Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:24, курсовая работа
Оглавление
Злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Всё больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6-10 лет.
Стр.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава . Теоретические основы профилактики злоупотребления ПАВ младшими
школьниками классов коррекции……………………………………………….6
1.1 Основные понятия теории профилактики злоупотребления психоактивными веществами………………………………………………………6
1.2 Факторы риска злоупотребления психоактивными веществами…………..9
Глава . Особенности младшего школьного возраста и их учет в профилактике злоупотребления психоактивными веществами………………………………….21
2.1 Содержание, цели и задачи профилактики наркозависимости у детей младшего школьного возраста: факторы риска наркотизации и защитные факторы……………………………………………………………………………..212.2 Организация и технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения……………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………...…36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КГОУ СПО «Барнаульский Государственный Педагогический колледж»
Отделение
начальных классов
Жердева
Дарья Сергеевна
ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИ
(курсовая
работа)
Научный руководитель:
(подпись)
Оценка ___________
Барнаул - 2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы профилактики злоупотребления ПАВ младшими
школьниками классов коррекции……………………………………………….6
1.1 Основные
понятия теории профилактики злоупотребления
психоактивными веществами……………………………………………………
1.2 Факторы риска злоупотребления психоактивными веществами…………..9
Глава II. Особенности младшего школьного возраста и их учет в профилактике злоупотребления психоактивными веществами………………………………….21
2.1 Содержание,
цели и задачи профилактики наркозависимости
у детей младшего школьного возраста:
факторы риска наркотизации и защитные
факторы……………………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...…
Введение
Злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Всё больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6-10 лет.
Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, потому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы; введение которой должно начинаться до наступления «критического возраста», т. е. основным объектом профилактической работы становятся дети в возрасте до 12-14 лет, при этом особое внимание уделяется профилактической работе в условиях учреждений образования.
При ведении этой работы следует учитывать, что приобщение младших школьников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические, характерные именно для данной возрастной группы психологические факторы. Такими факторами являются, в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей, которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить положительное субъективное восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Поэтому именно возраст 7-10 лет является временем первых проб наркотических и психоактивных веществ с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым «повзрослеть» и как бы поднять себя на один уровень с недоступным ранее миром взрослых.
С другой стороны, к концу дошкольного и в младшем школьном возрасте у детей происходит формирование самостоятельности мышления, внутреннего плана действия, начинает развиваться способность к рефлексии. Именно поэтому в этом возрасте ребёнок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния и поведения других людей. А значит, проведение профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся начальных классов с опорой на их возрастные особенности будет достаточно эффективным.
Проблема злоупотребления ПАВ младшими школьниками классов коррекции недостаточно изучена наукой, находится в стадии становления, так как отсутствует единая терминология и методические разработки.
Проблема: Противоречие заключается в следующем: с одной стороны возникла острая потребность в работе с детьми классов коррекции, злоупотребляющими ПАВ, с другой стороны известные методы и приёмы не приносят должного результата.
Объект исследования: Профилактика злоупотребления психоактивных веществ младшими школьниками.
Предмет исследования: Методы и приёмы профилактики злоупотребления ПАВ классов коррекции.
Цель: Выявить условия, при которых методы и приёмы профилактики будут наиболее результативными.
Гипотеза: Профилактическая работа злоупотребления ПАВ с детьми младшего школьного возраста будет наиболее результативной, если выполняются следующие условия: управление собственными эмоциональными состояниями, формирование антиалкогольных и антиникотиновых установок, прогнозирование последствий собственных действий; выработка знаний о психоактивных веществах и последствиях их употребления, оценка полученной информации и выработка на ее основе безопасного и ответственного поведения.
Глава I.
Теоретические основы профилактики злоупотребления
психоактивными веществами
1.1.Основные понятия теории профилактики злоупотребления веществами
Теория и практика профилактики злоупотребления веществами до настоящего времени находится в стадии становления. Хотя в последние время появляется все больше литературы по этому вопросу, отсутствие единой терминологии существенно затрудняет систематизацию существующих теоретических и методических разработок. Поэтому необходимо прояснить некоторые основные понятия.
Психоактивные вещества - это химические и фармакологические средства, которые «при потреблении воздействуют на психические процессы, например когнитивную или аффективную сферы».
Употребление психоактивных веществ сопровождается изменением психического и физического состояния человека. Еще одной важной характеристикой психоактивных веществ является присущая способность вызывать у потребителя «болезненное пристрастие», привыкание и зависимость.
Вопрос о нормах употребления психоактивных веществ (имеют в виду в первую очередь легальные ПАВ: алкоголь, никотин) является одним из наиболее сложных, в то же время от его решения зависит определение целей и критериев эффективности профилактика тесно связана с понятиями нормы и нормальности, поскольку «профилактика» (от греч. prophulaktikos -предохранительный) означает совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния.
Определим теперь границы «нормального» употребления психоактивных веществ с опорой на функциональные нормы. Отклоняющимися от функциональных норм употребления ПВА считается поведение, при котором
снижается способность человека выполнять свои функции и достигать общечеловеческие цели: самосохранение, саморазвитие, социальной организации.
С точки зрения субъективных норм, отклоняющимся будет считаться употребление ПАВ, сопровождающееся плохим самочувствием. Плохое самочувствие является интегральным показателем отрицательных эмоций, снижения познавательных способностей (памяти, внимания, мышления), ухудшение физического состояния.
В специальной литературе в последнее время все более распространенным становится еще одно название рассматриваемой реальности - аддиктивное поведение. В переводе с английского addiсtion - склонность к чему-либо (обычно к дурному), пагубная привычка.
Аддиктивное поведение связано с желанием человека выйти за пределы реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Уход от реальности сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. А именно интенсивность переживаемых эмоций играет главную роль в формировании зависимости: «фактически человек зависит не от того или иного препарата, а от эмоций… Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость…» [4, с. 2]. Это положение используется при создании профилактической программы. Владение, управление собственными эмоциональными состояниями является центральной задачей программы «Волшебная страна чувств».
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами, согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, понимается как комплекс социальных, образовательных и медикопсихологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ, а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотредления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).
Уже, исходя из определения, можно отметить наличие трех основных целей профилактической работы, на этой закономерности позволяет подобрать адекватные методы психологического воздействия в профилактической работе с детьми.
Третий компонент установки - поведенческий (для его обозначения мы впоследствии будем использовать термин «поведенческая готовность»). Этот компонент отражает реальное или предполагаемое поведение в наркогенной ситуации.
Рассматривая вопрос о формировании алкогольных установок. Э.Е. Бехтель отмечает, что установки как отношение индивида к спиртным напиткам является результатом усвоения социального опыта, а с другой стороны, установки определяют поведение человека в конкретной ситуации. Автор выделяет два периода в формировании алкогольных установок - до и после начала приема спиртных напитков. Соответственно этапы формирования алкогольных установок можно разделить на первичные и вторичные.
Первый этап связан пока только с усвоением личностью обычаев, норм и правил, связанных с употреблением спиртных напитков, действующих в социальном окружении, их преломлением через собственную личность и формированием через собственного отношения к алкогольной проблеме. Он исключает влияние личного опыта, поскольку таковой пока отсутствует.
Формирование
первичных алкогольных установок относится
уже к периоду дошкольного детства. Это
положение подтверждается экспериментальными
данными. Так, при обследовании детских
садов Ю. Ф. Приленский и Н. Д. Иванюженко
обнаружили, что в возрасте 3-4 лет в «пьяных»
играли 32% мальчиков и 7% девочек, в возрасте
6-7 лет соответственно 18% и 4%. Дети, получившие
задание «играть в праздник», разливали
воду по игрушечным чашечкам, чокались,
изображали пьяных. Первичные установки
ребенка, по мнению Э. Е. Бехтеля отличает
нечеткость, неполнота,а главное нестойкость.
Они отражают только общее отношение к
проблеме и легко меняются под действием
новой информации. Это свойство первичных
установок является важным ресурсом профилактики
приобщения к психоактивным веществам.
2.2.Факторы
риска злоупотребления ПАВ и защитные
факторы
Информация о работе Профилактика злоупотребления ПАВ младшими школьниквми классов коррекции