит в новой внутренней позиции, которая характеризуется принятием ребёнка своего нового социального статуса, новые роли - роли ученика. Изменившееся положение ребёнка в системе общественных отношений создаёт особую направленность ребёнка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая деятельность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей.
Младший школьный возраст один из немногих периодов развития, когда социальные условия требования среды в целом соответствуют актуальным задачам развития. Довольно распространённая ошибка современных родителей - недостаточное внимание к школьным успехам и трудностям ребёнка. Важно, чтобы родители интересовались успехами ребёнка в школе: радовались хорошим оценкам и прогрессу в обучении, огорчались неуспеху. Конечно, важно не перегибать палку и в другую сторону - сводить всё взаимодействие с ребёнком исключительно к «школьным вопросам».
Информация о работе Профилактика злоупотребления ПАВ младшими школьниквми классов коррекции